Диляра училась в девятом классе, когда услышала по ТВ мелодию флейты. Волшебные звуки настолько очаровали девушку, что ей безумно захотелось научиться играть. Диляра тут же попыталась самостоятельно сделать инструмент, но попытки не увенчались должным успехом и, в итоге, она купила блок-флейту (разновидность продольной флейты – прим.авт.). Играть училась сама: сначала изучала ноты, а потом доверилась слуху.
- Моя первая флейта называлась «японская сякухати», я ее смастерила из полихлорвиниловой трубы. Считается, что сякухати была создана для медитации. Звук флейты гармонизирует и приводит в ровное состояние играющего, а практикуя наблюдение за своим дыханием во время игры, можно привнести это качество в жизнь: человек становится более осознанным и созерцательным. Но это все произойдет, когда ты научишься играть на флейте, а я, пока создавала ее, изрядно намучилась, - вспоминает крымская мастерица.
Соседство жалейки и сякухати
Сначала девушке не удавалось извлечь из флейты ни звука. Думала, что-то не так вырезала или соединила неверно. Как оказалось, японская сякухати считается одной из самых сложных флейт, потому что там нет свистка, а вместо него – утагучи (буквальный перевод – «песня рта»). Это срез, с помощью которого рассекается воздушный поток, в результате чего возникает звук. И когда она поняла, как устроена флейта, инструмент заиграл.
Самоучка Диляра во всем: как изготавливать свои флейты, как на них играть. Рассказывает, что, просматривая фотографии в интернете, методом проб и ошибок, учится их мастерить. Так и нотную грамоту осваивала самостоятельно. «В Старом Крыму музыкальная школа находится очень далеко от моего дома, поэтому мне было неудобно туда добираться. Сейчас, когда я учусь в Симферополе, у меня на это уже нет времени. Да и не делаю я из своего хобби ни профессии, ни бизнеса. Ноты немного знаю, могу на каком-то концерте сыграть, а флейты делаю больше для себя. Бывает, кто-то заказывает, но я особо это не афиширую», - признается Диляра.
О том, чтобы продавать и зарабатывать на музыкальных инструментах, она как-то не задумывалась. Хотя если говорить о цене, то такая ручная работа будет цениться от 1000 рублей и дороже.
Творить, создавать, а потом играть на национальных инструментах – это у крымской красавицы для души. По жизни Диляра решила пойти путем экономиста. «Конечно, это не так интересно, как мое хобби, но нужно же диплом реализовать», - улыбается мастерица.
Всего в коллекции Диляры порядка тридцати разных музыкальных инструментов. Из них только десять видов флейт разных народов мира.
- Это японская сякухати, индийская бансури, славянская жалейка, украинская сопилка, южноамериканская кена, южноамериканская сампоньо, пимак (флейта североамериканских индейцев), белгородский пищик. Делаю струнные щипковые инструменты – маленький японский кото и большой, почти метр в длину, китайский гучжен (родственники европейской цитры). Совершенно уникальным считаю Уду – африканский глиняный барабан-горшок с двумя отверстиями, которые производит протяжные, почти потусторонние голоса. Африканские племена верили, что они слышат голоса предков, с которыми нужно общаться. Начала делать такие флейты, как хулуси и баву – китайские инструменты. Помимо флейт работаю над струнными, из самых грандиозных – кельтская арфа. Ее я загорелась сделать, когда услышала, как играет Элизбар (Эдуард Сиреч), мне очень понравилась! Арфу я делаю с 2013 года, прошлым летом натянула струны и почти уже научилась играть. Сейчас в процессе скрипка кемане (обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока – прим. авт.), колки уже вырезала, основу сделала… - погружается в мир музыки крымчанка.
Флейту можно сделать из разного материала, но лучший и наиболее удобный – это бамбук. У него прекрасный теплый звук. Светлый бамбук она выращивает дома, а темный покупает в магазине. Кстати, в лавочках для рыбаков можно выбрать удилища из листоколосника семейства бамбуковых. Также девушка научилась изготавливать флейты из лагенарии (вид тыквы в форме бутылки). Или изготавливать из дерева с применением пчелиного воска, эфирных масел, натуральной кожи и ниток. Если за инструментом правильно ухаживать (не подвергать термическим, климатическим изменениям, протирать после игры внутренний канал инструмента), то он может прослужить вашим внукам.
Существует много красивых легенд, связанных с историей рождения флейт.
С XIV-XV века в Японии на сякухати играли странствующие буддийские монахи комусо, отличительной чертой которых была корзина на голове, что полностью скрывала их лица. Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации, так оно организует сознание и очистит ум.
А вот флейта североамериканских индейцев – пимак – предназначена для любви. С ее помощью индейские юноши соблазняли прекрасных девушек. Чистые и завораживающие звуки этого инструмента должны были убедить ее в серьезных намерениях избранника и показать все достоинства парня. Можно сказать, что флейты вершили весь разговор.
Древнейший инструмент индейцев Перу, Чили и Боливии кена – это, напротив, флейта печали. В давние времена влюбленный юноша, чтобы никогда не расставаться с трагично погибшей любимой, решил изготовить флейту из берцовой кости ее ноги. Сделав эту флейту, опечаленный молодой человек носил ее повсюду с собой, а когда играл, ее тоскливый звук напоминал ему голос и плач умершей возлюбленной.
В 16 лет Диляра сделала тувинскую скрипку Игил. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным кочевников – лошадью. Поэтому в старину его струны изготавливали из волос конского хвоста. В настоящее время также можно использовать и синтетические материалы, например, нейлоновые струны.
Индивидуальное звучание
Каждый инструмент – индивидуален, имеет свое отличительное звучание и по времени создается по-разному. Например, пимак не получится, если чуть больше вырезать отверстие – свист уже будет не тот. С материалом тоже надо быть предельно осторожным. Бамбук при обработке может треснуть. «Быстрей всего можно сделать индийскую бансури: чтобы вырезать, обработать, подобрать строй и украсить новенький инструмент понадобится около 6 часов плодотворной, усиленной работы, ну это если совсем не отвлекаться», - делится мастерица.
Когда все готово, остается последний штрих – Диляра ставит свою эмблему и додумывает оформление. К североамериканскому инструменту подойдет орнамент прерий, на арфе – кельтские узлы, герои мифологии.
- Мне нравится все время делать что-то новое, прочувствовать каждый инструмент, который отличается своей музыкальностью. Взять хотя бы жалейку – у нее звук высокий, у японской сякухати – низкий, глубокий, - говорит искусница о своих творениях и тут же начинает демонстрировать их голоса.
Кажется, что девушка только и живет творчеством. Когда Диляра не создает инструменты, она рисует в стиле Зентангл (абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров – прим. авт.), вышивает сумочки для Къорана (атрибут свадебной церемонии), знает много компьютерных программ, занимается фотографией, электронным созданием музыки, увлекается растровой и векторной графикой. И, конечно же, интересуется музыкой.
- Мне нравится слушать народные ирландские, японские мотивы. Когда я работаю над инструментом, меня сопровождает музыка. А вот когда подбираю строй, должна быть тишина, - раскрывает свои секреты талантливая девушка.
В своей семье Диляра не единственная творческая натура. «Способности передались от дедушки, - рассказывает мастерица. – Это человек с золотыми руками. Он сам построил дом, начиная от фундамента и до проведения проводки, он делал потрясающую мебель! Такого мастера еще надо было поискать!».
На вопрос, не думала ли она передать или даже создать из своей коллекции музей музыкальных инструментов разных народов мира, Диляра отвечает, что инструмент создан для того, чтобы на нем играть. А если ты им не пользуешься по назначению, тогда нужно инструмент дарить или выставлять на продажу, чтобы он приносил пользу владельцу и радовал слушателей.