Кофе в Крыму: чемпионаты бариста – лучшая школа роста

"МК в Крыму" представляет новую рубрику "Кофе Гид" - путеводитель в кофейной индустрии, где мы рассказываем не только об ароматной чашке бодрящего напитка, но и о тонкостях этого бизнеса

"МК в Крыму" представляет новую рубрику "Кофе Гид" - путеводитель в кофейной индустрии, где мы рассказываем не только об ароматной чашке бодрящего напитка, но и о тонкостях этого бизнеса

            В этом году в Крыму состоится уже третий Чемпионат Бариста и второй Чемпионат по Кап Тестингу. Победитель получает путевку на Всероссийский финал, а оттуда и на мировой конкурс дорога открыта. Но даже участие только в Крымском Чемпионате кардинально меняет бариста. О том, зачем ресторатору отправлять своих бариста на чемпионаты и как это влияет на бизнес, рассказал владелец сети кофеен «Парк кофе» Максим Доброскок.

            Максим не понаслышке знает – чтобы стать бариста, достаточно любить кофе. Он быстро преодолел путь до владельца кофейни, обойдя работу за барной стойкой. Обучиться может каждый, говорит он сегодня. Проработав много лет в банковской сфере, вспоминает, как варил кофе в аэропрессе и весь этаж сбегался на аромат. Когда офисная работа надоела, решил наконец-то заняться тем, что у него лучше всего получалось

            – Чтобы превратить кофе в работу, я подошел к делу серьезно. Поехал на курсы бариста в Харьков, Киев, там были трехдневные интенсивы, где учили готовить капучино, эспрессо, основам латте-арт. Получив первичные знания о кофе, о том, как настраивать помол, какому оборудованию отдать предпочтение, я решил открывать собственную кофейню, – делится Максим.

            За три года в Симферополе открылись и успешно работают две кофейни «Парк кофе». Одно из заведений находится в районе Москольца в уютном уголке. Когда-то на этом месте было кафе, и Максим делал целый круг, чтобы заехать сюда на кофеек. Разговорившись с хозяином, он поделился своими планами. «Я спросил у него, как идет кофе? На что владелец ответил «отлично, 1 кг в неделю уходит стабильно. Я тогда не знал, много это или мало. Но сегодня у меня норма – 2 кг в день», – с улыбкой говорит Доброскок.

Три дня на чемпионате увеличивают стаж работы на год

            Кофеен много, но Максим знает, как заманить на чашечку кофе в свое заведение. В его кофейне практиковали еженедельное меню новинок. Но как бы заманчиво не звучал и не манил гранатовый фраппе в бокале, 80% кофейного меню и предпочтения гостей приходится на американо и латте. Поэтому нужно, прежде всего, уделить внимание этим напиткам и научиться подавать продукт, который вызовет вау-эффект. «Конечно, есть гости, которые приходят к нам два раза в день и видно, что им уже хочется разнообразия. Тогда задача бариста распознать вкусы и помочь найти что-то новое. У нас был случай, когда девушка, разговаривая по телефону, заказывает кофе, не отрываясь от разговора, в спешке хватает напиток и делает на ходу глоток. Вдруг как стоп-кадр, она останавливается, оборачивается и восклицает: «Что у вас за кофе?». Вот это показатель! Я бы посоветовал другим кофейням, искать в свежей обжарке тот вкус, который сможет впечатлить, удивить гостя и повлечь за собой сарафанное радио. А сервис, обстановка – это уже следующие этапы», – считает владелец.

            Своих бариста Максим обучает сам. Чтобы поставить правильно руку, освоить главные навыки, разобраться с помолом, научиться взбивать молоко и выдавать вкусный капучино, нужна неделя. И как показывает опыт, обучению поддаются все. Дальше уже мастерство оттачивается.

            – Если сравнить двух бариста со стажем работы 2 года и 2 месяца, действия у них будут одинаковые: каждая взвесит кофе, спустит воду, но эти две чашки будут абсолютно разные. Процесс работы один и тот же, а вот волшебство вкуса приходит со временем и совершенством мастера.

            Достаточно года, чтобы бариста захотел стать владельцем кофейни. Здесь, конечно, все зависит от человека, его амбиций и целей. Кто-то может проработать три года без энтузиазма, а кто-то за три месяца освоит дело, проштудирует литературу, просмотрит видеоуроки и совершит прорыв.

            Бариста «Парка кофе» принимали участия во всех мероприятиях которые организовывает «Аскания Юг»: в Крымских чемпионатах бариста, в Бариста Батл. В прошлом году бронзу взяла Людмила Провалова, очень удачно стартовала Валерия Никитина. Пусть она была дисквалифицирована за то, что не уложилась в определенное время, но судьи заметили потенциал девушки, отметив, что с ней надо работать. И сегодня Максим видит рост своей сотрудницы.

        Чемпионаты однозначно нужны. И бариста должны участвовать. Даже если еще не понимают этого, считают себя не готовыми, они там будут. До сегодняшнего дня участие от «Парка кофе» было обязательно принудительным. В прошлом году на чемпионат бариста отправилась сотрудница, которая только месяц работала. Но, как отмечает владелец, ее рост за эти 3 дня равнялся 3-4 месяцам работы.

            – От нас участвовало три человека. Сказать, что они были в шоке, это ничего не сказать, – смеется Максим. – Это и страх, и не уверенность в своих силах. Сейчас я пересматриваю подход, чтобы сотрудник сам изъявлял желание. Вот дал неделю, чтобы определились, кто пойдет представлять нашу кофейню.

            На чемпионате бариста должен удивить своим кофе. Он тщательно готовится заранее: подбирает зерна со своей степенью обжарки, процент жирности молока и технику взбивания для неповторимого капучино, самостоятельно продумывает авторский напиток, который станет кульминацией выступления.

            Доброскок берет на себя всю материальную затратную часть: продукт, необходимые инструменты. От бариста требуется только амбиции и творчество. Подготовка начинается за месяц-полтора и длится по два часа 2-3 раза в неделю. Подготовка одного сотрудника обходится примерно в 5 тыс. рублей, организационный взнос за участие Максим также берет на себя – 1,8 тыс. рублей с человека.

            Отправляя бариста на чемпионат, Максим преследует две цели. Первая и самая главная – профессиональный рост. Ни один чемпионат, ни одна подготовка не проходят бесследно для навыков и профессионализма бариста. Появляется понимание минимум одной вещи, которой они, принося в заведение, улучшают кофейную чашку. Несмотря на стресс, бариста лучше концентрируется на технике, помогает окружение людей из своей сферы. Второй момент – это PR. Кофейня, которая позиционирует себя как заведение, которое варит вкусный кофе, должна участвовать в соревнованиях. А занимая призовые места, ты показываешь, что именитые судьи из Москвы оценили твой кофе.

            – Соревнования заканчиваются и захватывают всплеск положительных эмоций, – рассуждает Максим. – Они жалеют, что перенервничали, забыли текст, не уследили за процессом, но я им говорю, что они сделали самое главное – это не поддались страху и не отказались в последний момент. Убеждаю, что не нужно так серьезно это воспринимать. Но видно, как качественно сказывается эта работа. Они растут профессионально, обогащается словарный запас, обостряются дескрипторы вкуса, буквально за считанные дни увеличивается их стаж работы. Надо отдать должное судьям, которые с пониманием относятся к новичкам и пусть не делают скидок на опыт, но и мандража не добавляют. Наоборот, подбадривают, называя победителями за смелость прийти. Грустно, что от Крыма выступает всего 10 человек, это притом, сколько у нас кофеен.

Когда кофе варит лучший бариста Крыма

            Эффект после чемпионата сохраняется в течение месяца. Вчерашний неуверенный бариста сегодня с горящими глазами жаждет удивлять своих гостей. Просыпается интерес к специализированной литературе, хочется общения с коллегами. Максим отмечает, что после выступления к ним в кофейню чаще заглядывает целевая публика: профессиональные ценители кофе или бариста из других заведений. И начинается тусовка, оживление, воспоминания или рассказы, как все было. Чтобы этот эффект дольше задерживался, владельцу нужно поддерживать своих сотрудников: книжку дать почитать, отправить на мастер-класс, а там и новый чемпионат не за горами.

            Сегодня Доброскоку интересней готовить участников к чемпионату, чем выступать самому. Говорит, что гостям может быть важно, что им подает кофе лучший бариста Крыма. А ему, как владельцу, достаточно гордиться, что в кофейне работает такой мастер. Так, Максим открыл в себе талант обучать. Хотя сейчас признается, что отпустил бы это на профессионалов. И если раньше надо было ехать учиться на материк, то сегодня компания «Аскания Юг» открыла курсы бариста для начинающих.

            На работу Максим принимает людей без опыта, делая акцент не на профессионализме, а на личных качествах – внимательности, умению создать хорошую атмосферу в заведении. А уже искусство варить кофе отточится в процессе. «На вкус кофе не всегда влияет обычная техника приготовления бариста. Я уже не говорю о качествах зерна. Здесь важен подход. Хороший бариста понимает, если он не помоет кофемашину с вечера, то завтра это отразится на чашке гостя. Не завернул зерно, за ночь оно потеряло 50% вкуса. Мне нужно, чтобы мой сотрудник не только умел варить напитки, но и следил за чистотой и бережно относился к продуктам. После чемпионата у них повышается ответственность. Состязание создает  стрессовый для бариста период. Им дается 15 минут, за которые нужно приготовить по 3 напитка четырем судьям. За работой пристально наблюдает технический судья, главный, сенсорный судья и при этом ты должен оставить чистый стол и продукты на своих местах. Возвращается в свою кофейню, по пятам уже судья не ходит, но техника и понимание автоматически сохраняются в памяти», – приводит свой довод Максим.

            Оказавшись однажды в тусовке чемпионов мира по кофе, поражает техника их приготовления. На первый взгляд, все выглядит небрежно: пролив не сделали, кофе не взвесили. Не вяжется с их статусом. Но сделав глоток, все становится на свои места. Сварив тысячи чашек кофе, они становятся профессионалами, которые готовят на интуитивном уровне, пренебрегая общими правилами, и выдают волшебство. Новичкам все же пока нужно следовать инструкциям. Чтобы в перспективе дойти до их уровня. Пророк в кофе, как называют Дэвида Шомера, написал книгу «Кофе эспрессо». Сварив 250 тысяч чашек, профессионал признался, что он многого еще не знает о процессе приготовления кофе и что он стоит только у начала пути.

            Максим Доброскок тратит много сил и времени на своих бариста, при этом не волнуясь, что они могут уйти в другие кофейни. «У одного руководителя спросили: вы столько денег вкладываете в обучение персонала, вы не боитесь, что они научатся и уйдут? Он ответил, что боится, что они не научатся и останутся. Я работаю по такому же принципу», – улыбается крымский кофейщик.

            Основная задача чемпионата бариста – развитие интереса и популяризация профессии бариста, эспрессо, Specialty кофе во всем мире. Проводится с 1999 года. Во многом благодаря чемпионатам, сегодня есть возможность попробовать отличный кофе, приготовленный на лучшем мировом уровне, в кофейнях по всей России.

            Крымский Отборочный Чемпионат бариста состоится 28-29 октября в рамках Третьего Крымского Фестиваля кофе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Путевка в жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру