«Жизнь без труда - воровство, жизнь без искусства - варварство», - эти слова любил повторять выдающийся крымско-татарский танцор и хореограф Акиму Джемилеву.
Пируэты на танковом стволе
9 мая 1945 года гвардии старший сержант Аким Джемилев отмечал с однополчанами свой день рождения. Но, как только все собрались выпить за Акима, раздался грохот канонады и пальба. Все бросились к орудиям, но вскоре осознали, что это был залп Победы. Бойцы радовались концу войны - кричали, стреляли в воздух, обнимались, подбрасывали на руках Акима. В тот день он плясал особенно радостно, потому что прошел всю войну и остался в живых - принимал участие в обороне и освобождении Сталингpада, сражался под Курской дугой, освобождал Белгород, Харьков, Полтаву, Александрию, Кировоград, форсировал Днепр, Днестр, Вислу, Одер, Нейсе, Шпрее и Эльбу, отличился в боях за Дрезден и Прагу… Аким Джемилев был награжден медалью «За отвагу» в 1942-м, орденом Красной Звезды в 1943-м, медалью «За боевые заслуги» в 1945-м.
Как рассказывает его сын – Эльдар Джемилев (сейчас живет в Симферополе), всю войну он не только отважно сражался, но и подбадривал дух однополчан своими танцами. Возможно, именно танцевальное мастерство и повлияло на то, что ему не присвоили звание лейтенанта по окончании офицерских курсов - командиры считали недостойным для офицера развлекать танцами простых солдат.
20 августа 1945 года в 23:30 Джемилева внезапно вызвали на совещание к начальнику политотдела 5-й гвардейской армии. Полковник, проводивший совещание, сообщил, что он должен подготовить хореографию праздничного концерта, посвященного Победе в Великой Отечественной войне. И добавил, что на концерт приглашены важные гости - представители войск англо-американской коалиции. В итоге Аким Джемилев был назначен балетмейстером концертной программы. Ему же поручили в течение пятнадцати дней подготовить программу шестичасового концерта (притом, что обычно двухчасовые концерты готовят 2-3 месяца) и подобрать для него артистов.
- Артисты репетировали, не покладая рук, - рассказывает Эльдар Акимович. - Но главная ответственность по постановке хореографии лежала, конечно, на Джемилеве - если бы кто-то во время концерта немного сбился с такта или споткнулся, расстрел или каторга балетмейстеру были бы обеспечены.
Но балетмейстер и артисты совершили практически невозможное. Концерт состоялся 18 сентября 1945 года в Праге. Зал Пражского театра оперы и балета LUCERNA был переполнен. В первых рядах - члены правительства Чехословакии, советское командование, американские и английские генералы, представители других правительств.
Концерт удался. Зрители были в восторге. Представление началось в 7 часов вечера, а закончилось в час ночи. Когда закрылся занавес, гости, присутствовавшие на концерте, встали и долго аплодировали артистам. По завершении зрители и артисты вышли на улицу. Возле театра еще стояли танки.
«Внезапно я забрался на башню танка и сделал стойку на руках, - отмечал в своих мемуарах генерал Соколов. -Американский генерал тоже сделал стойку, да еще и прошелся на руках по стволу танковой пушки. И уж прямо как на крыльях взлетел на танк Аким Джемилев. Он легко пробежал на носочках по стволу танковой пушки, на ее кончике принял стойку джигита, развел руки в стороны и стал перебирать ногами - он танцевал свой любимый танец «Хайтарму». Танец продолжался несколько минут и был встречен восторгами однополчан и представителей армий США и Англии».
Вернулся и поставил «Хайтарму»
Аким Джемилев родился 9 мая 1918 года в селе Кучук-Узень под Алуштой (ныне – Малореченское). Был способным ребенком, участвовал в художественной самодеятельности и увлечение танцами очень быстро стало делом всей его жизни. В 18 лет юноша - солист Государственного ансамбля танца Крыма. Спустя два года Аким становится лауреатом фестиваля творчества народов СССР в Москве… Война, а потом и депортация жестоко отредактировала его жизненный путь. Вместе со своим народом ему тоже пришлось следовать в Среднюю Азию. После создания в 1957 году в Ташкенте Государственного ансамбля «Хайтарма», Джемилев с 1957 по 1979 годы работает балетмейстером и солистом ансамбля. Там он поставил более 70 танцев – крымско-татарских и других народов мира.
Поставленные и исполненные им танцы «Агъыр ава Хайтарма», «Танец трех джигитов», «Величавый танец», «Танец со свечами» и другие являются классическим репертуаром для исполнителя. По словам коллег, Джемилев был классиком исполнения крымско-татарского народного танца и его сюжета. Актер Асанов считал его лучшим степистом Крыма. Как рассказывает Эльдар Джемилев, отца звали в свои знаменитые ансамбли великие Игорь Моисеев и Махмуд Эсамбаев. Но танцор не смог бросить родной коллектив. По возвращении в Крым Аким Джемилев с коллегами участвовал в создании крымско-татарского драматического театра, после чего стал его балетмейстером. А затем - и других ансамблей на полуострове, популяризирующих национальное хореографическое искусство. За значительный вклад в приумножение национального, духовного достояния, высокий профессионализм Акиму Джемилеву присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Украины». Он был одним из немногих артистов, посвятивших всю свою жизнь (с ранних лет и до смерти) служению сцене, оставив после себя целую плеяду выдающихся учеников.
В последний раз Аким Джемилев вышел на сцену с Селиме Челебиевой. Зал долго приветствовал их стоя и трижды вызывал на «бис».
- У него было две мечты, одна из которых - возвращение на родину, - рассказывают ученики Джемилева. - Вернуться в Крым он смог, а вот вторая мечта не сбылась. Он не успел поставить любимую «Хайтарму» в исполнении 40 пар, как танцевали ее в Крыму до войны.
Всю жизнь великий балетмейстер будто бы был храним богом. Он выжил в боевых «мясорубках» - под Сталингpадом и на Курской дуге, при форсировании Днепра под обстрелами врага перетаскивал в воду плот с пушками, под страхом смерти ставил концерт в честь Победы, был арестован и приговорен к 25 годам лагерей, но при заступничестве случайно зашедшего в дверь военкома дело закрыли. Танцор даже умер в ночь с 10 на 11 декабря 2001 года, которая у мусульман считается святой…
Память, которой нет
«...Пусть над могилкой твоей горит свет/ Звезды, которую не вручили! /Имя твое мы в душе храним,/ Верного крымского сына, /С народом своим ты был не один, / Тебя вся страна любила!», - эти строки солдату и танцору посвятил генерал-майор Владимир Демин. Однако, несмотря на то, что Джемилев внес неоценимый вклад в развитие крымскотатарского искусства, в Крыму он забыт. Единственное, что было сделано - небольшая выставка в этнографическом музее Симферополя и юбилейный концерт в 1994 году. Нет ни мемориальной доски, ни памятника, напоминающего о выдающемся земляке. В Москве, в Новороссийске, на Кавказе, в Средней Азии выходили статьи о Джемилеве, снимали документальные фильмы…
Мы знаем другого великого крымского татарина - летчика Амет- Хана Султана, дважды Героя Советского Союза. Его имя носят не одна улица и площадь, есть ему памятники в разных городах. Аким Джемилев же прошел все страшнейшие бои не в небе, а на земле, в числе первых освобождал города, был одним из основных организаторов праздничного концерта Победы в Великой Отечественной войне. К тому же впереди 100-летие со дня рождения, поэтому властям и общественности республики как никому другому нужно подготовиться к юбилею великого танцора.