Война со стихийщиками в Севастополе не принесла пользы

Город охватила эпидемия сноса ларьков, которым нет альтернативы

В городе-герое и в соседней Балаклаве власти ликвидировали стихийную торговлю, но ничего не предложили взамен. Исчезновение доступных по цене товаров стало настоящим бедствием для жителей. Зачем это делается и появится ли что-то на пустующих площадях, выяснял «МК».

Город охватила эпидемия сноса ларьков, которым нет альтернативы
Балаклава. Здесь были молочные ларьки

Благими намерениями…

Когда-то учительница в школе вслух объясняла детям правила выполнения арифметических действий в столбик. Кто-то забыл эти правила уже через пару лет, кто-то помнит их до сих пор. Кто-то сделал их главными правилами жизни.

Исключительно благими намерениями мотивировалась большая программа демонтажа незаконных нестационарных торговых объектов (НТО) по всему Севастополю. По поручению губернатора города особое внимание было уделено наведению порядка в центре города, на площадях 50-летия СССР и Захарова. Ликвидации подлежит более полутысячи ларьков. Половина из них уже снесена.

Севастополь, ул. Бориса Михайлова. Здесь был рынок

В Балаклаве на площади 40 лет Октября были у стен рынка три киоска с молочной и колбасной продукцией. Были они однотипные и стояли прямо на плитах перекрытия сточной траншеи речки Балаклавки. Торговали киоски продукцией свежей и по очень привлекательным ценам. Пенсионеры и малоимущие граждане (а таких среди балаклавцев - большинство) к приезду машины с товаром уже выстраивались в очередь. Готовы были ждать запаздывающую машину, но не уходили. Качеством продукции и ценой были довольны. Но однажды подъехал автокран с полицией, погрузил ларьки на трейлер и увез. И в тот же день на площади, но уже не на плитах траншеи появилась будка «Кофе и сладости». Замена далеко не равнозначная. Пенсионеры за творогом и сметаной теперь вынуждены идти в магазины. А там цены куда выше, да и завоз свежей продукции никак не проконтролируешь.

В Гагаринском районе Севастополя напротив Юмашевского рынка были ликвидированы овощные ряды. Под снос попали и другие ларьки. Местная жительница Валентина Кирилловна недоумевает, куда ей теперь, после сноса газетного киоска, за свежей прессой ехать. В центр города? Далеко, долго и дорого. А за хлебом теперь в супермаркет пенсионерка должна идти.

Морковь по корейски. Торговля по-севастопольски

В районе портовой поликлиники в Камышовой бухте на улице Бориса Михайлова был небольшой рынок с широким спектром товаров. Здесь были и фрукты-овощи, и рыба, и газеты, и хлебные изделия. Всё, что домохозяйке нужно, продавалось в шаговой доступности и по умеренным ценам (в сравнении с супермаркетами и центральным рынком). Но по многочисленным просьбам трудящихся рынок снесли, на площадке сейчас пустырь. Но прямо напротив этой площадки на тротуарах и газонах в грязи и слякоти вдоль проезжей части и на пешеходных переходах разместился новый стихийный рынок. Часть согнанных со своих рабочих мест продавцов перебралась через дорогу. Семьи чем-то кормить надо. Но ларьки уже никто не рискует ставить, оборудовать их холодильниками не рискует. Вот и идет бойкая торговля вперемешку яблоками с рыбой, свининой с печеньем, соленьями с курятиной, лепешками с финиками прямо с ящиков.

Снос ларьков – дело прибыльное и не хлопотное. Но вот до создания новых торговых мест, востребованных севастопольцами, руки пока не дошли, головы не додумали. А нужно было до начала сноса предвидеть такую необходимость. Некоторые шаги всё же были предприняты, и часть предпринимателей, имеющих документы на право торговли, обнадежены возможностью предоставления компенсационных мест. Начальник Главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников добился упрощения процедуры выявления и признания объектов незаконными. Раньше она занимала два-три месяца, теперь – не больше двух недель.

Кому нельзя, кому можно

В булочную теперь на такси?

Мотивация программы сноса ларьков опирается на заботу об архитектурном облике Севастополя. Правительство города уверено, что на рынках города есть почти 800 свободных торговых мест. Более 300 мест предлагается на временных ярмарках. Но что-то предприниматели не торопятся их заполнять. То ли стабильность ярмарочных мест не внушает доверия, то ли свой киоск был более надежной торговой точкой, чем рыночный прилавок. Да и покупатель ногами голосует за торговые места в шаговой доступности. Ну не хочет севастополец ехать через весь город на рынок. Подавай ему товар рядом с домом. Общественный транспорт перегружен и дорожает изо дня в день (идет новое подорожание). Да и припарковать личный автомобиль севастопольцу возле рынка крайне трудно. Новый смысл приобрела крылатая фраза из «Бриллиантовой руки»: «Наши люди на такси в булочную не ездят!» Но свой вклад в загруженность дорог города вносят как раз граждане, которым килограмм картошки купить нужно или кулек конфет. А пенсионеры толкутся в автобусах и троллейбусах по пути к торговым местам, где на пару рублей товар дешевле. «Дешева телушка за морем, да перевоз дорог!»

День дается на выявление НТО и уведомление владельца о рассмотрении вопроса о демонтаже. Три дня управление ждет подтверждающие документы, неделя дается на самостоятельный снос ларька его владельцем. В случае несогласия владельца, ларек сносят принудительно в течение 5 дней. На снос НТО правительство Севастополя получило 10 миллионов рублей из резервного фонда.

К концу минувшего лета в Севастополе было полторы тысячи зарегистрированных ларьков, владельцы которых исправно вносили все полагающиеся платежи в бюджет. Чиновники говорят о еще как минимум двух тысячах нелегальных киосков. Так что сносить есть что. И сносить будут.

Что взамен? На площади Ушакова разместились новенькие деревянные щитовые киоски предприятия «Союзпечать». Их предлагают предпринимателям в краткосрочную аренду на время новогодней ярмарки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Два в уме, четыре сносим

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру