В Керчи власти разрешили на историческом месте знаменитого дома Домгера строить гостиницу с кафе

Вопрос об эстетической ценности или «бесценности» проекта не стоит априори

23.02.2016 в 13:49, просмотров: 2865

На въезде в центр старого города со стороны набережной, со стороны моря, долгие годы зеленел непритязательный газон. Зеленел на месте красивого здания, постройки XIX века, изящная колоннада которого по полукруглому фасаду служила своеобразными морскими воротами в старую Керчь.

В Керчи власти разрешили на историческом месте знаменитого дома Домгера строить гостиницу с кафе

Но дом развалили, несмотря на то, что был он памятником истории и архитектуры, и вот теперь газон. На который с грустью смотрели местные предприниматели, вздыхая: «Это же сколько «зелени» с такого газона накосить можно?» Уж больно место хорошее. Исторический центр, чудом сохранивший черты генерального плана застройки 1821 года в стиле русского классицизма. «Что ж, - прониклись предпринимательской тоской городские власти, - раз городу надо…»

Престижная ресторация

Наверное, и впрямь, что-то у нас тут меняется к лучшему, потому, как не успели горожане озадачиться, заглядывая за ребристый железный забор в начале набережной, вопросом: «Уж не занялись ли новые городские власти исправлением ошибок своих варваров-предшественников? Уж не принялись ли за восстановление легендарного «дома Домгера» когда-то занесенного в перечень памятников истории?» Как тут же, - - открытости и прозрачности ради, - а вернее, во исполнение пресловутого петровского указа: «Чтобы дурь каждого видна была!» - извольте-с. Публикуется пояснение: строится тут самое, что ни есть необходимое для Керчи – очередная престижная ресторация. А то три кабака на 100 квадратных метров близ древнейшего христианского храма России как-то маловато будет.

Читается пояснение захватывающе: «строение, в котором предусматривается небольшая гостиница на шесть номеров и открытое кафе, будет выполнено в виде корпуса корабля с покрытием в виде паруса» Вона как! С имеющейся уже эспаньолкой их там уже кладбище кораблей будет! Прямо недетская игровая площадка.

Предупреждаю сразу, вопрос об эстетической ценности или «бесценности» проекта не стоит априори, ввиду отсутствия предмета, к которому «эстетическая эмоция» вообще может быть применима. Что вызывает у вас в эстетическом смысле универмаг «Чайка» в центре города справедливо унифицированный в оптовый склад «Фуршета»? Да ничего. Стоит себе гипертрофированный контейнер в аляповатой рекламе. Стерпелось уже за десятилетия. Так мало его, что ли? Будем продолжать в том же духе? Из расчета, что тоже стерпится? Раньше терпели – против власти не попрешь, теперь стерпим… В общем-то, по той же причине, – против частного капитала не попрешь. Кто нас слушать будет? Люди там во власти занятые. Им не только не до нас. Им не до города, благоустраивать который они вроде как вызвались и подрядились. Но может все-таки найдут минутку свободного времени «предержащие». Скажут все-таки. Ответят. Если землеотвод на место варварски разрушенного исторического памятника совершился при прежней власти, в 2007 году, то кто? Кто теперь, в 2015-ом, имея на руках вот это вот…Мог «это» утвердить? Неужели этот… был керчанин?

Морской фасад города

Потому что у керчан совершенно другое мнение. Которое чётко и аргументировано высказали известные керченские краеведы братья Ходаковские… не менее дотошные чем ваш покорный слуга, почему и перехожу к их прямому цитированию.

Вопрос:

Почему строительство на месте незаконно разрушенного в конце 80-х памятника архитектуры местного значения, так называемого «дома Домгера», памятного старожилам под именем «таможни», кафе-гостиницы в стиле позднего «советского конструктивизма» - есть преступление перед потомками и вменяемыми современниками?

Ответ-цитата от Ходаковских (с добавкой авторской желчи):

…Это было великолепное ампирное сооружение, одно из наиболее видных зданий Керчи. Название оно получило по фамилии своего последнего до революции владельца Леопольда Домгера, умершего в середине 1914 года. Само же здание было построено в начале XIX века, в период первоначальной застройки города, то есть в самом начале его «новой русской» истории, в пределах старой турецкой крепости и форштадта. Оно стало его украшением и являлось градообразующим объектом, формируя морской фасад Керчи.

Причаливая к Царской пристани, приезжающие попадали в город, проходя через своеобразные пропилеи, образованные колоннадами на угловых фасадах дома Домгера и здания на противоположной стороне улицы Спицынской (Свердлова) - последнее погибло в годы войны, а на его месте в 1957 году было возведено вполне себе приличное здание АзЧерНИРО в духе «имперского ампира». Эти пропилеи были уникальной особенностью Керчи - ничего подобного не было ни в одном другом городе Крыма.

В мировую историю дом Домгера вошел благодаря рисункам Уильяма Симпсона, запечатлевшего его в своих хрониках Крымской войны, публиковавшихся в 1855 году в «Illustrated London News». Дореволюционное его предназначение прихотливо менялось в зависимости от настроений владельцев, например, барона В. Роппа, госпожи Якуниной…

В период оккупации Керчи германскими интервентами  в 1918 году по данным А. В. Носкова, в доме расположилась одна из немецких комендатур, причем по заявлению Надежды Лазаревой (возможно, его хозяйки на тот момент) постояльцы нанесли ущерб на сумму 8740 рублей. Со 2 января 1919 года в доме помещался штаб начальника Керченского укрепленного района белых войск. После установления советской власти в доме Домгера на короткое время разместилось одно из отделений ЧК. И тут открывается еще один драматический нюанс в нашей истории - по сведениям прежнего хранителя фондов керченского музея В. Н. Боровковой при сносе здания экскаватор открыл массовое захоронение. Не исключено, что речь идет о казненных чекистами во время того самого Красного террора 20-х, когда людей расстреливали без следствия и без счета за один только «буржуазный», читай, приличный вид. Как отмечает старший научный сотрудник музея-заповедника В. Ф. Санжаровец, о подобной практике - замуровывание трупов в подвалах города свидетельствовал местный подпольщик Р. А. Пирогов. Так что, вполне вероятно, что и сейчас на месте дома Домгера могут оставаться останки, которые в таком случае необходимо подвергнуть эксгумации и перезахоронению.

Может оставить в покое?

Дом Домгера являлся памятником не только периода становления русской Керчи, но и немым свидетелем военной истории нашего города. Кстати, несмотря на ужасающие разрушения набережной, здание вполне благополучно пережило этот гибельный для города период и не имело серьезных разрушений: были лишь разбиты и замурованы окна, а стены иссечены осколками.

Но…В 1975 году крымской авторской группой в составе архитекторов В. П. Мелика-Парсаданова, А. Н. Морозова, Р. Г. Ликсо, скульпторов Р. В. Сердюка и В. В. Никифорова был подготовлен поистине чудовищный проект «реконструкции» Керчи, по которому сносу подлежали все уцелевшие дореволюционные здания исторического центра города. Кроме церкви Иоанна Предтечи, которая в это время, к счастью, уже находилась на реставрации, да еще бывшей Романовской женской гимназии и бывшего католического костела. Места снесенных зданий в основном отводились под благоустроенные пустыри, открывающие вид на море, а кое-где планировалось возвести безликие бетонные коробки вроде ныне возводимой. Сносу также подлежали все частные строения на склонах Митридата и сама Митридатская лестница 1834 года постройки, на месте которой должна была остаться только узкая (аналогичная нынешнему верхнему пролету, построенному в 1975 году). По сути, задача состояла в уничтожении остатков классического облика города дореволюционной, то бишь, - царской эпохи и придания ему вида вполне советско-пролетарского. Типа «типового конструктивизма», архаического даже на время этого, с позволения сказать, «градостроения». К счастью, не успели.

Но, как выясняется, облегченно перевести дух - рановато.

Оказывается, «решения забытого съезда» по-прежнему претворяются, - в жизнь. На благо народа и конкретно предпринимателя?

И, наконец, в порядке благожелательного эпилога.

Благое пожелание городским властям города-героя Керчи:

Так может, если нет пока ни желания, ни умения, оставить в покое вполне себе нейтральный газон у Александровского проезда как будущую строительную площадку для восстановления исторического архитектурного пейзажа? А пока убрать неумелые, но жадные ручонки прочь от «проходного», читай, доходного проезда. Взять волю в кулак и… ничего не делать. Не привыкать же. Дотерпели, дождались же разрешения вопроса с восстановлением старой Митридатской лестницы, дай бог поголовного здоровья всему Министерству культурного наследия России, - глядишь, и его «унаследует», дом Домгера? Восстановит?