"Белый лебедь": история создания вокзала - одной из главных достопримечательностей Симферополя

Строительство железной дороги в конце ХIХ века изменило провинциальный размеренный уклад жизни губернского города и положило начало его бурному развитию.

Сейчас мало кто знает, что по первоначальному плану строительства железнодорожной линии Мелитополь - Севастополь вокзал в Симферополе планировалось возводить значительно западнее города, примерно там, где сейчас совхоз им. Дзержинского.

Вокзал и слободка

Неизвестно, как бы развивался Симферополь, осуществись этот проект. Однако состоятельным жителям города - купцам, промышленникам - крайне заинтересованных в близости железной дороги и станции, удалось убедить проектировщиков построить вокзал на нынешнем месте. Городская дума безвозмездно предоставили болотистую, покрытую камышами местность за западной заставой города компании, строящей дорогу.

В 1872 году начались работы по прокладке путей непосредственно у города. Работы велись быстрыми для тех времен темпами и 14 октября 1874 года участок дороги Мелитополь - Симферополь был сдан в эксплуатацию. В этот день к платформе Симферопольского вокзала прибыл первый пассажирский поезд. Очевидно, эту дату и следует считать днем рождения станции Симферополь и Симферопольского вокзала. Собственно говоря, вокзала, как такового, еще не было. Министерством путей сообщения было выстроено маленькое здание, служившее и почтой, и кассой, и полицейским участком. Как выглядел первый вокзал, мы не знаем, никаких фотографий не сохранилось. Однако в таком виде вокзал простоял до 1912 года.

В 1915 году к 21-й годовщине вступления Императора Николая Александровича на престол была торжественно открыта железнодорожная ветка на Евпаторию. По случаю торжества в Симферополь прибыло около 300 гостей и супруга Таврического губернатора Княжевича перерезала ленточку, открывающую движение.

Железнодорожные рабочие вместе с печатниками составили ядро Симферопольского рабочего класса. Селились они недалеко от железнодорожных мастерских, депо и вокзала и очень скоро появилась так называемая Железнодорожная слобода в границах нынешних улиц Павленко, Индустриальной и бульвара Ленина, который так и назывался - улица Вокзальная.

Названия улиц и переулков слободки говорят сами за себя: переулок Багажный, ул. Путевая (ныне ул. Красного креста), ул. Ремонтная (с 1974 г. - генерала Телегина), ул. Инженерная (с 1951 г. ул. Павленко),1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я Шестериковские улицы, названные в честь депутата городской думы Василия Васильевича Шестерикова, распродавшего свои земли под жилищную застройку слободки. В районе ул. Литовской (с 1924 г. - Красногвардейская) был расквартирован литовский полк, а улица Дзюбанова, на которой стоит тюрьма, до 1924 г. так и называлась - Тюремная.

Ампир и немцы

В 20-е - 30-е годы через Симферопольский вокзал приезжали дети в Артек, писатели в Гурзуф и Коктебель, летчики в Качу и прочая отдыхающая публика. И, может быть, долго бы ещё служил второй вокзал городу, но вмешалась война.

В период немецкой оккупации города железнодорожное депо и мастерские становятся центром городского подполья. Замначальника станции был в то время Виктор Ефремов, который и возглавлял группу подпольщиков. Он погиб в застенках гестапо, а в память о нем названа одна из старейших улиц нашего города. Ул. Подгорная (бывшая ул. Миллионная) с 1948 г. носит имя Виктора Ефремова.

В годы войны вокзал пережил свои самые черные дни. Отсюда осенью 1941 года немецкие оккупанты насильно отправляли в Германию на подневольный труд крымскую молодёжь. А весной 1944 г., после освобождения полуострова от фашистских захватчиков, крымчане узнали страшное слово - депортация. 18 мая из Крыма были выселены крымские татары, которых обвинили в пособничестве оккупантам. 2 июня - новое решение ГКО, и 37 тыс. армян, греков, болгар не по своей воле сменили теплый, солнечный Крым на холодные казахстанские степи. О мрачных событиях тех дней напоминает памятный знак, установленный на перроне Симферопольского вокзала.

При уходе немцев из города ж/д станция и вокзал были полностью уничтожены. Здание вокзала было настолько разрушено, что московский архитектор Шквариков предлагал не восстанавливать его, а строить заново на другом месте - на оси ул. Горького, почти на километр дальше разрушенного. Случись так, и район города у вокзала выглядел бы сегодня совсем иначе. Но Крымский обком ВКП (б) выступил с категорическим протестом, и было принято решение восстанавливать вокзал на том же месте. Проект вокзала разработали в 1945 году архитекторы Душкин и Аквилев в стиле сталинского ампира.

Однако сил и средств у города в то нелегкое послевоенное время не хватало. В архиве сохранился интересный документ, протокол Симферопольского горисполкома № 32 от 21 августа 1946 года. В нем принято решение "О строительстве железнодорожного вокзала в Симферополе" и обращение в Областной исполнительный комитет с просьбой выделить через МВД РСФСР 500 человек военнопленных на время строительства вокзала. Просьба была удовлетворена и в Симферополь к временным перронам разрушенной станции прибыли 500 военнопленных немцев. 300 из них работали на строительстве вокзала, а 200 делали внутри столярку, которую привозили из Днепропетровска. Они были хорошими мастерами.

Разобрав завалы и выложив стены зданий, немцы под музыку отбыли домой. Завершало строительство и всю наружную и внутреннюю отделку вокзала Управление строительных работ (УСР). Технический проект вокзала был утвержден только 1948 году. Строительство обошлось в 186 тыс. тогдашних рублей, и в декабре 1951 года новый, третий по счёту Симферопольский вокзал - красивый и белый - принял первых пассажиров. За его красоту и цвет горожане прозвали его "Белым лебедем". Кто из живущих сегодня помнит это название? Вокзал действительно красив. Интерьеры здания вокзала украшают картины народного художника УССР Ф.З. Захарова и художника В. А. Апановича.

Лучший в своей категории

Великолепные арки, уютный итальянский дворик, просторные залы ожидания, ресторан, красивая лепнина всегда привлекают внимание жителей и гостей нашего города.

Вокзал в основном построен из местных строительных материалов. Для его облицовки использован инкерманский камень. Прекрасные лепные работы выполнили москвичи братья Жуковы со своими бригадами. Было оштукатурено 27 тыс. кв. м. стен, потолков и колонн…

49-ти метровая башня вокзала - сложное техническое сооружение, в котором кроме часов, находится водонапорная установка. Циферблат часов диаметром около 2 м. Башня украшена лепкой и увенчана шпилем с пятиконечной звездой. 

Симферопольский вокзал занимал третье место в СССР среди вокзалов второго класса. В 1959 году завершилось строительство первой горной междугородней троллейбусной линии Симферополь - Ялта. 4 августа 1959 года на вокзале разгружали первый троллейбус, а в правом крыле его, под башней, разместились билетные кассы и конечная станция троллейбусной линии.

Арка под башней в то время была закрыта. Дело в том, что вход на перрон был платным, и попасть к поездам могли либо пассажиры с билетами, либо заплатившие гривенник.

Напротив вокзала был установлен памятник - сидящий на скамейке Владимир Ленин скульпторов Н. П. Петровой и В. В. Петренко. А в центре привокзальной площади, там, где сейчас автостоянка, памятник Иосифу Сталину.

9 марта 1953 года в день похорон вождя к памятнику пришли тысячи людей. И стар, и млад прощались с товарищем Сталиным.

А потом настал 1956 год и, после ХХ съезда КПСС, памятник в одну ночь исчез с привокзальной площади. В этом же году Сталинская железная дорога стала называться Приднепровской.

Владимир Ильич, вопреки расхожей среди симферопольцев легенде, всегда сидел на скамейке один. У этого памятника любили принимать детей в пионеры.

В 1950-м году на станции Симферополь появились первые тепловозы, а с 1957 года подвижной состав переходит на электрическую тягу.

Почти полвека вокзал исправно служил городу без капитального ремонта. Обветшало здание, почернел белый камень. И вот в феврале 1999 года Управление Крымского отделения Приднепровской железной дороги и Симферопольский горисполком начали капитальный ремонт вокзала, который был завершён в 2001 году. Изменились перрон и платформы, привокзальная территория, а само здание вокзала преобразилось внутри и снаружи.

Реставрирован итальянский дворик, художественные барельефы, украшающие помещения вокзала, дубовые двери, башня с часами. Реставраторы восстановили знаки Зодиака. Нужно сказать, что строители и реставраторы старались при работах ничего не менять в прежнем облике вокзала, сохранить для новых поколений симферопольцев его первозданный облик.

По давней традиции Симферополь провожал отъезжающих маршем "Прощание славянки" композитора Агапкина. Примечательно, что именно здесь, на симферопольском вокзале в 1912 году марш был исполнен впервые. А встречает поезда "Песня о Симферополе", написанная Леонидом Поляковским и Анатолием Милявским.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2015

Заголовок в газете: Как проектировался и возводился лучший в своей категории вокзал

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру