В списках захороненных воинов Советской армии и Военно-морского флота на территории Тенистовского сельсовета Бахчисарайского района под номером 281 значился лейтенант Синицын Федор Семенович - командир пулеметного взвода 1179-го стрелкового полка 347-й стрелковой дивизии 55-го стрелкового корпуса 2-й Гвардейской армии 4-го Украинского фронта. Вот только могилы у Героя Советского Союза не оказалось. Она исчезла.
Об этом местная власть Бахчисарайского района не знала до июля 2025 года. А рассказал им военный пенсионер, писатель, лауреат Государственной премии Республики Крым, автор книги «Воинские захоронения Симферополя» Виктор Гавриш.
«Воинские захоронения Бахчисарайского района и Бахчисарая» - это следующая книга Виктора Александровича. Изучая имена погибших героев и их могилы, он нашел много нестыковок. Пришел на прием к главе администрации Тенистовского сельского поселения, где обрел единомышленника в лице главы сельсовета Александра Устименко.
Кто же такой лейтенант Синицын
Федор Семенович родился 12 сентября 1918 года в селе Лакаш Ижевского района (ныне Спасский район) Рязанской области. В 1939 году поступил в Омский финансовый техникум. В том же году был призван в Красную армию Ижевским РВК и направлен на обучение в Коломенское военное пехотное училище, которое окончил в 1941 году.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал в составе Закавказского, Северо-Кавказского, Южного и 4-го Украинского фронтов. Участвовал в боях под Моздоком. Освобождал Ставрополь (осень 1942 - зима 1943), Донбасс (август-сентябрь 1943). Лейтенант Синицын с боями прошел весь Крым с севера на юг в своем 1179-м стрелковом полку, форсировал реки Булганак, Альму, Качу. Перед солдатами расстилалась Бельбекская долина, где виднелся поселок Мекензиевы Горы и далее Севастополь. В дивизии были созданы штурмовые группы, одной из которых командовал лейтенант Синицын.
25 апреля 1944 года, в 8 утра, он получил задачу на штурм вражеских траншей на высоте южнее села Бельбек. Высота была опоясана тремя траншеями с десятками пулеметов немцев. Синицын довел до каждого бойца задачу, указав на его обязанности, и по сигналу поднял взвод в атаку. Несмотря на сильный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь, взвод стремительно продвигался вперед. В рукопашном бою они уничтожили 25 немцев. Не задерживаясь, Федор Семенович с хода овладел второй траншеей и вышел на обратный склон высоты. По пути наступления взвода осталось до 60 немецких трупов.
Остальные подразделения 1179-го стрелкового полка в этот день успеха не имели, и взвод Синицына оказался отрезанным на этой высоте. Фашисты решили любой ценой вернуть высоту. На наших солдат обрушился шквал артиллерийского и минометного огня, за которым последовали контратаки: одна, вторая, третья… Тяжелый кровопролитный бой шел весь день. Уже в сумерках фашисты предприняли огнеметный налет. Жидкое малиновое пламя, вылетавшее из стволов десятков ранцевых огнеметов, сжигало траву, обугливало трупы. На бойцах загоралась одежда, которую они срывали с себя и продолжали биться с врагом.
С утра 27 апреля начался новый артналет. Стали кончаться боеприпасы. Оставались только трофейные автоматы. А в траншеях лежали тяжелораненые и обожженные люди. Тогда лейтенант Синицын лег сам за пулемет.
До 20 часов немцы сделали 17 попыток контратаками сбить наших бойцов. Но горстка храбрецов отбила все попытки гитлеровцев. Во время отражения 18-й контратаки лейтенант Синицын был убит. В рукопашных схватках и во время отражения контратак его взвод истребил 140 гитлеровцев. Синицын лично убил 45 солдат противника.
За весь почти двухгодичный боевой путь Федор Семенович ни разу не был ранен. Как, впрочем, и не имел наград. И только 24 марта 1945 года лейтенанту Синицыну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Посмертно.
Не миф: найдены обломки самолета
Благодаря работе Виктора Гавриша герои не только обретают место упокоения, но и находят своих родных, как это было с Евдокией Федорченко, разведчицей Дусей, чью могилу московские родственники искали долгих 79 лет. А 91-летняя дочь перед смертью узнала, где упокоен ее героический папа - зенитчик Анатолий Глазунов. В прошлом году к внуку участника ВОВ вернулась медаль героического деда.
- Я изучаю Центральный архив Министерства обороны, благо сейчас можно это делать по Интернету. Сверяюсь с именами, званиями на надгробиях и часто нахожу ошибки, - рассказывает писатель. - Пытаюсь указать, на мой взгляд, порой фатальные ошибки. Например, написал в местное рязанское издание, где под биографией Синицына стоит чужая фотография 50-летнего мужчины, когда лейтенанту было всего 25 лет. А все потому, что они взяли его однофамильца - сержанта Никиту Синицына, даже не сверив инициалы.
В ходе расследования Виктор Гавриш выяснил, что, кроме лейтенанта Синицына, в селе Айвовом (Эфендикой) было захоронено еще 55 воинов Красной армии, чьи могилы также исчезли.
- Я делаю это ради солдат, оставшихся без могил, ради их родственников, которые ищут место упокоения близкого человека, - говорит Виктор Александрович. - Чтобы воздать память людям, которые погибли, защищая нас, когда нас еще и в помине не было. Охватить весь Крым я физически не смогу, но готов научить других, как заниматься поисками, как работать с архивами, как все перепроверять. Иногда читаешь, что солдат служил в таком-то полку, а этот полк в Крыму никогда не был.
Село Тенистое попало в информационные сводки этим летом, когда поисковики обнаружили на окраине останки советского штурмовика Ил-2. Самолет разбился во время Крымской наступательной операции.
Удивительно, но живы свидетели той трагедии. Елизавете Владимировне Ковешниковой в 1944 году было 17 лет, когда на ее глазах погиб советский штурмовик.
- Я думала, что летчик живой. И побежала. Когда я прыгнула в эту воронку, самолет упал, врезался в землю. Конечно, наверное, и в меня стреляли, потому что кругом рвались снаряды. Но мне очень было жалко нашего летчика, - рассказала 98-летняя женщина в интервью «Вести Севастополь».
Елизавета Владимировна нарисовала схему по памяти. И поисковики нашли участок, который собирались разровнять под частный дом. Не иначе, как знак свыше, что за неделю до начала поиска у владельца сломалась техника и стройка встала.
Поисковики собирали фрагменты самолета, выдвигая версии, как случилась трагедия. По найденным гильзам с надколотым капсюлем сделали предположение, что стрелок вел бой, отбиваясь от вражеских истребителей, и по пряжкам парашютной системы стало ясно, что экипаж не покидал машину.
Юная Елизавета нашла документы и на всю жизнь запомнила стрелка: Василий Васильевич Табанец, город Краснодар. Она его и похоронила. Написала семье, что Табанец не пропал без вести, а похоронен в Некрасовке на горе. Но, видимо, родственники не поверили.
- Это было их право - доказать нечем, те документы из солдатской гимнастерки были утеряны. Теперь судьба дает семье еще один шанс воссоединиться - все зависит от номера борта, который пока скрывает земля Тенистого, - сказала в интервью Елизавета Владимировна.
По последним данным, поисковики подняли редуктор винта, по которому можно установить номер борта. Когда это будет сделано и в архивах обнаружат документы, начнется поиск родственников погибших членов экипажа.
По словам главы администрации Тенистовского сельского поселения, отсутствие информации о том, что на их территории захоронен Герой Советского Союза, - это великая потеря. При этом Александр Устименко - человек, который чтит историю не на словах, а на деле. В должность главы он вступил в сентябре 2024 года. За это время сделан прорыв в поисковой работе: помимо самолета найдено целое военное кладбище.
- Оно есть по документам, но им не занимались, оно было на уровне легенды, как и история с самолетом, - объясняет Александр Анатольевич. - Пока мне не попались на глаза документы 1980 года, подтверждающие информацию, что там захоронены бойцы и более 40 лет назад об увековечении их памяти просили севастопольские поисковики. Мы решили этим вопросом заняться сейчас. В работу включился председатель поискового объединения ДОСААФ России «Крым-Севастополь-поиск» Андрей Могила. Мы вместе прошли кладбище вдоль и поперек. Много заброшенных могил, и распознать, где чья, на сегодняшний день возможности не представляется. Более того, могилы оказались пустыми: останки перезахоронены по соседним селам. Но мы нашли в архивах имена, фамилии и точно знаем о 20 солдатах. Решили на Братском кладбище сделать именную табличку и также увековечим память лейтенанта Синицына.
Местная власть поступила мудро, и к поисковой работе подключили школьников. Дети с энтузиазмом включились в поиск родственников, изучение биографий героев.
Справка
По словам спикера Госсовета РК Владимира Константинова, в Крыму более 250 памятников и воинских захоронений нуждаются в реконструкции. Всего на территории полуострова и в прилегающей акватории Черного моря находится 946 объектов культурного наследия, связанных с событиями Великой Отечественной войны.
- В год 80-летия Великой Победы мы планируем реконструировать пять мемориалов. Такой темп работы планируем сохранить в течение всей каденции, чтобы к 2029 году восстановить своими силами 25 памятных знаков нашим героям, мирным жителям, ставшим жертвами фашистов, - рассказал Константинов.