МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Кабаний перевал - место старта для прогулок в горах

Отсюда начинается сразу несколько пешеходных маршрутов

Кабаний перевал (он же - Бечку) знаком многим автомобилистам, которые из Байдарской долины путешествуют в Бельбекскую и обратно. Дожди и снега иногда делают грунтовую дорогу на перевал проходимой только для внедорожников. Но сегодня промоины забутованы, а торчащие камни присыпаны щебнем. Путь между селами Передовым и Голубинкой открыт практически для любого автомобиля. Только гонки не стоит устраивать во избежание поломок.

Есть на что посмотреть

А еще перевал Бечку интересен тем, что с него начинается несколько пешеходных маршрутов. Один из них ведет на вершину Сандык-Кая высотой 837 метров с перепадом высот в 150 метров и протяженностью в круговом варианте (с возвращением к месту старта) около 9 км. Сам перевал расположен на высоте 722 метра между вершинами Караул на востоке и Бечку (она же Лысая) на западе. Первая вершина возвышается на 761 метр, вторая - на 798.

На вершинном плато скалы Сандык-Кая можно осмотреть одноименный средневековый исар феодоритов времен XIII-XV веков. Исар был прекрасно укреплен стенами и башнями. Его руины и сегодня представляют интерес для любителей старины глубокой.

Соблазнительная для поездки на машине лесная дорога приведет через километр к надежно запертому шлагбауму, объехать который смогли бы только виртуозы колеса. Лучше сразу настраиваться на пеший вариант. У шлагбаума установлены информационная табличка и памятный знак на месте гибели в 2013 году от рук браконьеров егеря Александра Пивсаева.

Сразу за шлагбаумом дорога выводит на широкую поляну гребня Кордон-Баир, с которого открывается потрясающий вид на Бельбекскую долину. Вдалеке можно увидеть шатер Чатыр-Дага с его вершинами Ангар-Бурун и Эклизи-Бурун, массив горы Бойка, Ай-Петринскую яйлу с белыми шарами антенн. А чуть западнее просматривается череда вершин главной гряды Крымских гор от Балчик-Кая до Ильяс-Кая.

На среднем плане сверкает на солнце гладь Чернореченского водохранилища. На ближнем плане хорошо виден гребень Сюндюрлю-Баир высотой 790 метров. Из-за его формы местные жители называют гребень Пилоткой.

Партизанские места

Вдоволь налюбовавшись красотами дальних планов, можно отправляться по дороге под сень леса. Здесь не жарко, и ветер не донимает. В лесу преобладают бук и граб, другие лиственные породы. В мае скромно цветет барбарис и яркий шиповник. Поляна на гребне сплошь покрыта горным пионом, который успел отцвести еще в апреле. Разнотравье поражает даже больших знатоков ботаники. Названия растений можно сразу определить через Интернет. Но лучше взять с собой в поход печатный каталог-атлас растений Крыма. А купину неопалимую (ясенец) нужно заблаговременно запомнить по картинкам, чтобы не возникло искушение понюхать цветочек.

Заблудиться в этом лесу сложно: по левую руку постоянно гребень с видом на Бельбекскую долину, по правую - Байдарская долина. Конкретным подтверждением правильности пути становится памятник партизанам на перевале Маркур Западный. Табличка на памятнике гласит: «Здесь 27 ноября 1941 г. группа пограничников, пробивавшихся из Феодосии в Севастополь, в составе сержанта С.И. Бедухи и 16 бойцов под командой младшего лейтенанта А.Р. Черникова из засады разгромила на перевале роту румынских стрелков. Уничтожены местный проводник, офицер и 48 солдат. После боя пограничники без потерь с трофеями вернулись в состав Акмечетского партизанского отряда. Слава крымским партизанам!»

Вторая табличка информирует: «Здесь, на Сююрю-Кая (Сандык), с октября 1941 г. по март 1942 г. находился наблюдательный пункт Ак-Мечетского и 5-го района партизан Крыма. Вечная слава героям! 1941-1942».

С этого перевала можно пойти влево и спуститься в Голубинку. Прямо дорога ведет на Сандык. Вправо уходит путь в урочище Ай-Димитрий. Цель нашего очередного похода как раз там и находится. Мы хотели увидеть бывшую метеостанцию и заброшенный дом лесника.

Дорога спускается все ниже к ручью, у которого встречаем еще один памятник партизанам. Рядом есть восстановленная в 2013 году землянка. Мимо нее дорога вновь набирает высоту и выводит нас в урочище Ай-Димитрий. От метеостанции действительно остался только остов металлических конструкций. От неухоженного дома лесника - стены, кровля и частично столярка. В таком же состоянии домик метеостанции. Зрелище грустное. Две большие поляны возле дома традиционно облюбовали туристы для дневных и ночных стоянок. Недалеко есть родник и два небольших озерца. Дальше путь можно продолжить либо в каньон реки Узунджи, либо по южному склону горы Сюндюрлю-Каясы в сторону села Новобобровского. В первом случае придется еще пройти по каньону из Колхозного до Родникового, во втором - можно выйти прямо на автобусную остановку.

СПРАВКА

Кабаний перевал является результатом естественных природных трансформаций, которые происходят в процессе образования гор. Однако дорога, проходящая здесь, уже создана людьми. Ее возраст составляет несколько столетий, еще во времена Средневековья она была популярна среди путников. Путешественники тех времен ходили через Кабаний перевал с вьючными караванами, поэтому дорога имела для них чисто практическое значение. В настоящее время природная достопримечательность административно является бахчисарайской.

Интересна история происхождения народного названия перевала - Кабаний. Дело в том, что тропинка, проходящая по местности, очень извилиста и постоянно петляет. Благодаря этому свойству она показалась людям похожей на поросячий хвостик. Слово «поросячий» звучало несолидно, поэтому решили окрестить перевал «кабаньим».

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах