Наталия Метлина: "Есть ли жизнь после эфира?.."

Известная российская журналистка, теле- и радиоведущая рассказала о своем отношении к профессии

В сентябре 2015 года в Астрахани состоится юбилейный V Международный молодежный фестиваль телевизионных идей «Ты можешь!» Участники - начинающие авторы, режиссёры и студенты журналистских факультетов. В составе жюри - телеведущая Наталия Метлина. 

На конкурсной площадке встретятся более 20 команд из Беларуси, Казахстана, Латвии, Кыргызстана, Абхазии, Армении, Ирана, Крыма и других регионов России... Секретами мастерства с молодёжью поделятся такие мэтры российского телевидения, как Леонид Млечин, Яна Чурикова, Игорь Угольников, Наталья Семенихина, Александр Носик...

В составе жюри фестиваля «Ты можешь!» - признанный мастер телевизионных расследований, законодатель правозащитной журналистики прямого действия Наталия Метлина. Накануне открытия фестиваля "Ты можешь!" с главной "Метлой" российского ТВ встретился её коллега, московский телепублицист Александр Беланов.

- Наташа, вы из академической семьи: папа - профессор, мама - доцент. И как вас так угораздило - то в театральный, то в журналистику... Куда родители смотрели?!

- Как-то у одного известного учёного спросили: "Вы помните своих родителей?" Он ответил: "Помню! Отец всю жизнь сидел за пишущей машинкой за закрытой дверью. И только - маленькая щелочка внизу! Через неё свет пробивался в коридор". "И кто же вас, в таком случае, воспитывал?" - поинтересовались у учёного. Он ухмыльнулся: "Вот эта щелочка и воспитывала!"

Вот и у меня так же... Родители и моя покойная сестра много и упорно трудились: мама только в 65 вышла на пенсию, а папа... Ему уже 83, а он по-прежнему преподаёт в нескольких московских университетах...

- Ну а вы, вопреки семейным традициям, решили податься в артистки?

- В свои десять лет я оказалась в "театральной школе". Однажды к нам в школу пришли ребята из Московского молодёжного театра-студии "На Красной Пресне". Тогда вот со своей замечательной школьной подругой, теперь уже заслуженной артисткой России Наташей Щукиной, я и попала под опеку Вячеслава Семёновича Спесивцева. В Москве начала 80-х его знаменитые "спектакли в электричках" вызывали настоящий шок. А чтобы достать билеты "на Спесивцева", народ записывался в очередь за месяц до спектакля. И вот при этом легендарном театре-студии была создана школа. И мы её закончили! Понятное дело - бредили большой сценой, театром...

- Я не понял, вы при поступлении в вуз - что, дверью ошиблись?!

- Всё куда прозаичнее: во время вступительных экзаменов в театральный институт, я заболела корью, и Олег Павлович Табаков, к которому я пришла на конкурс вся покрытая красной коркой с температурой под сорок, этого моего "подвига" не оценил... И отец сказал, как отрезал: "Хватит дурака валять! Артисткой можешь ты не быть, но "вышку" получить обязана!" И я поступила на филологический... Не жалею!

... А уже в начале девяностых, на пятом курсе, возник вопрос: чем я буду заниматься по жизни? Идти преподавать в школу - я не хотела. И здесь с благодарностью вспоминаю Серёжку Борбрикова и Васю Уткина. Первый привёл меня на радио, второй - в программу Александра Политковского "Политбюро".

- Моя первая встреча с Политковским - это Крым, 1988 год. Я сопровождал бригаду программы "Взгляд", "сливая" Москве темы, которые на крымском телевидение раскрыть было просто невозможно: обком партии, как тот Кощей Бессмертный, денно и нощно оберегал свой "заповедник застоя". Москвичи работали неистово, Александр просто фонтанировал идеями. Но на вопрос крымчан: "Когда нас покажут по телевизору?" всегда отвечал честно: "Увидите, если покажут!"

- Вот и я пришла зелёная, как огурец, но со страстным желанием работать. Поверьте, перед этим желанием открываются все двери. А ещё со мной работали лучшие операторы, лучшие монтажёры... Я записывала репортёрские сдендапы на взлётной полосе аэропорта Внуково. Мне и сейчас это очень сложно организовать... А тогда как-то удавалось! Работала бесплатно, высшая награда - эфир!

В качестве стажерского задания я снимала рубрику, посвящённую защите прав потребителей - это были первые ласточки данной темы на российском телевидение. Выводила на чистую воду ресторан гостиницы "Россия", какие-то ателье... Показала начальству. На просмотре - человек 30 из программы "Политбюро", «Красный квадрат», а Андрей Разбаш, которому мы и показывали свои поделки, просто ржёт, как лошадь! Потом он мне, готовой провалиться на ровном месте, ещё минут 40 читал лекцию: как правильно снимать, монтировать, озвучивать. Я стояла, разинув рот, а Александр Политковский всё не унимался за моей спиной, подзуживал: "А я тебе говорил! А ты всё не верила!"

- "Болезнь роста" - переживают все, но с разными последствиями... Как вы переболели своей "звёздностью"?..

- Да, со мной очень много возились, но и я была благодарным учеником. Помню, Александр Политковский нарезал из цветной бумаги с десяток квадратиков, расписал их и разложил передо мной на столе. "Эта куча - эпизоды твоего сюжета! Давай - выстраивай, меняй их местами, дописывай и доснимай, добиваясь логической завершённости и полноты картины происходящего!" - начал он с азов репортерского мастерства. Прошли годы, а я и сегодня, прописывая сценарии телевизионных расследований, нарезаю цветную бумагу, кручу и верчу на столе цветные "эпизодики" Саши Политковского...

- Свой первый сюжет во "Взгляде" помните?..

- О, да! Октябрь 1993 года. Расстрел парламента. Россия - на грани гражданской войны... Одни журналисты работали под пулями в Останкино, другие - у Белого Дома. Меня послали снимать какой-то незначительный материал - и это был мой первый сюжет, вышедший в спецвыпуске программы "Взгляд". Это был октябрь, а во "Взгляд" я пришла в мае. Мама посмотрела по телевизору этот материал и сказала: "Сюжет всего-то две минуты! А что ты там полгода делала?"

 - И в самом деле - что?!

- Училась! В профессии журналиста нет верхней планки - только успевай крутиться! Газеты, радио, телевидение, интернет - это самая развивающаяся отрасль экономики. Здесь всего два пути: успевать поспевать и вечно тащиться сзади, или стать законодателем моды. Я знаю, что мне многие подражают в профессии. Подражать легче! А я вот до сих пор учусь, в постоянном поиске себя...

- В основе всех сюжетов Александра Политковского - железное правило: "доверяй, но проверяй". Вчера Политковского доставали из полыньи, сегодня он записывает стендап, лёжа в постели Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в одном из деревянных домиков крымского фазанника, завтра - получит депутатское удостоверение № 1 на выборах в Верховный Совет РФ... Его седую голову, кепку и серую куртку - знала вся страна. А как его ученица Наталия Метлина, превращалась в главную "Метлу" российского ТВ? Как создавался образ борца с мафией?!

- После закрытия программы "Политбюро" мы не без приключений оказались в руках Артёма Боровика. В его телевизионном проекте "Совершенно секретно" я и проработала ещё восемь лет. После трагической гибели Артёма, научившего нас не только разоблачать зло, но ещё и любить тех, кого защищаем, я ушла на Первый канал, в "Документальный детектив" к Алексею Пиманову. Потом были "Тайны века". И только в 2004 году, в проекте "Спецрасследование" я нащупала то, что вы назвали "Метлой российского ТВ", хотя Метлой меня называли ещё в школе!..

- Простите, если я вас обидел...

- Ни капельки! Ток-шоу "Метла" - в 2012. Кто-то любил, кто-то недолюбливал, кто-то боялся... В итоге - всё это в прошлом. Вернёмся к поиску телевизионного образа! Помнится, я сняла стендапчик к программе "Билетная мафия". Отсмотрела видео и поняла, что это - вообще из другой песни. Да, уже тогда мы использовали "скрытую камеру". У меня было своё ноу-хау: первый оператор снимал на "Betacam SP" из машины, в руке у второго была "скрытка", а в свою перчатку я просовывала звуковую петлю. Картинка на экране - хорошая, но человек не понимал, что его снимают! Отсматриваю материал - ну, блин, не то всё это! А вечером по "MTV" вижу - ведущий прорывается сквозь танцующую толпу, зовёт оператора за собой, а значит - зовёт и зрителя. Понимаешь, о чём я?! Появилось чувство сопричастности!

-Ещё как понимаю!

- Саша, не поверите: у меня кастрюля из рук выпала! Звоню оператору Ильину: "Слава, я увидела! Я поняла! Мы должны всё переснять!" И вот мы у касс театра Ленинского комсомола. Бросаюсь в объятия спекулянтов, обернувшись - кричу: "Вы это видели?! Ты снимаешь?!" Один оборот, другой... Я почувствовала - вот оно, моё телевидение!

- Да, помню тот ваш стендап. Вы выскочили из метро и, оказавшись рядом с торгашами, выдали примерно такой текст: "Здесь - 360 метров! И каждый сантиметр у этих касс - расписан. Вон там стояли будущие олигархи, сколотившие здесь, под колоннами театра, свои первые состояния..."

- Сюжет посмотрел Алексей Пиманов, руководитель телекомпании "Останкино": "Обалдеть! Это - то, что нам нужно!" А после эфира я узнала, что "доля аудиторного рейтинга" достигла показателя - 45. Это - победа!

- В своих программах вы сами себе и автор, и режиссёр, и продюсер?!

- Да, да...

- Что для вас важнее - текст или картинка?

- Текст! Я - текстовик. Коротко отвечу: я не нашла ещё своего режиссёра! Вот у меня есть друг, Саша Гентелев, он работает в Израиле. И я всегда потрясаюсь его работами. Он практически не пишет закадрового текста. А в основе его фильмов - идея и огромное количество съёмок. С точки зрения режиссуры - это пока для меня непостижимо! Это - волшебно! Но я скоро покорю и этот Эверест...

- Наталья Метлина, идущая на встречу с мафией, с другими подвидами зла человеческого - ничего не боится? Коленки не дрожат? Дома ведь - дети ждут...

- Это то, о чём я всегда говорю студентам своим - я много преподаю, читаю лекции, касающиеся журналистского расследования: "Это опасная стезя, с одной стороны. С другой - если не работает интуиция, если ты не понимаешь, не чувствуешь грани - где заканчивается расследование, а начинается смертельная опасность - можно нарваться на большие неприятности!" Нет, я не принижаю свою профессию. Я просто люблю свою семью, моих детей. Я не буду рисковать их жизнями... Да, было такое... От некоторых расследований я отказалась...

- Можно хотя бы один пример?!

- Расследование касалось деятельности одного из заместителей министра финансов. Мне позвонили и сказали: "Сначала сгорит твоя машина, потом случайно погибнет твоя собака, затем - несчастный случай с детьми..." Я сказала: "Большое спасибо! У меня еще много работы, а вас всё равно прижучат - не сегодня, так завтра!" И ведь прижучили...

- На телерасследованиях, понятное дело, вы нажили много врагов. А как с друзьями?..

- Всем известно, что я нахожусь в очень тёплых отношениях с органами внутренних дел. И среди настоящих ментов, тех МЕНТов, которые расшифровываются как "мой единственный настоящий товарищ" у меня очень много друзей! И это - настоящие мужики русские, это люди, которых я видела в работе. Они мне помогали вести съёмки, а обнародование этих материалов на телевидение - позволяло им довести начатые дела до конца, потому что делам этим предавалось общественное звучание, они становились из разряда резонансных.

- А те, кому вы помогали, жертвы преступлений - они предлагали вам свою дружбу?

-Нет, не помню такого случая... В программе "Защита Метлиной" мы организовывали самолёты МЧС для спасения двух туристов, оказавшихся в коме... Мы вытаскивали детей из лап совершенно озверевших сотрудников органов опеки, возвращали их в семьи... Нет, мы не ждали слов благодарности! Мы создавали социально активное телевидение, "телевидение действия". Мы делали это, прежде всего, для себя...

- Как вы работаете с "источниками" информации? Способны ли вы обеспечить этим людям безопасность?

- Моё кредо - "Не навреди!" Я всегда говорю "источнику": очень хорошо подумайте - что будет с вами после того, как мы обнародуем эти материалы? Вы добьетесь своего?.. Знаете, как это не парадоксально, но я думаю о том, "есть ли жизнь после телеэфира"? Я очень многих отговаривала... Нет, я не бросала людей, мы находили другие ходы...

 - Мечты... Остаётся ли время, что бы сделать их явью?

- Я - специалист многопрофильный: надо будет - корову подою, приспичит - сварочным аппаратом приварю по самые не балуй! Вот купили старшему сыну квартиру. Поеду руководить ремонтными работами... Мечты? Дело в том, что меня в четыре года отдали "в скрипку". Мечта всей моей жизни - купить инструмент и иметь хотя бы час времени в неделю, что бы попиликать, вспомнить вкус детства...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру