Идея объединить туризм и промышленность пришла АО «Корпорация развития Крыма», региональной команде РК Всероссийского акселератора «Открытая промышленность», год назад. И это стало интересно не только гостям, но и жителям полуострова. Так появилось 25 новых агропромышленных туристических маршрутов, способных удивить даже тех гостей, кто считает, что все познал в Крыму.
- Помимо новых туристических экскурсий, мы хотим показать крымчанам, какие у нас есть заводы, фабрики, предприятия. Чтобы молодежь, стоящая на пороге выбора профессии, знала, что работа есть в родном регионе, - отметила директор офиса перспективного развития, маркетинга и информации АО «Корпорация развития РК», руководитель региональной команды РК Всероссийского акселератора «Открытая промышленность» Елена Юрченко.
В этом году экскурсии на производство запустила старейшая косметическая компания Крыма с целью знакомства крымчан и гостей полуострова с историей предприятия и развития эфиромасличной и косметической отрасли в республике. Эти встречи познавательны и для школьников, которым вскоре предстоит сделать выбор профессии.
Внук великого деда
В 1996 году в состав предприятия входило 6 совхозов-заводов: «Ароматненский», «Шалфейный», судакский совхоз «Долина роз», «Бахчисарайский», «Алуштинский» и «Севастопольский» совхозы. Две тысячи гектаров цветущих полей были распределены по всему Крыму.
В селе Чайкино находится центральное предприятие, где из обработанных лепестков производят продукцию. Завод был построен в 1968 году, затем началось строительство домов для сотрудников, в селе провели газ, электричество. Когда началась приватизация, Михаил Иванович Гладун, стоящий у истоков предприятия, выкупил контрольный пакет акций, взяв на себя ответственность за восстановление компании и сохранение рабочих мест. Ведь самое ценное для любого бизнеса - это люди, и важно, в каких условиях они будут жить. При этом средств на ремонт завода найти не удалось. Пока в компанию не пришел Иван Гладун - внук великого Михаила Ивановича, руководитель предприятия в третьем поколении.
- Мой дедушка - прекрасный управленец советской закалки, - при этих словах голос Ивана теплеет. - За все эти годы ему удалось не только сохранить компанию и не уменьшать объемы производства, но и выстоять от нападок бандитов, пережить 90-е годы. Оберегая семью, он не делился своими проблемами, но мы можем только догадываться, каково это, когда твой единственный сын умирает в раннем возрасте от тяжелой болезни, когда в твой дом врываются вооруженные бандиты, приставляют пистолет к виску, избивают твою жену, она не выдерживает и вскоре умирает. Как сохранить в себе силы двигаться дальше, где найти опору и способность вообще продолжать какое-то дело?
Помолчав, Иван продолжил:
- Сегодня, когда я с утра приезжаю на плантации роз, я знаю ответ. Если хрупкая роза на заброшенных плантациях способна пробиваться через сорняки, через корни деревьев, то, значит, и мы можем найти силы и вдохновение.
В 2015 году, когда Михаил Иванович уже потерял надежду найти преемника, внук Иван принял решение возглавить семейный бизнес. На тот момент ему было 25 лет. Компанию он застал в упадочном состоянии: предприятие - лидер эфиромасличной отрасли медленно умирало. Ивана встретили заброшенные плантации, на переходном периоде полуострова отразилось отсутствие туристов, склад ломился от продукции, которую некому и некуда было продавать. При этом нужно было платить налоги, зарплаты. Обновления требовало оборудование.
- Видеть все это было больно, - делится молодой руководитель. - Я практически рос на этих плантациях, мама часто привозила меня на розовые поля, дедушка любил показывать свои разработки и долго с интересом рассказывать, как создается баночка крема. А сегодня - разруха и страх за будущее в глазах людей, посвятивших эфиромасличному труду всю свою жизнь. Я решил, что восстановлю компанию, чего бы мне это ни стоило.
Итак, в 2015 году пришла новая команда. Взяв кредит, Гладун выкупил у фермеров весь урожай эфиромасличной розы, надеясь, что это станет для них стимулом закладывать новые плантации. Было заменено оборудование, отремонтированы цеха, построены новые склады. В тот тяжелый год они выпустили 70 видов продукции. Легендарный бренд полуострова был спасен и начал новую жизнь. Сегодня продукция компании насчитывает более 350 наименований.
- Наша следующая цель - выйти на федеральный и международный уровень, чтобы розовое масло стало не только символом Крыма, но и всей России наравне с черной икрой и матрешками, - амбициозно заявляет Иван.
Как создается натуральная косметика
Экскурсионный проект на предприятии по производству косметики реализуется в рамках федерального проекта развития промышленного туризма. На данный момент компания провела уже более 30 экскурсий для групп из разных регионов полуострова.
Экскурсия начинается с розохранилища. В сезон сбора эфиромасличной розы оно заполнено розовыми лепестками. В день рабочие собирают до 400 кг лепестков. Переработать за сутки такой объем не всегда возможно, поэтому розу оставляют в специальном темном помещении, при температуре не выше 8 градусов, слоями не более 10 сантиметров. В таких условиях лепестки могут храниться в течение суток и точно не потеряют своих свойств.
Передовые разработки демонстрируют в производственных цехах, где не только создают продукцию, но и особо щепетильно ее тестируют. Например, несколько месяцев перед выпуском промышленной партии косметическое средство испытывают в специальном термошкафу, чтобы убедиться, что весь срок годности оно будет обладать обещанными свойствами.
Различное оборудование предназначено для выпуска широкого ассортимента продукции. В одних аппаратах производится шампунь (за один раз можно приготовить до 2 тонн), в других - тоники, мицеллярная и розовая вода, кремы и различные эмульсии.
И тут же сразу задачка для гостей: есть две технологии приготовления кремов - горячая и холодная. При горячей технологии ингредиенты смешиваются при температуре 60 градусов, при холодной - при комнатной температуре 25-30 градусов. Экскурсантам дают протестировать два крема и предлагают угадать, какая технология применялась при их создании. И тут же показывают, как создается средство, на которое женщины возлагают большие надежды.
- Например, мы хотим получить увлажняющий крем для рук, - открывает секреты главный технолог Сергей Воробей. - У нас есть универсальный аппарат, где готовятся кремы как по холодной, так и по горячей технологии. Аппарат оснащен «рубашкой», которая позволяет нагревать и охлаждать, а встроенный насос прогоняет через себя кремовую массу, делая ее более однородной, а частички крема более мелкими. Обычный размер частичек - 3 микрона, размер человеческой поры - около 500 микрон. Чем меньше частички крема, тем глубже они проникают в кожу, и клетки лучше усваивают этот продукт.
Во время мастер-класса специалисты раскроют секреты производства косметических средств, покажут магические превращения, а также дадут изготовить свое собственное жидкое мыло или скраб для тела. Сотрудники заверяют, что после экскурсии все посетители уходят моложе.
Планы Ивана Гладуна разделяют чиновники: Крым должен и может стать столицей эфиромасличной и косметической отрасли России. За 10 лет площади эфиромасличных культур на полуострове увеличились в четыре раза.
- Общая площадь эфиромасличных насаждений в республике на сегодняшний день - 1109 га. Это плантации розы, лаванды, шалфея, - рассказала врио министра сельского хозяйства Крыма Алиме Зарединова. - С 2020 года Минсельхоз помогает предприятиям, которые выращивают эфиромасличное сырье. На закладку насаждений предусмотрена субсидия в размере 12 млн рублей.
Справка
Всероссийский акселератор по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив направлен на создание и внедрение модели развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации в качестве механизма улучшения имиджа и повышения открытости российских региональных предприятий, формирования потребительской лояльности к продукции российских брендов, поддержки профориентации молодежи, создания нового турпродукта для привлечения туристического потока.