По ней ходили верблюды и ездили трамваи

Как появилась главная площадь Крыма

В этом году отмечается юбилей площади Ленина в Симферополе - именно 50 лет назад, к 50-летию Октябрьской революции, было принято решение в корне переделать центральную часть крымской столицы, открыть новый памятник Ленину и вообще назвать ее этим именем.

Как появилась главная площадь Крыма
фото: crimea.mk.ru

Хотя история площади началась намного раньше.

В 1803 г. художник де Палдо, делавший иллюстрации для книги П.И. Сумарокова «Досуги крымского судьи», расположился с мольбертом в районе губернских присутственных мест (ул. Р. Люксембург, 15, где был железнодорожный техникум) и нарисовал с натуры две широкие «першпективы» — нынешние улицы Р. Люксембург и К. Маркса. Последняя упиралась в главные ворота Ак-Мечети там, где сейчас начинается улица Некрасова. Вот от этого места и вдоль стен старинного города (по ул. Севастопольской, Самокиша и по проспекту Кирова) наметился треугольник, где был организован Большой базар (его так назвали в отличие от старого Малого базара, который располагался между улицами Октябрьской и Некрасова).

В вершине базарного треугольника в начале XIX века получил участок земли чиновник Васильев. Но по-настоящему оценил его лишь купец второй гильдии из Керчи Ицка Лейберович Берг. Он купил это идеальное для торга место и долго использовал его удачное расположение.

В 1825 году Крым посетили много известных людей. Это и Адам Мицкевич, и Александр Грибоедов. За ними последовал и английский путешественник Джон Уэбстер. Рассказывая о Симферополе, он описал Большой базар, который иногда использовался и для других целей. «В четверг утром толпа собралась на рынке. Мы увидели черный флаг и решили, что что-то необычное происходит, пошли по направлению к собравшейся толпе и увидели, что они наблюдают наказание кнутом десяти-двенадцать арестованных, которые совершили попытку побега из тюрьмы, убили священника, перебили нескольких охранников…

Преступник был привязан к наклонной доске, были привязаны его руки, наверху была большая выемка для шеи, которую тоже привязали ремнем… В таком положении он получил сорок ударов кнутом… Таким суровым было это наказание, что, когда все сорок ударов были нанесены, голова преступника безвольно упала на плечо, и он был снят со столба в бессознательном состоянии» (перевод автора).

Но место в первую очередь использовалось как рынок. Один из первых крупных чиновников России — П.В. Завадовский, купивший бывшее имение А.М. Бороздина в Саблах, — в 1829 г. описывал это место так: «Особой достопримечательностью Симферополя казался мне его базар. Он был расположен как раз у границы будущего предполагаемого европейского города и его татарской части. В жаркую летнюю пору он представлял собою живописное, интересное зрелище. Загроможденные различными плодами, стояли здесь по всем направлениям многочисленные арбы и мажары: под плетеными, подобными кибиткам, покрышками расположены были лавочки промышленников. Среди них находились и походные харчевни, в которых жарились и варились различные яства...»

Двухэтажный рынок

Хотя торг и тяготел к базарной площади, но и здесь, в центре города, появилась целая система лавочек и магазинов. Не случайно член Российской Академии наук Анатолий Николаевич Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., отмечал, что «в этом же городе целая улица предоставлена евреям, улица широкая, с обеих сторон, из конца в конец, окаймленная лавками. Здесь находятся всякого рода инструменты, орудия, посуда, металлы, ткани, необходимые для европейского потребителя; здесь же менялы, это бессмертное поколение фарисеев, выставляют груды своих золотых, серебряных и бумажных денег».

Переписка со строительным департаментом МВД свидетельствует, что уже в 1843 г. на этом месте планировалось построить «дом Берга», а два года спустя Ицке Бергу «по указу его императорского величества разрешена постройка двухэтажного дома и одноэтажных лавок». В июне 1848 г. Берг подал прошение об утверждении фасада с планом и разрезом двухэтажного дома в Симферополе. 2 сентября «государь император высочайше соизволил утвердить представленный Таврическою губернскою строительною комиссиею фасад с двухэтажным домом с лавками». 

В 1852 году Симферополь посетил известный авантюрист и путешественник Лоренс Олифант, который оставил одно из лучших описаний городского рынка. «Ежегодная ярмарка, что проходит в первую неделю октября, отличалась большим разнообразием костюмов и характерных черт Крыма… Огромная площадь, раскинувшаяся на много акров вокруг, представляла собой беспорядочную смесь будок, верблюдов, тележек, дрожек, быков и ярких групп. Здесь можно увидеть русского мужика с рыжей бородой в ботфортах и в овчине, мило болтающего с ярко одетым татарином, который только что проскакал галопом через степь, но сидит на своем коне так, будто бы является неотъемлемой частью его... Далее среди толпы проплывает платье какого-то благочестивого хаджи в зеленой чалме, который спорит с двумя молодыми дамами, которые не надели шляпок и на которых бойкие шапочки парижских гризеток. Мы сравнивали их с закутанными женщинами, которые пугались, заметив, что нечестивый мужчина разглядывает их окрашенные пальцы.

На узких дорожках видны греки. Они спорят с русскими евреями в длинных черных бородах и длинных черных плащах. Здесь заключаются пари - кто сумеет заключить лучшую сделку. Здесь и дикие с виду ногайцы, и солдаты-казаки, что-то покупающие у армянских и немецких лавочников. Есть большие будки, похожие на большие кибитки цыган, но которые никак не связаны с голоштанными представителями этой расы, которых тоже много на ярмарке. Здесь изобилие соблазнительных плодов, огромные кучи абрикосов, виноградов, персиков, яблок и слив. Здесь любой за фартинг купит более, чем сможет унести. Здесь стоят тяжелые тележки с плетеными боками и несмазанными колесами. Они производят непрекращающийся скрип, знакомый всем, кто слышал бенгальскую воловью повозку. А вокруг всего этого стоят сотни верблюдов, расположившиеся в разных позах, жующие жвачку с видом восточных философов и весьма послушные неряшливым татарским мальчикам, которые, похоже, вовсю управляют ими, хотя ростом и не доходят верблюдам до колена. Это окружают ряды магазинов, здесь продаются седла, ножи, кнуты, комнатные туфли, кисеты и сафьяновые ботинки, сделанные татарами, и обычные европейские вещи. Но мы испытали удовольствие потому, что проходили сквозь эту толпу в охотничьих пальто с перламутровыми пуговицами, чем добавляли разнообразие к пестрым костюмам ярмарки Симферополя» (перевод автора).

15 ноября 1858 года И.Л. Берг в просьбе на имя императора Александра Николаевича отмечал, что «на отведенном ему месте со всех четырех сторон фасадных улиц совершенно окончил строительство лавок» и просил дать узаконенную бумагу об этом. 16 декабря 1858 г. губернский архитектор Константин Иванович Гоняев составил «план местности, состоящей против Базарной площади, принадлежащей купцу Ицко Бергу, заключающей площади 69,5 квадратных сажень (315 кв. м)» - (по ул. Кирова 35,33 сажени (75 м), по Некрасова 20,66 сажени (44 м), по Севастопольской 33 сажени (70 м).

Исчезнувший фонтан и «Гранд-отель»

Большой базар бурно развивался. К 1871 г. в Симферополе уже насчитывалось 95 купцов первой и второй гильдии. Берг тоже стал купцом первой гильдии. В том же году автор одного из первых путеводителей по Крыму М.А. Сосногорова описывала Большой симферопольский базар: «Огромное место, с фонтаном в середине, застроенное деревянными балаганами, бывает битком набито разноплеменным народом: немцы и немки на повозках привозят хлеб, масло, картофель, татары со своими скрипучими мажарами (татарская воловья повозка, или арба), в которых они везут дрова, арбузы, дыни, капусту и пр., и пр., жиды, армяне, русские, всё это продает, покупает, шумит... На земле навалены горы арбузов, дынь, тыкв, яблок, груш, луку, чесноку, орехов разных сортов, зеленого и красного перцу, помидоров, синих баклажанов и пр. На столиках продают всякую всячину».

Вскоре после Крымской войны, во время которой особенно остро ощущалась нехватка воды, из ставка генерала Славича (близ нынешнего кожевенно-обувного объединения им. Ф.Э. Дзержинского) на Базарную площадь был проведен водопровод и посреди площади появился Базарный фонтан (1865 г.). Этот фонтан давал городу 16-18 тыс. ведер. А вместе с другими - 22 тыс. ведер, то есть около ведра в сутки на одного человека.

Воды явно не хватало. «Принимая среднее суточное количество воды, потребной для каждого человека, за 3-5 ведер, — сетовал в 1891 г. санитарный врач А.Я. Гидалевич, — получим, что общее количество воды, необходимой Симферополю в сутки, равно 120-200 тыс. ведер; доставляется же водовозами только 30 тыс. ведер». Перед фонтаном в центре базара была построена санитарная лаборатория - великолепный образец архитектуры конца XIX в., похожая на дворец.

В конце XIX - начале XX в. площадь стали обстраивать общественными, в основном - доходными домами. О «новостройках» тех лет, их архитектуре можно судить по угловому дому — проспект Кирова, 32/1 (здесь находились банк и магазин братьев Тарасовых). К концу XIX века наследники И.Л. Берга отдали основной двухэтажный корпус (на его месте сейчас Музыкальный театр) под гостиницу. Содержатель назвал ее довольно претенциозно – «Гранд-отель».

Справочная книга по Симферополю на 1898 г. сообщала читателям: «Для господ приезжающих г. Симферополя рекомендуется первоклассная гостиница Гранд-отель, перешедшая в ведение М.И. Божко (бывшего содержателя ресторана в городском саду в продолжении нескольких лет). Гостиница вновь отремонтирована, с 36 номерами от 1 рубля до 3 рублей в сутки. Роскошная обстановка: мраморная баня и ванны. Электрическое освещение, телефон, комфортабельный ресторан. Хорошая кухня. Погреб напитков лучших фирм, комиссионер к каждому поезду на вокзале».

После революции «Гранд-отель» переименовали в… «Дом крестьянина». В хрестоматии «Крым» 1930 г. рекламировали: «Дом крестьянина и общежитие для крестьян. При нем сельскохозяйственный и ветеринарный музей, агрономическое, юридическое и справочное бюро, библиотека и читальня». В послевоенный период здесь находилась гостиница «Симферополь». В большом зале на втором этаже работал клуб коммунальников. Внизу находилась лучшая в городе столовая, рядом парикмахерская, а со стороны Севастопольской улицы душевая. В 60-70-е годы в здании со стороны центрального универмага работал рыбный магазин «Атлантика».

Первые трамваи и времена оккупации

Интересные бытовые картины рисовал в своем путеводителе по Крыму видный краевед В.Х. Кондараки: «Для приезжего в Симферополь, без сомнения, всего интереснее взглянуть на быт и развлечения татар, которых он найдет в их национальных кофейнях, расположенных вокруг базарной площади. В кофейни эти каждый любопытный может войти и потребовать чашку кофе, стоящую 5 копеек. Из местных приготовлений считаются лакомствами: султанские пирожки и шашлыки, которые приготавливаются некоторыми туземцами для продажи и не дороже 3-4 копеек за штуку».

Постепенно площадь начали благоустраивать: строили балаганы, в том числе из железа, к 1910 г. построены каменные корпуса лавок для продажи мяса, рыбы и других товаров. В 1906 г. над зданием «Народного дома» - входа на базар со стороны нынешней ул. Чехова - установили первые в городе «башенные часы фирмы московского купца, часовых дел мастера Андрея Александровича Энодина, стоимостью 1192 рубля», — о чем с гордостью писала Дума.

Место будущей площади Ленина также облюбовали трамваи. Здесь пересекались несколько их маршрутов. Трамваи объезжали с двух сторон городской фонтан и далее разъезжались по городу – одни на вокзал, другие на будущий Куйбышевский рынок, третьи наверх – в Старый город. Постепенно трамвайные линии начинали переносить всё дальше от центра города, от площади, и наконец Симферополь вообще остался без трамвая, появившегося в городе в 1914 году.

Здесь же на площади разбили небольшой Пушкинский сквер – ряд деревьев и памятник великому поэту. Сохранились фотографии этого первого варианта памятника Александру Сергеевичу в столице Крыма.

Центр города был также популярен у немецких оккупантов, захвативших город в ноябре 1941 года.

Здесь на одном из зданий немцы установили информационный щит со стрелками, который показывал расстояния от крымской столицы до важнейших точек Третьего рейха и столиц мира. Наверху фотографии можно видеть надпись Ssimferopol – именно так немцы писали название нашего города. Площадь также была связана и с печальными событиями времен Великой Отечественной. На одном из снимков того времени можно видеть повешенного в пушкинском сквере с надписью на груди «Еврей».

Как площадь стала квадратной

После войны это место всё плотнее застраивалось зданиями, и даже нельзя было предположить, что когда-то эта часть города превратится в огромную площадь. К упомянутым уже гостинице, рыбному магазину, зданию СЭС и душевой, здесь были молокозавод, библиотека, кожвендиспансер и многие другие учреждения. Выше говорилось и о том, что эта часть города представляла собой расширяющийся треугольник. Как же он сумел превратиться в нынешний квадрат?

Молодым симферопольцам мало что говорит понятие «демонстрация», а старшему поколению покажется странным, что первомайские и ноябрьские демонстрации проходили не по проспекту Кирова, а по достаточно узкой улице Карла Маркса (иногда и по Пушкина). Трудящиеся проходили не от Центрального рынка до здания универмага, а от вокзала к тому же магазину. Ветераны вспоминали, как мальчишками они обходили многочисленные кордоны вокруг улицы основателя марксизма проходными дворами, пролезали под машинами, чтобы лучше увидеть демонстрацию. Город развивался, и потребовалась большая улица для шествий, да и место для большого памятника пролетарскому вождю.

Памятники Ленину в городе были, разные, но и кочевали они с места на место. Кроме сохранившегося памятника с сидящим Лениным в районе железнодорожного вокзала, в разные годы были еще памятник со Сталиным, отдельно Ленину на месте нынешнего памятника Екатерине II в городском саду, небольшой памятник вождю в начале улицы Розы Люксембург, напротив улицы Пушкина. Большого же, монументального, тогда еще не было. Вот для этой цели и пошел под снос один из исторических центров города.

И в этом сильно застроенном районе снесли достаточно много зданий, уничтожили один из символов города – городской фонтан, убрали пушкинский сквер, спилили старинные деревья. А еще несколько зданий пришлось снести, чтобы изменить форму площади – ранее улица Севастопольская подходила под острым углом к проспекту Кирова, пришлось свернуть ее немного вправо, чтобы через сотню метров повернуть опять налево. Это придало площади квадратную форму и увеличило ее размер. Сейчас даже трудно представить, что улица Севастопольская проходила прямо сквозь нынешний Музыкальный театр или что место, где стоит памятник Ильичу, слева и справа объезжали трамваи.

Реконструкция площади началась в конце 50-х годов. Постепенно появились новые здания, которые сформировали ее нынешний архитектурный облик: Дом профсоюзов (1959), Дом Советов (1960), так называли ранее нынешний Совмин, Музыкальный театр (1977). Сохранились редкие фотографии, на которых видно, что Совмин уже построили, а здание молокозавода еще стоит; Дом Советов построен, а здание Народного дома с часами еще не снесли…

Даже после постройки Музыкального театра некоторое время «Дом с ангелочками» стоял, но, увы, тоже «попал под сокращение», закрывая собой вид на уродливый «символ кубизма». Зато ровно 50 лет назад здесь появилась главная достопримечательность площади — памятник В. И. Ленину, созданный по проекту ленинградского скульптора В.Г. Стамова и крымского архитектора В.В. Попова. Бронзовая фигура Ильича высотой 5,5 метра возвышается на постаменте из красного полированного гранита (общая высота — более 10 метров). На установленной рядом стеле высечены слова: «Памятник Владимиру Ильичу сооружен в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции трудящимися Симферополя» (1967 г.). После постройки Музыкального театра площадь приняла свой нынешний вид и стала главной площадью Крыма, где проходят митинги, выступают артисты и певцы, стоит новогодняя елка…

А ведь были еще более грандиозные планы «перестройки площади». Сохранились фотографии с макетами небоскребов, планировавшихся за Музыкальным театром по улице Севастопольской, и многоэтажки перед зданием Совмина. Не так давно еще был принят план строительства многоэтажной подземной парковки прямо под памятником Ленину. Что ожидает самую известную площадь Крыма в будущем, можно только догадываться…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: По ней ходили верблюды и ездили трамваи

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру