МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

У берегов Крыма продолжается борьба с тяжелым топочным мазутом

Месяц назад в Керченском проливе затонули танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». В начале текущей недели председатель правительства России Михаил Мишустин по поручению президента создал правительственную комиссию по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов с танкеров.

Фото: ФГБУ «Морспасслужба» / telegram

В рамках заседания группы Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что на сегодня мониторинг не показывает наличия крупных пятен мазута в прибрежной зоне. Вместе с тем выбросы небольших фрагментов фиксируются практически по всей береговой линии.

- Главная задача - использовать все способы для устранения загрязнения в морской акватории, не допуская выброса нефтепродуктов на берег. Все силы и средства в прибрежных муниципалитетах должны быть максимально мобилизованы, - отмечает в своем телеграм-канале Сергей Аксенов.

По какому маршруту может перемещаться мазут из затонувших танкеров, объясняет доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой географии и геоморфологии КФУ им. В. И. Вернадского Борис Вахрушев.

- На основании фундаментальных научных трудов советских морских и береговых геологов были установлены закономерности движения, циркуляции водных масс в Черном море, - говорит Борис Александрович. - Как правило, движение идет с востока на запад: от Кавказа в сторону Крыма.

Тот факт, что изначально выбросы стали происходить в Краснодарском крае, ученый связывает со штормом.

- Это движение должно было идти сразу после аварии сюда, на запад, - рассуждает Борис Вахрушев. - А пошло почему-то на Анапу. Возможно, это было связано со штормовыми явлениями. Потому что шторм шел со стороны западной части - возможно, возникло локальное течение. Это непредсказуемо. Шторм закончился - локальное течение прекратилось, вступает течение, которое постоянно действует.

Именно с движением морской воды заведующая кафедрой геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Татьяна Бобра связывает угрозу новых выбросов нефтепродуктов.

- Море - система колебательная, - напоминает Татьяна Валентиновна. - Сегодня мы можем собрать, а завтра обнаружить те же самые мазутные пятна. Вопрос в том, что источник поступления мазутных загрязнений не ликвидирован. На мой взгляд, сколько танкеры будут находиться в море, столько мы будем иметь загрязнения.

На сегодняшний день принято решение привлечь специалистов КФУ к работе по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. В течение недели будут проведены экспериментальные испытания особых смесей, которые смогут предотвратить растекание мазута, что облегчит сбор материала.

В свою очередь специалисты Морспасслужбы отмечают, что крушение танкеров в Керченском проливе является первой в мире аварией с «тяжелым» топочным мазутом марки М100.

- В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды, - пишет официальный телеграм-канал ФГБУ «Морспасслужба». - Поэтому основной способ - сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону.

Как отмечает руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов, мазут М100 является грузом коварным и откачать его из поврежденных танкеров - задача сложная.

- При температуре +25 ℃ мазут М100 начинает застывать, - отмечает он. - Температура морской воды сейчас +8 ℃, на дне +4 ℃. На глубине от 17 до 22 метров находятся фрагменты, груз М 100 начинает затвердевать, легкие фракции всплывают. Но сам мазут, который твердеет, получает нейтральную плавучесть и опускается либо ко дну, либо от температуры мигрирует в толще воды.

Начать сбор мазута планируется с кормовой части танкера «Волгонефть-239», которая находится на мели в 30 метрах от уреза воды. Гораздо сложнее откачать груз М 100 из фрагмента на глубине.

- У морской службы есть специализированное оборудование, которое предназначено для подъема нефтепродуктов с затопленных судов, - отмечает Виктор Чернов. - Сложность заключается в том, что оборудование рассчитано на откачку легких сортов топлива, которые имеют текучесть, чтобы их взял насос. Мазут нужно будет сначала разогреть. А потом насосы будут способны его взять.

Так или иначе, на сегодняшний день принято решение о том, что компенсация за разлив мазута должна быть взыскана с судовладельцев потерпевших крушение танкеров, заявил Сергей Аксенов. Как сообщают СМИ со ссылкой на оперштаб, владельцы танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» заключили договоры на транспортировку судов с места крушения. До 23 января с танкеров должен быть выкачан весь мазут, а до 28 января они должны быть отбуксированы.

Пока же волонтеры и добровольцы продолжают спасать пострадавших водоплавающих птиц.

- Штабы работают в Керчи, Феодосии, Севастополе, Алуште, Ялте и Евпатории, - говорит заместитель директора ГАУ РК «Ресурсный центр», учредитель благотворительного фонда «Добро мира - волонтеры Крыма» Наталья Мартынец. - В Феодосии количество пострадавших птиц пошло на спад. В основном пострадали гагары, чомги. Всех птиц сначала регистрируем, затем ветврач оказывает им первую помощь. После этого несем на мойку, потом на сушку и снова к ветеринару. На реабилитацию птиц отправляем в «Тайган».

Записаться на мойку птиц могут все желающие по телефону: 8-979-037-31-34.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах