Je ne mange пассажир: вечные споры о перевозке льготников в Крыму снова зашли в тупик

Каждый из нас становился свидетелем или участником конфликтов между пассажирами-льготниками и водителями маршруток. «Я вас вожу на своем горбу, ваше удостоверение недействительно, выходите из салона» — от подобных выпадов ветераны войны, ликвидаторы ЧАЭС и инвалиды разных категорий шалеют всякий раз, не зная куда жаловаться. Конечно, такие случаи скорее исключение, чем правило, но возникают они регулярно.

Je ne mange пассажир: вечные споры о перевозке льготников в Крыму снова зашли в тупик
Право на льготный проезд в общественном транспорте имеют 520 тысяч крымчан, но оформлять компенсацию за их перевозку перевозчики желанием не горят. Фото автора.

Пока льготники ждут от государства защиты своих прав на бесплатный проезд, крымские перевозчики и чиновники выясняют отношения. Эта недобрая традиция сложилась годами и даже с воссоединением Крыма с Россией мало что изменилось. Наш корреспондент разбирался в новых перипетиях старой проблемы.

Лобовое столкновение

Изначально перевозчиков и льготников столкнуло лбами украинское государство. По словам президента Ассоциации перевозчиков Крыма Николая Дискина, в свое время народные депутаты Украины предоставили право на бесплатный проезд нескольким десяткам льготных категорий граждан. При этом государство должно было компенсировать их перевозку за счет бюджетных средств, но денег выделяли сущий мизер и доставались они далеко не всем.

— Из-за перевозки льготников, не подкрепленной финансами, только симферопольские перевозчики раньше теряли около 100 миллиона гривен в год, — говорит Дискин.

По его словам, перевозчики готовы были возить пять льготных категорий, закрывая глаза на то, что эти затраты им не возместят. Но чиновники давили: возить всех. Пассажиры же грешили на водителей, думая, что те нагло присваивают бюджетные деньги. Замудреной была и процедура учета перевезенных льготников. В идеале водитель городского автобуса, которому предъявили льготное удостоверение, должен был переписывать ФИО пассажира, вид льготы и домашний адрес. На основании собранной водителем информации перевозчик затем выставлял счёт управлению труда и соцзащиты на возмещение затрат. Однако были случаи, когда правоохранительные органы приходили к льготникам на дом с проверкой, а те заявляли, что не ездили на автобусе — на водителей заводились уголовные дела по подозрению в присвоении бюджетных средств. Неудивительно, что перевозчики шарахались от компенсации как черт от ладана.

В России действует система адресной денежной дотации льготникам. Принцип прост: льготников лишают права бесплатно ездить в автобусе, а дают деньги, чтобы он мог оплатить проезд. Таким образом государство компенсирует затраты не перевозчику, а конкретно льготнику. Внедрения подобной практики крымские перевозчики ждали в этом году, считая это единственным компромиссом, но до монетизации льготников дело не дошло: система осталась прежней, правда сейчас на компенсацию перевозок появились реальные деньги.

В этой связи глава РК Сергей Аксёнов недавно заявил, что нерадивых перевозчиков, выгоняющих людей из салона, будут наказывать.

— Пассажиров льготных категорий не должны высаживать из транспорта. Ко всем перевозчикам, которые будут допускать подобные нарушения, мы будем принимать жёсткие административные меры, — сообщил Аксёнов, говоря о финресурсе.

Такими объявлениями встречает пассажиров один из симферопольских автобусов, курсирующий по маршруту № 81. Фото пользователей соцсетей.

Соль в том, что и теперь перевозчики не хотят брать компенсационные средства. Такой вывод мы сделали на совещании в Минтранспорта Крыма, где автоперевозчики и чиновники собрались обсудить наболевшие вопросы.

Цены, льготы и заботы

Встреча длилась более часа и проходила в напряженной обстановке. Стороны то и дело обменивались претензиями, часто переходя на крик. В этом году стоимость проезда в городских маршрутках в Симферополе определена на прежнем уровне в 10 рублей, хотя перевозчики просили поднять тариф до 15, 17 и даже 19 рублей. Глава Госкомитета по тарифам и ценам Ольга Игошина сообщила, что эту цену ее ведомство вывело на основании документов, поданных 14-ю автоперевозчиками в 2014 году.

— Нами были выявлены некоторые арифметические ошибки при подаче расчетов в документах, в результате себестоимость перевозок упала до девяти рублей. С учетом 10% прибыли и получился тариф в 10 рублей, — пояснила Игошина. — Из ряда совещаний, в том числе и с Ассоциацией автоперевозчиков Крыма, мы поняли: этот тариф всех устраивает, но вам не нравится то, что придется возить (бесплатно – авт.) все категории льготных пассажиров, как того требует Минсоцполитики Крыма. Компенсация на их перевозку в бюджете Крыма предусмотрена в полном объеме, это более 1 миллиарда рублей. Чтобы получить эти деньги нужно подать определенный набор документов, правильно их заполнить и показать свои реальные доходы. Мы понимаем, что тарифы нужно повышать, но не потому, что они больше, например, в Ростове, Краснодаре или Москве. Любой тариф должен быть обоснован и пассажиры должны понимать, за что они платят.

Представитель компании «Крымские перевозки» Александр Гапонов возразил, что расчеты автоперевозчики подавали еще в прошлом году и сейчас ценовая ситуация изменилась.

— Все цены изменились. Скат раньше стоил семь тысяч рублей, сейчас десять. Мотор на печку в автобус с двух тысяч поднялся до 3,5 тысяч. С 1 марта введут таможенный налог и запчасти будут заходить в Крым с 30%-ной «растаможкой», – пожаловался Гапонов.

— В Крыму есть деревни, где живут одни бабушки и дедушки. На 28-местный автобус приходится 27 инвалидов. Машина на воздухе не ездит, а водителю надо платить зарплату. У нас уже дворник получает больше водителя маршрутки. Когда такое было? Возросла аренда помещений, поднялись тарифы на электроэнергию, воду в конце концов. Ситуация — патовая! Доказать вам, что те же 15 рублей на проезд это необходимая цена мы не можем. Хотя понимаем, что этой ценой вы не хотите пугать народ. Выделять компенсацию нам не надо: разделите дотационные деньги между льготниками, чтоб у нас не было стычек. Захотят они поехать на маршрутке — поедут, не захотят — хлеба на них купят, — предложил чиновникам руководитель предприятия «Трасса» Вячеслав Свижевский.

По его словам, он пытался оформить документы на выдачу компенсации, но сами работники органов соцзащиты не знают, как правильно посчитать и выплатить компенсацию

— Единой формулы расчетов просто нет, — пояснил перевозчик. Его слова зал поддержал.

Водители бегут из Крыма

До 1 мая текущего года Госкомцен предложил перевозчикам сформировать свои тарифы на перевозки уже на 2016 год. При этом сами предприятия боятся экономически не дожить до Первомая.

— Одна из причин, по которой наше предприятие остановится — маленькая зарплата водителей, — говорит директор фирмы «Таврида-Сервис» Сергей Шелякин. — У нас больше 10 тысяч рублей водитель не получает. Поднять ее мы не в силах, так как не можем больше зарабатывать. На востоке Крыма водители уже увольняются с работы и едут в Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую область. Там водителям предоставляют бесплатное общежитие, питание, и платят за две недели 40 тысяч рублей. Тенденция идет к Симферополю: люди про это узнают и поедут туда. Все идет к тому, что мы скоро «сдуемся».

Крымские водители, по данным перевозчиков, из-за низких зарплат уезжают на заработки на материковую часть России. Фото автора.

Начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Олег Сальцев, обращаясь к предпринимателям, сообщил, что также не заинтересован в остановке транспорта.

— Нам не надо, чтобы в городе встали автобусы. Глава администрации (Геннадий Бахарев — авт.) меня самого тогда заставит быть автобусом, — согласился Сальцев, добавив, что нужно искать выход. Он озвучил три варианта решения проблемы: раздать деньги от компенсации самим льготникам, ввести электронные билеты и турникеты в автобусах или все же поднять тариф до 15 рублей, если перевозчики смогут доказать обоснованность своих расчетов.

Однако заведующая отделом регулирования тарифов на транспорте в социальной сфере Госкомитета по тарифам и ценам Галина Полякова дала понять: о монетизации пока и речи быть не может.

— То, что монетизации не будет в этом году, это вопрос однозначно решенный. И льготников не уберут, их права гарантированы государством, — сообщила Полякова.

Споры снова зашли в тупик. «МК в Крыму» решил поинтересоваться в Минтруда и соцзащиты РК, почему в этом году в Крыму так и не ввели практику адресной денежной дотации льготников. Оказалось, на прежней схеме предоставления льгот в виде бесплатного проезда в общественном транспорте настояли в первую очередь ветеранские организации и организации инвалидов Крыма. С учетом мнения общественности в Совмине Крыма и в правительстве РФ пока решили оставить все как есть, по крайней мере, в этом году. По словам начальника управления по делам инвалидов и ветеранов Минтруда и соцзащиты РК Елены Латышевой, переход льготников на адресную денежную помощь в России проходил не так просто, как говорят перевозчики.

— Мы учли опыт Российской Федерации. Когда субъекты РФ переходили на монетизацию, было много забастовок и демонстраций, — говорит Елена Викторовна. — Дабы избежать социальной напряженности, на уровне правительства РФ было принято решение о том, что в Республике Крым останутся меры социальной поддержки на проезд такие же, как в 2014 году. То есть человек заходит в транспорт, предъявляет льготное удостоверение и едет бесплатно. Если же ветеранские организации и организации инвалидов захотят, чтобы им выдавали адресную денежную помощь на проезд, конечно, это также может воплотиться в жизнь. Но пока будет действовать порядок возмещения компенсации, прописанный Советом министров Крыма. Перевозчик ежемесячно показывает нам свой доход, эту сумму дохода умножат на коэффициент, определенный совместной комиссией отдельно для каждого муниципального города и района. Написанная перевозчиком сумма к возмещению по мере поступления средств будет ему возвращена. Так что мы стараемся учесть интересы и льготников, и перевозчиков.

Конкретно

Воспользоваться правом на льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях в городском и пригородном сообщении в пределах Крыма могут более 520 тысяч крымчан.

Полный список из 28 льготных категорий (данные Минтруда и соцзащиты РК)

1) граждане из числа указанных в статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федерального закона «О ветеранах»);

2) граждане из числа указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

3) граждане из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которым на момент нахождения в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, было от 14 до 18 лет;

4) граждане из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которым на момент нахождения в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, было до 14 лет;

5) граждане из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами;

6) граждане из числа ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в статье 2 Федерального закона «О ветеранах»;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»;

8) дети-инвалиды и лица, их сопровождающие (но не более одного сопровождающего лица на одного ребенка-инвалида), инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов первой группы (не более одного сопровождающего лица на одного инвалида первой группы);

9) Герои Советского Союза, Герои Украины, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, вдовы (вдовцы) указанных лиц;

10) труженики тыла;

11) ветераны труда и ветераны военной службы;

12) пенсионеры по возрасту;

13) граждане из числа лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

14) граждане из числа лиц, которые во время обороны города Севастополя с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года проживали на его территории;

15) граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет;

16) совершеннолетние узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, которые были насильственно вывезены на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находящихся в состоянии войны с бывшим Союзом ССР, или на территории оккупированных Германией других государств, дети партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага, которые в связи с патриотической деятельностью их родителей были подвергнуты репрессиям, физическим расправам, гонениям, жены (мужья) умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и других причин, не вступивших в повторный брак;

17) военнослужащие Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие МВД Украины, других военных формирований, направленные по решению соответствующих государственных органов для выполнения миротворческих миссий или в командировку в государства, на территории которых в эти периоды велись боевые действия, не предусмотренные Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации в приложении к Федеральному закону «О ветеранах», лица, которые в составе формирований народного ополчения принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны;

18) лица, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией работали в тылу менее 6 месяцев на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других учреждениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения;

19) лица, которые в период Великой Отечественной войны работали на территориях, вошедших после 1944 года в состав бывшего Союза ССР, а также граждане, которые по направлению государственных органов бывшего Союза ССР работали в этих государствах;

20) лица, родившиеся до 31 декабря 1932 года включительно и по уважительным причинам не имевшие возможности подать документы, подтверждающие факт работы в период войны, которым статус участника войны установлен по решению соответствующих комиссий на основании показателей свидетелей;

21) лица, родившиеся после 31 декабря 1932 года, которым статус участника войны был установлен на основании документов и других доказательств, неопровержимо подтверждающих факт работы в период войны, решением соответствующих комиссий;

22) жены (мужья) военнослужащих, работавших по найму в государствах, в период ведения боевых действий в них и не входивших в состав ограниченного контингента советских войск;

23) лица, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов добровольно оказывали материальную, финансовую или иную помощь военным частям, госпиталям, партизанским отрядам, подпольным группам, другим формированием и отдельным военнослужащим в их борьбе против немецко-фашистских захватчиков, при условии неоспоримого подтверждения этих фактов;

24) лица, которые после 09 сентября 1944 года были переселены на территорию Украины с территории других стран;

25) члены семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, партизан и других лиц из числа детей, которые не имеют и не имели своих семей, и детей, оба из родителей которых погибли или пропали без вести;

26) лица, ставшие инвалидами вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войны или ставшие инвалидами от указанных причин в послевоенные годы;

27) граждане из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на 31 декабря 2014 года право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года;

28) дети из числа многодетных семей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру