Забытое место
На территории усадьбы Олеиз в глаза бросается пустующая, приходящая в упадок высотка. Когда-то это был санаторий «Судостроитель». В Интернете можно найти манящую рекламу отдыха: «9-этажный спальный корпус санатория с лифтом и развитой инфраструктурой находится прямо рядом с морем; к вашим услугам предоставляются уютные 2-х и 3-местные номера со всеми удобствами; в каждом номере есть лоджии, из которых открывается великолепная панорама пляжей и Крымских гор».
Период расцвета сменился кризисом. Более десяти лет санаторий ждет у моря погоды и разрушается под действием времени и вандалов. По словам Елены, из девяти этажей два еще в приличном состоянии. Несколько лет назад у санатория появился арендатор, организовавший на одном из этажей хостел. Правда, бизнес долго не продержался.
Не менее печальная участь ждала и некогда роскошную усадьбу Олеиз. Ее грабили и использовали под ночлежку бомжи.
- Все, что можно было выкрутить, вынести - все растащили, оставив только грязь и разруху. - Такой усадьбу увидели Елена и Егор 3 года назад. - Мы вывезли два КАМАЗа мусора. Но это не сбило наш настрой: мы мечтали отреставрировать усадьбу и создать Дом творчества.
Сразу было решено выделить одно помещение под бизнес супругов: перетяжку салонов автомобилей и мягкой мебели. Нужно было зарабатывать, на реконструкцию здания требовались немалые средства. Собственник не особо интересовался состоянием своего имущества.
Владельцем всей этой роскоши значится ООО «ТУРИЗМТЕХНОБУД». Супруги никогда не видели хозяина, общались в основном по телефону и через управляющего. На плечи многодетных родителей легли не только ремонтные работы, но и ежемесячная оплата аренды.
- Изначально собственник выставил цену в 350 тысяч рублей. Это притом, что здесь не было ни света, ни воды, протекала крыша. Но мы так мечтали об этой усадьбе. С божьей помощью к нам стали подтягиваться чудесные люди, - оживленно рассказывает Елена. - Например, гостивший в Кореизе пастор из Костромы бесплатно провел воду. Другой человек помогал с ремонтом. А у нас вдруг закипела работа: пошли заказы, причем на ту сумму, которая нам нужна была для аренды.
История с арендой заслуживает отдельного рассказа. Мы называем это чудом, а Елена - божьим промыслом. Супругам удалось снизить стоимость аренды с 350 тысяч до 50-ти.
- Собственник ни в какую не хотел идти нам на уступки. А мы просто молились. И тут звонок: ладно, пусть будет 200 тысяч. А мы ему: 100 тысяч. Хотя, признаться, у нас и этих денег не было. Проходит две недели, он перезванивает: пусть будет 100. А через год снизил до 50.
Дом творчества и надежды
Егор и Елена не просто восстановили памятник архитектуры, но и создали в Мисхоре арт-пространство с мастер-классами, выставками и кружками для творческих людей.
- У нас есть музыкальный класс, где обучают игре на фортепиано, гитаре, скрипке, - перечисляет девушка. - Очень полюбилась группа фитнеса, пилатеса. Запустили кружки по оригами и шахматам. Есть репетиторы по английскому, французскому, немецкому, русскому языкам, по математике. Мы устраиваем литературные бранчи, интеллектуальные игры, театральные вечера. Одну комнату отдали под плетение маскировочных сетей, шитья носилок. На первом этаже проводим богослужения, как хотел Егор.
- Дом творчества - это единственное место в Мисхоре, где дети и взрослые могут заниматься спортом и творчеством, - подключаются к разговору местные жители. - Не у всех есть возможность ездить в Ялту на кружки. Наоборот, к нам приезжают из соседних поселков и Алупки. Постоянных учащихся у нас около 60. Летом их количество увеличивается, потому что занятия посещают отдыхающие.
В Доме творчества новая жизнь началась у преподавателей. Профессионалы своего дела маялись на пенсии. Здесь они почувствовали себя нужными. Так, кружок оригами ведет Галина Чанышева. Шедевры Галины Ивановны вызывают восторг: храм Василия Блаженного в рост человека, Ласточкино гнездо со звездной кошкой Мусей. Сейчас мастерица работает над еще одной достопримечательностью полуострова.
Инициативу проявляет и молодежь. Перед Новым годом в дверь постучали ученики Кореизской школы, захотели устроить новогоднее представление. Елена никому не отказывает. Двери этого дома открыты для всех, у кого добрые намерения.
Поднимаясь по деревянной лестнице, держась за массивные перила и жмурясь от солнца, пробивающегося через высокие окна и пальмы, ловишь себя на мысли, что здесь хочется творить. Своим неожиданным желанием делюсь с Еленой. Она мягко улыбается, говорит: атмосфера здесь такая, это желание пробуждается у всякого, кто переступил порог.
Елена и Егор мечтали превратить заброшенный санаторий «Судостроитель» в центр адаптации для участников СВО. Не раз обращались за помощью в администрацию Ялты. Чиновники лишь разводили руками: идея хорошая, но это объект частной собственности. Когда Лена узнала о национализации, поначалу обрадовалась: государство точно поддержит.
- Егор рассказывал, как парням на передовой тяжело психологически, - делится Лена. - Они возвращаются со сломленной психикой. Попадая с войны в мирную жизнь, им непросто адаптироваться. Их нужно привести в чувства, объяснить, что они больше не воины, они мужья, отцы, сыновья, братья... Помощь нужна и семьям, к которым вернулся травмированный мужчина, или тем, кто не дождался своего героя… Мне самой очень помог психолог. Мы создали автономную некоммерческую организацию «Сердце мира», разработали программу, собрали команду из психологов, волонтеров, юристов. Готовы работать.
Письмо, присланное «Распорядительной дирекцией имущества РК», не только поставило крест на их планах, но и грозит потерей единственного в Мисхоре досугового центра.
«В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательное обогащение), причем независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. На основании вышеизложенного требую в 10-дневный срок с момента получения настоящей претензии освободить незаконно занимаемый Вами объект недвижимого имущества», - написал заместитель директора ГАУ «Распорядительная дирекция имущества РК» Андрей Коровко.
Первый хозяин усадьбы Иван Токмаков был меценатом, он построил поликлинику, клуб, библиотеку, школу. Как верующий человек, строил церковные приходы. Любил проводить культурные мероприятия. Если у кого-то случалось горе, всегда оказывал поддержку. Деятельность Елены и Егора очень напоминает инициативы Ивана Федоровича.
- Лена вызывает у нас всех восхищение: потеряла мужа, одна с тремя детьми тянет на себе усадьбу, помогает людям. Кстати, сразу после интервью поедет к погорельцам разбирать завалы, - отмечает Галина Чанышева.
А Лена признается, что ее очень вдохновляет идея с центром адаптации. Всей душой она любит усадьбу. Вместе с помощниками они высадили на территории персики, яблони, юкки, малину, цветы, мечтая увидеть цветущий сад. Планировали организовать спортплощадку, проводить соревнования.
С тревогой глядя на усадьбу небесного цвета, не хочется думать, что могло стать со зданием, если бы на него не обратили внимание супруги. Прямо как семья Жигуновых, спасших дачу Коровина в Гурзуфе. Хочется верить, что история с выселением решаема. Редакция нашего издания обращается к правительству Крыма с просьбой разобраться в ситуации с Домом творчества в Мисхоре.
СПРАВКА
Усадьбу Олеиз возвел купец Иван Токмаков в 1885 году. Он переехал с Дальнего Востока в Крым на лечение. Для строительства дома он пригласил мастеров из Сибири, что сказалось на стиле строения - затейливые резные карнизы и наличники. Здесь кружились в бальных танцах, проводили литературные вечера. По приглашению хозяина на даче побывало множество деятелей культуры: Толстой, Куприн, Горький, Шаляпин, Бунин, Рахманинов и другие.