Координаты одних пещер были нанесены не карты еще в прошлом веке, но сами пещеры не были исследованы. Другие, пещеры-источники никто и не считал пещерами. На картах – голубые значки родников. Провести ревизию старых карт и списка пещер, ранее считавшихся бесперспективными взялась группа энтузиастов во главе с Алексеем Акимовым. Спелеологам удалось доказать, что пещеры-источники имеют продолжение, и исследование их может дать самые неожиданные результаты.
На задержке дыхания
Недалеко от основного русла Большого Каньона бил из скалы источник воды Фунтук-Чокрак. Так он и назывался на старых картах. То ли ошибся наборщик текста, то ли реально слова «фундук» и «фунтук» являются разной транскрипцией названия родника. Алмочук-Чокрак – другое название этого источника. Еще в 1976 году Хорхе Мигель Корнысь и Юрий Маштаков пытались пройти обводненный лаз. Юрий на задержке дыхания пронырнул два сифона. ( Сифон – подводный туннель естественного или искусственного происхождения, целиком заполненный водой, - прим. авт.). Но в те времена продолжать исследования не было ни сил, ни техники. По форме складки скал на входе в пещеру ей дали современное название – «Ротовая». Однако тогда название не прижилось. Да и о пещере забыли на долгие годы. Кто знал, что будут и другие аргументы в пользу переименования. О пещере вспомнили спустя 38 лет. В октябре 2014-го к источнику приехала группа севастопольских спелеологов. Исследователи сумели протиснуться в узкий лаз навстречу потоку воды и оказались в горизонтальной галерее. Путь преграждали узкие сифоны. Их глубина невелика, до трех метров. Протяженность до семи метров. Проталкивая перед собой баллон с сжатым воздухом, спелеодайвер Алексей Акимов прошел в одиночку под водой шесть сифонов и углубился в пещеру на 100 метров. Сифоны не сложные. Появилось даже искушение проходить их впоследствии на задержке дыхания, перебирая руками стационарно закрепленную веревку «ходовика». Первопроход был приостановлен из-за истечения контрольного времени, хотя пещера казалась бесконечной и манила вперед. Акимов сделал правильный вывод, что дальнейшие исследования необходимо производить только с напарником. Нужна взаимопомощь на больших расстояниях от входа в пещеру. Риск вовсе не оправдан.
Ротовый зал
Результатом второй экспедиции были добытые образцы фауны, которые в изобилии ползали по стенам, и наблюдения за уровнем паводковых вод. Следы бурного сброса воды проявлялись в огромных пузырях воздуха под сводом пещеры. Обзор в водном потоке комфортный, видимость отличная. Всю муть смывает мгновенно и выносит вниз на поверхность. После второго сифона обнаружены две приходящие ветки пещеры с равноценным водотоком. Похоже, они соединяются потом опять в одну галерею. Их исследование отложено на следующие посещения.
Третья экспедиция в Фунтук-Чокрак состоялась в середине декабря 2014-го. Алексею Акимову удалось разобрать завал и пройти дальше. До этого там никогда не ступала нога человека. В общей сложности Алексей Акимов и Михаил Артищев поднялись по пещере на 30 метров. Это как раз тот случай, когда спелеологи не спускаются, а поднимаются в неведомое подземелье. После шестого сифона спелеологи оказались в большом двухэтажном вертикальном зале с нагромождением блоков. Он каскадами уходил вверх, а по его стенам низвергался двадцатиметровый водопад. При диаметре в 15 метров зал производил грандиозное впечатление.
- Попасть на второй этаж зала можно через горизонтальную щель, похожую на приоткрытый рот спящего человека, - рассказывает Алексей Акимов. - Вот вам и название зала – Ротовый. Пещера явно напрашивалась на новое имя. Как тут не вспомнить о приключениях Гулливера в стране великанов. Через щель хлещет вода под большим напором. Но другого пути вперед нет. Это зрелище не для слабонервных. Мне удалось подняться в распорах и выйти на второй этаж. В верхней части второго зала расположен меандр (протяженный ход в пещере, с характерными чередующимися изгибами – прим. авт.), заваленный глыбами. По меандру я вышел к седьмому сифону, за которым слышен водопад. В сифон спускаться не стал. Контрольное время поджимало.
В этой экспедиции проводилась тренировка «безбаллонного» прохождения сифонов. Второй сифон, самый длинный проходится чудесно, а вот третий пройден только с третей попытки.
- Там есть узость, в которой цепляешься то трансом (транспортным рюкзаком), то комбезом (комбинезоном), - поясняет Акимов. - Еще и ремень с грузами расстегнулся, пока я тискался в сифоне. Грузов было 8 кг. Но надо, видимо, 10 кг. Меня прибивало к потолку. Ко всему прочему, еще и ласты забыл взять, оставил у входа в пещеру.
Чуть позже состоялась еще одна декабрьская экспедиция. 21-го в Ротовом зале пещеры Фунтук-Чокрак почистили каменный завал. Убрали 200 кг камня, нависающего в окне водопада, а также расширили меандр к седьмому сифону.
Пещера-источник
Исследования пещеры продолжились в 2015 году. В середине января группа севастопольских спелеологов обследовали сифон. Он оказался полусифоном с продолжающимся наполовину затопленным меандром длинной 50 м. Что либо расширять в тех условиях - выше человеческих сил . Конечная часть пещеры представляет собой меандр шириной 30 см и длинной 50 м с текущей по нему рекой. Потом река исчезает на нижнем более узком ярусе, а меандр превращается в разлом, по которому дальше на боку не проползешь. Тупик!
- Я протиснулся по этому меандру до предела, - подытоживает Алексей Акимов. - Дошел до вертикального разлома, за которым есть расширение, судя по эху. Разлом просматривается на 7 метров. В какой-то момент думал, что назад не смогу вернуться. Но, разбив пару каменных перемычек, смог развернуться и выйти из этого Ада. Общая протяженность пещеры с шестью сифонами - примерно полкилометра.
Пещера-источник разгружает водоносный горизонт части массива Ай-Петри. Засушливое лето и маловодная осень понизили уровень воды в пещере, дали возможность исследователям нынешней зимой достичь предельно возможной для человека точки. Этот результат достигнут только в шестой экспедиции. С началом таяния снега в горах пещера вновь надолго закроется и станет недоступной на долгие месяца. А может быть, и годы. Алексей Акимов надеется успеть до этого момента провести топографическую съемку пещеры. Спелеологи намерены переименовать родник в пещеру-источник. Имя ей назначено «Ротовая». Итоги работы наших спелеологов достойны доклада в Севастопольском отделении Русского географического общества.