«Отец понял, что дочь выросла…»
- Память об отце – она великолепна, она прекрасна, - говорит Наталья Сергеевна. - В детстве я увидела фильм, где отец с автоматом наперевес пересекает фашистскую границу и с тех пор решила одеваться, как герой. Валенки с калошами, полушубок, ремень обязательно с красной звездой, шапка-ушанка. И отчаянно дралась с мальчишками за справедливость, что и делаю до сих пор, только вместо мальчишек уже большие дяденьки». Когда меня спрашивали, хочу ли я стать артисткой, я отвечала: «Ни за что!» В 13 лет я все-таки попала в художественную самодеятельность, увлеклась театром. Потом был ВГИК. Среди детей-актеров, в числе которых был и Владимир Тихонов, поступила только я. Но о том, что я пошла по актерским стопам, отец узнал, когда я была на 4 курсе. Он пришел на выпускной экзамен. И после просмотра моей дипломной работы - а это был спектакль по Стендалю «Красное и Черное», где я играла мадам де Реналь - он подошел ко мне, обнял, и мы минут семь-восемь просто стояли и рыдали. Отец понял, что дочь выросла.
«Бондарчук не доверял Тарковскому…»
- Те же слезы были после просмотра фильма «Солярис», который увидел весь мир, - вспоминает Наталья Сергеевна. - Сергей Бондарчук не доверял режиссеру во время съемок, но когда увидел, какой получился фильм, он схватил меня за руку на первой же сцене – ему понравилось. Этот фильм тогда купили все фестивали, и я была в 50 странах мира, в которых представляли «Солярис». А вот в картинах отца я никогда не фигурировала. Но вместе с ним у нас получилась «Пошехонская старина». Я режиссировала эту работу, а Сергей Бондарчук читал от имени Салтыкова-Щедрина. И эту фразу «Я люблю Россию до боли сердечной и желал бы видеть мое отечество счастливым» он произносил с особым чувством, со своим чувством любви к Родине».
«Война и мир»
Сергей Бондарчук всегда отличался выдержанностью и стойкостью к изменениям, а также своей выносливостью и умением все правильно организовать. Наталья вспоминает съемки картины «Война и Мир»:
- Мы с моим маленьким тогда сыном, Иваном Бурляевым, пришли на съемочную площадь. В кадре 20 000 человек! Страшно там находиться: на нас летят: матросы, солдаты, кричат: «Ура!», прожектора, шум… Страшно так. И впереди этого всего на возвышении стоит Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, седые волосы развиваются на ветру. Я подхожу, спрашиваю: «Пап, как ты управляешь всем этим ужасом?», а он говорит: «Никак. Разрываюсь». Ванька понял, что от деда здесь зависит все и сказал: «Вырасту – буду помогать деду не разрываться».
А вот с братом, Федором Бондарчуком, Наталья любит вспоминать другую историю.
- Феде тогда было 6 лет, он закурил и признался в этом маме, - смеется Наталья Сергеевна. - А Ирина Константиновна Скобцева, вместо того, чтобы выпороть его хорошенько, отправила к отцу. Заходит Федя к Сергею Бондарчуку в кабинет. А тот за печатной машинкой сидит, работает. Федя молчит, в носу ковыряет. Отец глянул на него и говорит: «Федя, Федя, иди, покури!». Ирина Константиновна очень удивилась, когда Федя поведал ей, что сказал папа. Кстати, С Федей мы очень любим друг друга, в отличие от наших разных мам.
«Таких фильмов уже не будет…»
- Таких фильмов, как снимал отец, больше не будет – страна не та, – убеждена Наталья Бондарчук. - Если говорить о вкладе в культуру, в российский кинематограф, то могу сказать одно.
Картины, которые делал отец, больше никогда никто не повторит. Потому что страны такой больше нет. Когда снималась «Война и мир», вся страна работала над этим фильмом. Представьте: 20 тысяч человек одеть в историческую одежду, посадить на коней, дать историческое оружие, 6 лет снимать и получить такой шедевр! Это работа всей страны…
Заслуженная артистка России, сценарист, кинорежиссер, Наталья Бондарчук в беседе со зрителями отметила, что не бывает таких совпадений, чтобы ее пригласили председателем состава жюри кинофестиваля, в последний день которого отмечается 95-я годовщина со дня рождения ее отца.
- Это чудо! – подытожила замечательная Наталья Сергеевна.