Ирина Шведова: "Богатиков пригласил меня в Крым - взяла дочурку и прилетела"

Замечательная певица, актриса и режиссер в этом году отмечает 30-летие своей эстрадной деятельности

Одной из самых ярких страниц своей творческой биографии Ирина Шведова считает опыт сотрудничества с Крымской филармонией и Юрием Богатиковым, который во многом способствовал ее переезду из Киева в Симферополь.

Замечательная певица, актриса и режиссер в этом году отмечает 30-летие своей эстрадной деятельности
фото: crimea.mk.ru

- Родилась я в Кишиневе, где работали по распределению после харьковских вузов мои родители – родной отец, Василий Третьяк (который стал впоследствии народным артистом СССР), окончил консерваторию и пел в опере, а мама, выпускница театрального, Людмила Томашевская,  в русском драмтеатре, - уточняет Ирина Шведова, рассказывая о своих корнях и творческих истоках. - Так вот, мама утверждала, что петь я начала раньше, чем говорить! Когда мне исполнилось три года, мы переехали в Киев. С 6 лет меня отдали в музыкальную школу, на английский язык и привели в танцевальную студию, потому что дома я всегда импровизировала под музыку в разных образах – особенно мне нравилось перевоплощаться в Кармен!  Очень благодарна моей маме, которая с любовью взращивала во мне все творческие росточки, в подростковом возрасте я и в художественной школе училась. Музыку чуть не забросила, но папа (мой отчим, писатель, народный артист и заслуженный деятель искусств Украины, Игорь Шведов, который воспитывал меня с четырехлетнего возраста) убедил меня, что надо продолжать занятия. Именно убедил, чтобы я сама приняла ответственное решение. «Никогда это не будет моим хлебом!» - говорила я ему в пылу страстей. Как же я ошибалась!

- Ирина, как пересеклись ваши с Юрием Богатиковым пути?

- С Юрием Иосифовичем нас свели гастрольные дороги. Труппа нашего киевского Молодежного театра выехала с гастролями на Сахалин. Мы давали не только спектакли на театральной сцене, но и выступали по области с концертами. В один прекрасный день мой друг - наш актер, Валерий Шевченко вдруг заявляет: «Сегодня мы идем знакомиться с Богатиковым!» Я долго отнекивалась, не понимая, зачем мне это нужно, но Валерий был настойчив (вот так, случайно, как, правило, и происходят судьбоносные встречи). Уставший после концерта Богатиков расчувствовался от стихов Кайсына Кулиева и музыки Игоря Демарина: «Я уйду, и ты уйдешь в свой час, но трава останется травою, и когда уже не будет нас, будет снег белеть над той скалою…» Сразу же получила предложение выступить с ним в концерте на следующий день, в Охе. Публика приняла тепло, после чего Юрий Иосифович сказал: «Что ты там делаешь в этом своем театре? Давай ко мне в коллектив!» Летом 1986 года, сразу после взрыва на Чернобыльской атомной станции, где я дважды выступала с концертами перед ликвидаторами аварии, взяла дочурку и прилетела в Симферополь. Репетиционная база ансамбля «Крым» находилась в Ялте (которая уже была моим любимым местом под впечатлением чеховской «Дамы с собачкой» и отдыхом возле знаменитого Ливадийского дворца),  но мы там находились считанные дни. Весь год был расписан очень плотно – сольные концерты народного артиста ежедневно, а то и по два-три в день, между ними перелеты-переезды. Мы, по-моему, только на собаках и оленях не передвигались, а так - на всем, что могло двигаться!

- Настоящий триумф ждал вас впереди с песней «Белый вальс»…

- У меня такое ощущение, что эта песня родилась внутри меня, хотя у нее есть авторы, и написана она была не для меня. Поэтому право на исполнение этой песни мне еще предстояло завоевать. Юрий Рогоза принес Игорю Демарину текст (в то время я была женой композитора), песня родилась как раз в то время, когда шел последний год войны в Афганистане. Ее предложили Софии Ротару, но это было ей неинтересно. Тогда «Белый вальс» исполнила Наталья Рожкова, на то время популярная в Украине певица, которая стала лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, на фестивале патриотической песни в Виннице.

Но широкую известность песне мог дать только большой экран, и я решила повезти свою запись в Москву, на «Песню года». Дозванивалась до редакции в течение полугода, прежде чем мне назначили встречу в Останкино. Уже после съемок компетентный художественный совет выбирал песни для заключительного новогоднего выпуска «Песни-90» - туда отбиралось самое лучшее. И воевала там за меня Валентина Васильевна Толкунова. Я вышла на сцену концертной студии «Останкино» в новогодней передаче рядом с Игорем Тальковым, рядом с известными артистами нашей эстрады.

- И уже на следующий день проснулись знаменитой?

-  Песня действительно стала очень популярной, звучала на всех радиостанциях (впервые - на «Маяке»), возглавляла хит-парад газеты «Вечерняя Москва», а отдел писем на улице Королева,12 был завален мешками со зрительскими заявками и восхищенными отзывами. После исполнения песни не только воины-интернационалисты, принявшие меня в свое боевое братство, но и все военнослужащие стали называть меня «сестренкой». Это для меня самое почетное звание, которое имею. Я тогда еще не могла себе представить, что через несколько лет наши мальчишки перед боем будут слушать «Белый вальс» на чеченской войне… Чтобы вернуться!

- Немногие знают, что вы еще и очень смелая женщина…

- Тот, кому страшно, в горячие точки просто не едет. Волнительно – да, но в этом случае важнее другое. Нам говорили военные, что для них наш приезд и выступление как глоток воздуха, что их покинуло чувство забытости и ненужности. Подставляли для памятных автографов береты, куртки, военные билеты, руки и даже спины. В Чечне я действительно была дважды, после первой поездки многих наших зрителей не осталось в живых, кому-то я спела последнюю в их жизни песню… И меня не покидает ощущение, что, может быть, это главное, что случилось со мной. Вот это осознание своей необходимости - там и в то время – и важнее опасения за свою жизнь.

- Где вы работаете сейчас, где выступаете?

- Гастролирую по стране – выступаю и на фестивалях, и в тематических мероприятиях, и с сольными концертами. Часто приглашают на различные конкурсы в жюри, веду преподавательскую деятельность. Недавно начала сотрудничать с Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. Репетирую чеховский «Юбилей», хочу сочинить несколько новых песен. Еду на конкурс детского творчества в Екатеринбург, на фестиваль фронтовой поэзии в Великие Луки под Псковом. Но сначала в Питер! Решили с друзьями устроить бенефис – меня придут поздравить Сергей Рогожин, Марина Капуро, Андрей Косинский, Александр Тютрюмов.

Питер - любимейший город, с которым связаны знаковые события. Первое из них – защита театрального диплома на питерской сцене (это были гастроли Киевского драмтеатра им. Франко, где служила моя мама, и меня, студентку 3 курса, тогда ввели на роль в спектакле «Дикий ангел» в постановке Владимира Оглоблина). Мои партнерами были народные артисты Валерий Ивченко, Богдан Ступка, а моя мама играла… мою маму! Это редкий случай в театре, чтобы роли совпадали с родственными связями в жизни. Через десять лет я привезла на конкурс «Шлягер года» свою «Америку-разлучницу», которая получила Гран-при.

- Но ведь и с нашим Крымом вас тоже связывают особые воспоминания?

-Да, меня часто приглашают выступать на кинофестивалях, и прошлой весной на 35-й батарее в Севастополе я пела на вручении наград победителям Всероссийского конкурса документальных лент. Меня совершенно сразил этот мемориальный комплекс, глубоко тронула экспозиция и сама история этой батареи. Мимо таких событий невозможно пройти равнодушно, это невозможно забыть, это одно из главных эмоциональных впечатлений, которое заставляет еще глубже интересоваться нашей историей, любить ее и уважать. Очень люблю День флота в Севастополе, сам город прекрасен! Люблю музей Айвазовского, Евпаторию с песчаным берегом. Люблю Артек, Ласточкино гнездо, Бахчисарайский дворец и природу крымскую! Когда мы с мамой отдыхали в Ливадии, я собирала плоские камни и рисовала масляными красками на них пейзажи в стиле Куинджи. Эти сувениры я тогда привезла домой и раздарила друзьям. А запах южных растений – это главное, что сразу кружит голову, как только выходишь из самолета! Это самое незабываемое ощущение – вот этот первый вдох!

- А как именно Вы любите отдыхать?

- Отдых для меня – это смена деятельности. Праздного времяпровождения не выношу. Совмещаю приятные впечатления, экскурсии и прогулки с работой, и в таком ритме живу уже давно. Жизнь такая короткая, надо много успеть!

- Какая мечта в жизни так и осталась нереализованной?

- Все мечты вроде сбылись! В кино снялась, в мюзикле сыграла, внуков дождалась… От одной мечты пришлось отказаться – о собственном загородном доме. Слишком затратная мечта – и по деньгам, и по времени.  Довольствуюсь загородной квартирой, которую я создала по собственному дизайн-проекту (ой, в следующей жизни непременно стану дизайнером!) Теперь, пожалуй, об одном могу мечтать – чтобы хватило сил и здоровья продолжать свою творческую жизнь! И одновременно быть полезной своим малышам, которые только начинают познавать этот сложный мир.

- Ваши пожелания  нашим читателям...

- Хочу пожелать согласия -  и с самими собой, и с окружающим миром. Бесконечной любви! Радости – ее каждый день можно отыскать, нужно только все время находиться в этом поиске…

Из досье «МК»

Ирина Шведова родилась 28 апреля в Кишиневе. Окончила Институт театрального искусства им. Карпенко-Карого в Киеве, работала и преподавала в Молодежном театра. В 1986-м ушла в Крымскую филармонию – в ансамбль «Крым» п/у Народного артиста СССР Юрия Богатикова, как солистка и музыкант (клавиши). Позже работала в Киевском мюзик-холле и Театре эстрады. С песней «Белый вальс» в 1990-м стала лауреатом телефестиваля «Песня года», и через год — с песней «Америка-разлучница» (авторы — композитор Игорь Демарин и поэт Юрий Рогоза). В 92-м завоевала Гран-При в Санкт-Петербурге на конкурсе «Шлягер года». За выступления в Чечне во время боевых действий в 1996 и 2000 гг. награждена Почетной грамотой Президента Б. Ельцина и Благодарностью Президента В. Путина. С 2002 по 2012 гг. в Центре Детского Театрального творчества «Синяя птица» (г. Подольск), поставила 6 музыкальных спектаклей в качестве режиссера («Русалочка». «Дюймовочка», «Последний ветеран», «Кентервильское привидение», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Али-Баба и сорок разбойников»). Снимается в кино, активно гастролирует с сольными концертами по РФ и за рубежом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Белый вальс Ирины Шведовой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру