В Крыму уже было несколько организаций юных исследователей: в ялтинской средней школе №6 работал кружок кибернетиков, в юношеской обсерватории на территории симферопольского Детского парка собирались юные астрономы, в парке Салгирка проводили опыты юные ботаники или как их тогда называли – юные натуралисты, юннаты. В старом 2-этажном доме на ул. Гоголя, 26 размещалась областная станция юных техников, а на Турецкой, 8 станция юных туристов и краеведов. Именно они стали научной и исследовательской базой для будущей юношеской академии. И у каждой из этих организаций своя история.
Юннаты и моделисты
Юные натуралисты появились на нашем полуострове еще раньше, чем юные пионеры. Весной 1923 года в Крым прибыл небольшой экспедиционный отряд Московской биологической станции. Маршрут экспедиции пролегал в пещерный город Чуфут-Кале и вдоль Южного берега. Проводниками юных путешественников из столицы были местные ребята. Через пару месяцев москвичи уехали, но идея исследования крымской природы осталась. Тогда в Крыму возникли первые группы юных зоологов, энтомологов, ботаников. В конце 20-х годов прошлого века в Симферополе была создана станция юных техников и натуралистов. Находилась она в доме по ул. Желябова, 16.
В начале 30-х в стране началась коллективизация, а затем и индустриализация. Производству требовались рабочие руки, специалисты и ученые. На учебных базах Крымского института натуральных культур в парке Салгирка и в саду Возрождение (он находился в районе нынешней Московской площади) вместе с учёными трудились школьники – виноградари, овощеводы, полеводы. Практические занятия с ними проводили профессора Крымского института специальных культур Болгарев, Богдан, Клепинин.
В 1936 году по решению Крымского Наркомата просвещения началось выявление талантливых детей – техников, изобретателей, исследователей. Самыми популярными видами технического творчества в то время были авиа- и судомоделизм. Кажется, не хитрая штука модель, обычная игрушка, а сколько знаний и труда нужно, чтобы ее создать. Первый авиамодельный кружок возник в Симферополе еще в 1924 году. С авиамодельных кружков многие начинали свой путь в большую авиацию. Ученик 1-й школы Симферополя Валентин Карлов стал командиром эскадрильи истребителей, Героем Советского Союза. Посмертно это звание получили участники Великой Отечественной войны, бывшие кружковцы Вячеслав Атаманов и Александр Бондарчук.
В конце 40-х годов на областной станции юных техников работали кружки авиамоделистов и радиолюбителей, фотографов и химиков. В 1953 году областную СЮТ возглавил Исай Ионович Брагинский. В конце 50-х здесь возник и ракетомодельный кружок. Начиналась космическая эра. Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов. Эти имена советских космонавтов не сходили в начале 60-х с газетных полос. Самой популярной была тема «Есть ли жизнь на Марсе», а в космос летали даже герои детских мультфильмов. На перекрестке улиц Пушкина и Горького возле «Черной аптеки» буквально на следующий день после полета Юрия Гагарина был установлен бюст Первого космонавта Земли. Его за одну ночь вылепил из глины симферопольский скульптор Константин Кошкин. А член ракетомодельного кружка пятиклассник Володя Кузовов создавал свои работы из бумаги и картона. Его модели «Союза», Лунохода, «Аполлона» в 1976 году завоевали медали ВДНХ СССР, дипломы Звездного городка и Музея истории космонавтики имени Циолковского. Издательство «Малыш» даже выпустило стотысячным тиражом «Космический конструктор» , которому был присвоен знак качества.
Но не будем забегать вперед и вернемся в довоенный Симферополь. Тогда еще не было ни межпланетных кораблей, ни космических станций. И в Детском парке не было куполов космической обсерватории. Но уже манила юных крымских астрономов, мечтающих о далёких звездах, загадочное слово СОЛА.
Любители астрономии
В 1946 году симферопольский школьник Вася Мартыненко смастерил из бабушкиных очков телескоп для наблюдения за ночным небом. Своей увлечённостью звездами он заразил сначала своих одноклассников из 7-й симферопольской школы, а потом и ребят из других школ. В 1948 году юные энтузиасты создали Симферопольское общество любителей астрономии – СОЛА.
- В Крыму 40-е годы были удивительным временем, его особенностью было, пожалуй, то, что в школах в это время училось большое количество одаренных людей, которые позже проявили себя во всех сферах деятельности, - рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Крымской Республиканской астрофизической обсерватории Борис Владимирский. - И 7-я школа, где довелось учиться мне, в этом смысле была типичной. У нас одновременно училось несколько замечательных, одаренных ребят. Их одаренность проявилась, когда они начали посещать Симферопольское общество любителей астрономии СОЛА. Но даже среди этих ребят выделялись несколько человек, с которыми мне посчастливилось дружить. Это Павел Чугайнов и Кронид Любарский. Они получали первые навыки исследовательской работы и твердо стали на профессиональный путь. Тогда еще никто не мог подумать, что Любарский получит международную известность и его имя будет связано с важными культурными инициативами, с событиями, которые касаются не только одной страны, но и всего мира. Между тем, так и случилось. Любарский оказался вовлеченным в диссидентское движение. Он был арестован и осужден на 5 лет лагерей. Потом был почти насильно выслан из СССР. Он решил, что не сможет полностью восстановить свой научный потенциал и решил попробовать свои силы в других сферах деятельности. Он занялся правозащитным движением и журналистикой. И там он проявил себя самым лучшим образом.
По-разному сложились судьбы первых СОЛАвцев. Павел Чугайнов стал известным астрофизиком, доктором физико-математических наук. Имя Кронида Любарского (1934-1996), известного правозащитника и публициста, в 2000 году было внесено в список 50 лучших представителей независимой журналистики, опубликованным Международным институтом прессы в Нью-Йорке. А тогда в середине 40-х этих людей объединили звезды и дух свободы СОЛА.
- В СОЛА был какой-то необычайный дух свободы, - говорит Борис Владимирский. - Там отсутствовал идеологический пресс. Там не было никаких портретов вождей. Мартыненко был далек от диссидентства, но дух свободы – это его, в значительной степени, заслуга.
Василий Васильевич Мартыненко. Дик, как прозвали его друзья-астрономы. ВВ, как называли его многочисленные ученики. Лауреат премии АРК, бессменный руководитель СОЛА на протяжении 54-х лет! Энтузиаст любительской астрономии, художник (он окончил Симферопольское художественное училище им. Самокиша), знаток и коллекционер минералов. А главное – Педагог с большой буквы .
Симферопольское общество любителей астрономии было одним из наиболее известных центров любительской астрономии. В 1957 году комиссия по метеорам Международного астрономического союза включила СОЛА в международную сеть по исследованию метеоров. Сведения о метеорных спектрах, полученные юными симферопольскими астрономами, вошли в мировой каталог, изданный астрономическим обществом Канады, были опубликованы в трудах комиссии по кометам и метеорам Академии наук СССР.
В юношеской обсерватории не только изучали астрономию, но и обсуждали проблемы генетики и ядерной физики, читали Грина и слушали Высоцкого. Особый дух астрономического братства и творчества был заложен и в Устав СОЛА. Из него принципы научного творчества перешли в устав нового юношеского научного общества, объединившего в апреле 1963 года и техников, и натуралистов, и астрономов - всех юных крымских физиков и лириков. Название – Малая Академия наук – придумали ребята из 2-й симферопольской школы. Первыми наставниками Академии были ученые из Института кибернетики Академии наук СССР, Института ядерной энергии им. Курчатова, Центрального совета Всесоюзного химического общества им. Менделеева, Крымской астрофизической обсерватории.