Сталинский прием: "Американцы пожаловали к нам со своими яйцами!"

Задача поразить гостей роскошью не стояла, в приоритете было приготовить традиционные блюда на очень хорошем уровне

Как на Ялтинской конференции 1945 года свою лепту в дипломатический успех советской делегации внес шеф-повар Доментий Гогиберидзе

         В Ливадийском дворце-музее презентовали экспресс-выставку «Гастрономические вкусы Крымской конференции», где была показана неофициальная часть встречи – застолье и воспоминания гостей за искусное меню. «Мы покидаем Ялту с осознанием широты русского гостеприимства», - так писали участники Крымской конференции с английский и американской стороны. Иностранцев ошеломили и подавили приемами, против которых невозможно устоять – кулинарным искушением.

         Все трудности продовольственного обеспечения конференции взяла на себя принимающая сторона. Американскую и британскую делегацию удивило, как в условиях разрухи послевоенного времени СССР удалось провести встречу с такими гастрономическими изысками. Стол изобиловал яствами, в ассортименте были как русские блюда, так и европейские. По словам научного сотрудника научного экспозиционного отдела Ливадийского дворца-музея Дмитрия Блинцова, задача поразить гостей роскошью не стояла, в приоритете было приготовить традиционные блюда на очень хорошем уровне с правильной подачей, вышколенным персоналом:

           - Нужно было не ударить в грязь лицом, и в то же время союзники поняли, что СССР становится величиной, с которой нужно будет считаться, даже основываясь на уровне проведения этих достойных мероприятий.

           За тем как проходила встреча «Большой тройки» Сталина, Рузвельта и Черчилля –  жительница Ялты Евгения Шульгина наблюдала в белом фартуке и с блюдом в руках. Тогда 17-летнюю красавицу, воспитанницу детдома, пригласили на работу официанткой в Ливадийский дворец. Люди из комендатуры НКВД, подбиравшие состав обслуживающего персонала на время конференции, заметили симпатичную медсестру в отделении военного госпиталя, который временно располагался в Свитском корпусе бывшей царской резиденции. Всем тонкостям нового дела и новой ресторанной моде тогда обслуживания «в обноску» их обучала кремлевская сестра-хозяйка. По меркам военного времени советские повара потчевали гостей богато и вкусно. Но американцы старались «упростить» свой рацион, так как с утра на завтрак не готовы были кушать русские пирожки и черную икру. 

- Они заказывали овощные салаты и омлеты, - вспоминает Евгения Шульгина. – Причем из яичного порошка, который с собой привезли. И на кухне по этому поводу шутили:  «Американцы к нам со своими яйцами пожаловали!». На обед мы подавали бульон в чашках с сухарями и рюмкой водки на первое, телячьи отбивные и картофель-фри с портвейном на второе, фрукты с мускатами на десерт. Как-то дали попробовать американцам и наши  щи. Рузвельту очень понравилось и он просил подавать «русский борщ» и все последующие дни…

           На приемах у президента США Рузвельта подавался один или два спиртных напитка, демонстрируя тем самым, что даже Америка испытывала некоторые трудности. На Крымской конференции же выставили 5-7 сортов вин, причем завозили кавказские, так и сохранившиеся во время оккупации массандровские, а также шампанское, водку, коньяк. Иностранцы остались довольны ассортиментов и крепостью напитков. В музее хранится меню обеда британской делегации в Воронцовском дворце. Англичан потчевали икрой, дичью, кефалью, копченой осетриной и семгой, сырами, бараниной…

         Английскому премьеру Черчиллю пришлась по душе русская водка и икра. На прощание ему была подарена банка черного деликатеса. Государственный секретарь США Эдвард Стеттиниус покидал Крым восторженный и благодарный, отмечая комфортное пребывание. Заместитель министра иностранных дел Александр Кадоган вспоминал утренние булочки с икрой. Сара Черчилль писала, что в Крыму они катались как сыр в масле…

   Эти хвалебные оды были предназначены талантливому и трудолюбивому шеф-повару Доментию Гогиберидзе, который работал в системе обслуживания иностранных делегаций очень долгое время. Интересно, что специального кулинарного образования он не получал. Первая запись в трудовой книжки – грузчик. Но Доментий уверенно шел к цели и строил свою карьеру сам. В 19 лет стал помощником повара и работал в разных городах советского пространства. Обслуживал иностранные делегации, занимал должность в гостинице высшей категории «Метрополь». Гогиберидзе написал первый учебник для поваров по обслуживанию делегаций такого уровня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Сталинский прием

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру