МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

В Симферополе проходит выставка «последнего интеллигентного человека»

В Симферопольском художественном музее проходит выставка «Жизнь в искусстве: к 90-летию И. Копаенко», посвященная юбилею талантливого крымского живописца и графика Ивана Копаенко. Открытие посетила семья великого творца, поведав много интересных и неизвестных фактов из жизни известного крымчанина.

Супруга художника Лариса Федоровна Копаенко с внуком Иваном

Иван Копаенко – художник-акварелист, живописец, первый крымский заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Крыма. Портрет художника

Вспоминая своего великого мужа, Лариса Федоровна отмечает, что Иван Павлович выходил их дома днем, возвращался ночью почти с готовой работой. Не ел, не пил, выпотрошенный. Писал этюд, как книгу до конца.

– Он дышал природой, – рассказывает жена художника. – Он любил крымские пейзажи: Перевал, Тарханкут, Карадаг... И, если вы прислушаетесь к картинам, вы услышите звуки природы. Это все настолько возвышенно. Я это чувствую. И, слава Богу, иногда чувствуют и искусствоведы. Думаю, может, я это воспринимаю с преувеличением как близкий человек. А потом читаю статьи и нахожу подтверждения, люди тоже так видят.

Это сегодня творчеством Ивана Копаенко восхищаются, но так было не всегда. Ему пришлось пережить нападки в прессе, зависть коллег. Вот и супруга сетует, что сейчас все говорят, какой он великий человек, почему же при жизни не было такой похвалы? Много тогда гадостей пришлось выслушать семье, что он и нигилист, и формалист. Вплоть до того, что не хотели выставляться рядом с ним. Говорят, пусть проведет хотя бы одну выставку, а у Ивана их было 108!

Детство крымского художника назвать счастливым сложно. Оно пришлось на войну. Он родился в деревне в 1934 году в селе Першоконстантиновка (ныне Чаплинский район Херсонской области). Ивану было 7 лет, когда он пришел к другу. Его пригласили за стол, а скромный паренек отказался. И вдруг пролетает самолет и сбрасывает бомбу, которая падает прямо туда, где завтракала семья. Убила всех, а мальчика отбросило вверх, как он позже рассказывал, почти до облаков, перелетел забор, дорогу, упал на другую часть дороги.

– «Мне казалось, что я птица», вспоминал Иван. Отошел только на вторые сутки. Врач-немец сказал, что ходить он не будет, но, может, жизнь ему спасет. Потом пришли наши, русские, и уже начали лечить, – рассказывает супруга Лариса.

Иван Павлович обладал довольно редким для крымчанина художественным образованием. В 1957 году он окончил Симферопольское художественное училище им. Н. С. Самокиша, а в 1964 – Московский полиграфический институт – это была большая школа художников книг и графики в СССР. Будучи талантливым от Бога, он сумел привнести новое слово в художественный язык акварели. А благодаря советской политике, когда вся страна была открыта для творчества, и художников призывали ездить по нашему большому Союзу, отражая его различные уголки, сегодня с помощью картин мы имеем возможность путешествовать.

Последние годы Копаенко тяжело болел. Лечился в санатории на Южном берегу Крыма. Просто лежать и принимать лекарства он не мог. Брал с собой мольберт и писал. Так появился цикл Воронцовский дворец. Глядя на эти картины, вы никогда не догадаетесь, что художник болел. Во всех его работах присутствует жизнерадостный розовый цвет. Такой был человек. По словам супруги, он никогда не печалился и не показывал плохого настроения. Грустил только лишь когда птицы улетали. Говорил, небо пустое.

– Когда Ивана отпевали в храме, я услышала в толпе тихий вздох и слова: «Не стало последнего интеллигентного человека», – задумчиво говорит Лариса Федоровна. – Знаете, я никогда не видела его в каком-нибудь барахле. Всегда застегнут на все пуговицы, опрятные джинсы, любил рубашки. Хотя я могла ходить в растянутой майке, а он не позволял себе этого. Он никогда не был бытовым. Хотя жить с ним было трудно. Художник создан для живописи, для искусства, для одиночества, но не для семьи. Только через 40 лет нашей совместной жизни на одном из своих полотен он написал «Единственному человеку, которого я любил».

Всего вместе они прожили 60 лет. Лариса Федоровна говорит, что пролетели они как один вздох. И 60 лет – это не так много. Всего 60 весен. И три года она без него. В 2021 году художник умер.

– Если кто-то о нем плохо отзывался, этот человек умирал для меня. Иван был настолько тонкой натурой, что даже защитить себя не мог, – делится супруга Копаенко. – Хотя был случай, когда Иван дал отпор. Какой-то художник, о котором я больше никогда ничего не слышала, на одной выставке, где присутствовали представители власти, музейные работники, заявил, что не хочет висеть рядом с Копаенко. Все замерли. А Иван повернулся к нему и так мягко, так деликатно сказал: «Это ваше право. Вы можете снять свою работу и отнести ее домой». Это был ответ рыцаря. Портрет жены Ларисы (1961 год)

По словам близких, Иван Павлович не терпел фальшь, не умел лгать. Для жены он был идеальным.

– Я не встречала больше таких людей, как Иван. Хотя я журналист, сделала десятки очерков о людях. А такого второго, как Иван, не встречала, – в голосе Ларисы Федоровны грусть и любовь.

У великого художника достойное продолжение. Дочь Анна – профессор, доктор наук, офтальмолог. Внук Иван – кандидат наук, преподаватель в университете. Чудесная семья Копаенко

Пока Лариса Федоровна рассказывала о своем любимом художнике, все это время ее поддерживал внук. Он не отходил от бабушки, бережно держа за руку. Когда дошла очередь взять микрофон, он с трудом сдерживал слезы.

– Прошу прощения, это первая выставка без него и мне сложно… Иван в первую очередь для меня дедушка,– помолчав, внук продолжил. – С детства у меня крутился вопрос, которому нас обучали в школе: что хотел сказать автор своим произведением? В 12 лет я задал этот вопрос Ивану, на что он мне ответил: «Все, что хотел сказать, я сказал. Смотрите. Читайте. Что вы там прочтете, то оттуда и забирайте».

Экспозиция включает более 30 полотен, фотографий, документов из семейного архива. Значительная часть произведений создана в жанре пейзажа. Художник много путешествовал, бывал на Кавказе, Севере, Урале. В его произведениях разных лет воспевается лирическая красота природы в отдаленных уголках необъятной Родины, мирный труд человека на своей земле. Из фондов Симферопольского художественного музея вниманию зрителей представлена серия крупноформатных линогравюр «Была война». Стилистику для этой серии Иван Павлович выбрал сродни былинной саге.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах