МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

В крымском вузе рассказали, почему так актуальны лингвисты-эксперты

Фото: МК в Крыму

Сегодня люди все меньше доверяют телевидению, радио, печатным и электронным СМИ. А к соцсетям, наоборот, доверие растет. Но иногда мы забываем, что «язык мой - враг мой», а ведь даже тихая, сквозь зубы брошенная фраза может привести к буре эмоций и оскорблениям, а призыв к насилию - к лишению свободы по серьезной статье за вербальное преступление. Причем ни реальная анонимность, ни виртуальная не спасет от наказания.

Отличить мнение от утверждения, а клевету от факта помогают лингвисты-эксперты. О том, что такое лингвистическая экспертиза, когда она нужна, может ли искусственный интеллект помочь лингвисту-эксперту в работе, где готовят таких специалистов, насколько они востребованы сегодня, мы беседуем с и. о. декана факультета русского языка и литературы КФУ им. В. И. Вернадского, доктором филологических наук, доцентом Натальей Сегал.

Фото из архива Натальи Сегал

Человек должен отвечать за свои слова

- Наталья Александровна, что такое лингвистическая экспертиза простыми словами?

- Если совсем коротко, это анализ текста при помощи определенных инструментов на официальном, профессиональном уровне не дилетантом, а человеком, который имеет серьезные знания по языку, проведение экспертизы определенного фрагмента устного или письменного текста, понимание регламентированных законодательством нюансов. Оскорбление чести и достоинства, дискредитация российской армии и тексты иного содержания - все это анализируется лингвистом-экспертом. Его работа сейчас особенно актуальна из-за широкого использования социальных сетей. Мы живем в сложное время конфликтов, когда слово может привести к действию, которое может стать трагическим. Так, слова о разжигании национальной розни или дискредитация российской армии могут привести к соответствующим действиям представителей целевой аудитории. Поэтому актуализация проведения подобного характера лингвистических экспертиз сегодня - это своевременное и правильное решение. Если человек что-то сказал или написал, он должен отвечать за свои слова, а призывая к чему-то, осознавать, к каким последствиям этот призыв может привести и какую ответственность он может понести. Ответственность сегодня может и должна быть очень серьезной, потому что, если не наказывать за слово, потом придется расплачиваться тем, кто стал жертвами последовавших в результате реализации того или иного призыва действий.

- По тексту, фразам, грамматическим ошибкам или смайликам лингвист-эксперт может найти злоумышленника?

- Безусловно. Язык - это подсказка, а иногда и ответ, это ключ к пониманию человека. По репликам, которые он пишет или произносит, часто можно понять больше, чем по каким-то большим текстам. Если человек находится в эмоциональном состоянии, которое не предполагает абсолютного контроля, его будут выдавать определенные слова. Поэтому любая «зацепка» может стать объектом исследования лингвиста-эксперта.

- Исходя из этого, даже дилетанту понятно, насколько высока ответственность этих специалистов и насколько важен уровень их профессионализма.

- Безусловно, это люди, которые получили определенное образование. Лингвистическая экспертиза - это направление дополнительного профессионального образования. Это может быть магистратура, например, для учителей русского языка и литературы. На нашем факультете сейчас обсуждается вопрос ее открытия. Но курс лингвистической экспертизы уже давно ведется на бакалавриате по направлению подготовки «русский язык и литература». Потому что любой филолог сегодня должен четко понимать, что такое экспертиза. Данный курс закладывает основу того, что должен знать человек, пытающийся интерпретировать текст. Кроме того, лингвист-эксперт, безусловно, должен знать язык, его инструментарий и, по крайней мере, основы законодательства; должен иметь корпус источников, благодаря которым он сможет объяснить тот или иной языковой факт.

- Что исследуют лингвисты-эксперты?

- Во-первых, семантику слова. Когда в тексте появляются слова оскорбительные, несущие определенную оценку по отношению к лицу, группе лиц и т. д., это несложно определить. Когда, например, к человеку обращаются в оскорбительной форме, достаточно открыть соответствующие словари и доказать, что это - оскорбление. Но существуют ситуации, когда происходит скрытое языковое подстрекательство, и тогда уже необходимо смотреть не на семантику слова, а на значение всей конструкции. Ведь именно при реализации в контексте слово может стать оскорбительным. Например, слово «собака» - нейтральное. Но в определенном контексте оно может приобретать негативную окраску. И лингвист-эксперт смотрит на значение слова в узком контексте, широком, на ситуацию вообще. Образно говоря, лингвист-эксперт - это Шерлок Холмс в языке. Потому что кроме фактов, которые лежат на поверхности, ему нужно «копать» глубоко, чтобы быть максимально объективным. Ведь такой специалист - это не просто человек, анализирующий текст, а тот, кто берет на себя серьезную ответственность. Когда готовится лингвистическая экспертиза, она предполагает последствия. И очень часто эти последствия являются юридически наказуемыми. Ведь если, например, человек публично оскорбляет другого или подстрекает к совершению противозаконных действий, в соответствии с законодательством Российской Федерации он будет нести уголовное наказание. И ошибка лингвиста-эксперта может изменить судьбу человека.

- Когда речь идет о лингвистической экспертизе, часто упоминается словосочетание «речевой след». Это что?

- Это элементы (оскорбление, побуждение или другие факты), выраженные в языке, закрепленные в тексте, по которым мы можем доказать, что лицо, которое это пишет или говорит, действительно оскорбляет, побуждает или призывает совершать какие-то противоправные действия.

- То есть даже если человек говорит, а не пишет?

- Конечно. Человек, публично призывающий к какому-либо противозаконному действию, тоже должен понести за это ответственность. Если он, например, кричит на площади: «Убей»!», как он может не ответить за это?! Да, возможно, я говорю абсолютно категорично. Но сейчас такое время, когда именно так и надо говорить. Ведь тот же Интернет сегодня больше, чем любая площадь. Ни одна площадь не может собрать такое количество слушающих или просматривающих контент определенного сайта. Поэтому можно никогда очно не встречаться с человеком, который призывает к какому-то противоправному действию, - Интернет все сделает виртуально.

- Получается, что сегодня работа лингвиста-эксперта может быть даже важнее, чем, например, эксперта-почерковеда? Поэтому эксперты по лингвистике очень востребованы?

- Трудно сказать, что важнее. Потому что сейчас мало что пишут от руки, отвыкли. Мы печатаем, но и это тоже почерк, только стилистический. И, конечно, лингвисты-эксперты сегодня - очень востребованные специалисты на совершенно разных уровнях - и федеральных служб, и региональных. Без лингвистов-экспертов сегодня никуда!

Нужно быть тонкими к разнообразию культур

- А искусственный интеллект может помочь в их работе? Или, наоборот, использование ИИ - опасная штука, которую в данном случае нельзя применять, учитывая богатство нашего «великого, могучего русского языка»?

- Возможно, ИИ можно использовать в сфере лингвистической экспертизы в качестве помощника, который фиксирует частотность определенных слов. У каждого из нас есть определенные стилистические особенности: кто-то часто использует одни слова, у другого тоже есть свои «любимые». Поэтому в качестве статиста ИИ, наверное, может быть использован. И поймать какие-то другие аспекты тоже сможет. Но брать ответственность за судьбу человека ИИ, конечно, не в состоянии. За серьезные решения отвечать должен только человек. И заменить его ИИ не может, у него есть свои ограниченные задачи.

- Среди выпускников факультета сегодня много тех, кто работает именно как лингвист-эксперт?

- Достаточное количество. Начиная с 2014 года наших выпускников привлекают к работе различные госструктуры, силовые ведомства, службы, центры. Они получают соответствующее дополнительное образование, квалификацию и трудятся на этом поприще. Более того, при Крымском федеральном университете создан Центр экспертиз. И среди прочих там проводятся и лингвистические. Причем они весьма серьезны и очень востребованы. Наиболее актуальны сегодня лингвистические экспертизы, связанные с языком, манипулированием общественным сознанием, дискредитацией российской армии, разжиганием межнациональной розни в многонациональных регионах, деятельностью различных противозаконных религиозных организаций. Примечательно то, что, помимо чисто лингвистической экспертизы, часто есть потребность в проведении комплексной экспертизы - лингво-религиоведческой или психолого-лингвистической. Потому что язык является инструментом в том числе и для понимания психики человека или определенных религиозных отношений. А комплексная экспертиза как раз является тем необходимым инструментом, который поможет исследователям доказать или опровергнуть определенное положение, языковую конструкцию и т. д.

- Например?

- Например, когда в Интернете, в группе, на площадке, где сотни тысяч подписчиков, предлагают осуществлять противоправные действия против представителей определенной национальности, потому что они якобы несут угрозу для жителей других национальностей в регионе или государстве. При этом указываются определенные причины, почему этих представителей необходимо истреблять. И люди, которые очень эмоционально восприимчивы (безусловно, не все подписчики, а потенциальные единицы), в какой-то ситуации могут подойти и ударить кулаком или ножом человека только потому, что он является представителем данной национальности. Мы живем в Крыму, в многонациональном регионе, и, как никто, должны быть очень тонкими и чувствительными к разнообразию культур. Да, своя нам может быть ближе, но мы живем комфортно и спокойно лишь в содружестве с другими культурными традициями.

- Слава Богу, крымчанам, вопреки всем факторам влияния, внутренним и внешним, удается сохранять на полуострове мир и единство.

- Да, и никто не заставляет молиться там или так, как тебе не близко. Вспомним фразу Вольтера: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить». И в современном обществе мы можем быть разными, но должны уважать ценности друг друга, если они не противоречат нормам морали и нравственности. Поэтому то, что касается разжигания межнациональной розни, СВО, любых конфликтных ситуаций - самое опасное, что может быть, и это требует максимального внимания со стороны каждого из нас и, прежде всего, соответствующих служб, которым помогают лингвисты-эксперты.

- Крымская научная школа лингвистов-экспертов существует?

- У нас есть очень хорошие лингвисты-эксперты, их привлекают к работе и в других регионах Российской Федерации. Например, в Якутии. Но говорить о школе, наверное, преждевременно. Чтобы была школа, кроме лингвистов-экспертов, профессионалов, должна быть определенная образовательная система, которая готовит этих специалистов. Я сама являюсь лингвистом-экспертом, но проходила комплексную подготовку на других площадках Российской Федерации, когда в 2014-2015 годах была колоссальная потребность в подобных специалистах. А таких специалистов в Крыму фактически не было. Да и сегодня насыщения высококвалифицированными представителями этого направления деятельности не наблюдается. Поэтому мы видим перспективу развития специальности «лингвистическая экспертиза» как полноценного образования в магистратуре. Если такая у нас будет открыта, мы сможем, наверное, говорить о возникновении крымской школы лингвистов-экспертов. Специалисты, которые готовы эту школу организовать и преподавать в ней, есть. И, повторюсь, они востребованы как в Крыму, так и в других регионах нашей страны.

- Судя по итогам вступительной кампании, в этом году значительно выросло количество абитуриентов, желающих изучать русский язык и литературу. И Крымский федеральный университет - не исключение. Значит, у нас будет больше образованных людей. Не боитесь, что лингвисты-эксперты останутся без работы?

- Не боюсь, к счастью или к сожалению, даже не знаю, - улыбается. - Грамотный человек востребован всегда и везде. И сегодня, приглашая абитуриентов учиться по направлению подготовки «русский язык и литература», мы непременно говорим им, что дипломированный филолог-русист может реализовать себя не только в школе в качестве педагога, но и в государственных структурах, медиасфере и, конечно, в лингвистической экспертизе. Работа будет для них всегда, это сегодняшняя реальность, веление времени, если хотите. И чем больше будут развиваться социальные сети, тем больше для лингвистов-экспертов будет работы. Мы живем в то время, когда завершение одного конфликта будет провоцировать начало другого. И как люди взрослые, образованные, понимаем, что любой конфликт, переходящий в следующий, - это, опять-таки, необходимость манипулирования тем массовым сознанием, которое не в полной мере сформировано. Поэтому сегодня, как никогда, мы должны следить и за своей собственной речью, потому что наше слово очень весомо. Особенно значимо слово тех, кто работает в молодежной среде, и важно быть в курсе того, какие тексты эта молодежь читает. Впрочем, и люди старшего возраста тоже. Я - человек не жестокий, но в некоторых случаях, как мне кажется, необходимо очень жестко пресекать попытки травли, разжигания межнациональной розни и иных конфликтов для того, чтобы и мы, и наши будущие поколения жили в мирной стране, в союзе с государствами, которые нас окружают. И поскольку лингвист-эксперт сегодня очень часто выступает как судья, он должен быть в высшей степени беспристрастным, справедливым и ответственным.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах