МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Четыре года крымский военный пенсионер посвятил изучению Симферопольского воинского кладбища

Книга о погибших, которая помогает живым

За это время ему удалось совершить ряд открытий: выявить неточности, обнаружить пропавших героев, а самое главное - найти родственников, которые многие годы после окончания Великой Отечественной войны искали своих погибших членов семьи. Весь этот труд нашел отражение в книге «Воинские захоронения Симферополя 1941-1945», которую автор издал на собственные средства.

Фото: МК в Крыму

Истории, достойные экранизации

- Все началось, когда в 2020 году, снимая 3D-панорамы Симферополя, я забрел на воинское кладбище на улице Старозенитной, - рассказывает Виктор Александрович Гавриш. - На входе табличка «Здесь захоронено 8 Героев Советского Союза, 598 солдат и офицеров, а также 10 братских могил». Насколько я помню, там всегда было 7 Героев Советского Союза. Начал разбираться, пошел в администрацию города, военкомат. Оказалось, что звание Героя ошибочно присвоили генерал-майору Ивану Вилину. И меня затянуло изучение имен людей, которые покоятся на этом кладбище.

В том, что его деятельность жизненно необходима, Гавриш убедился после двух историй, сюжеты которых требуют экранизации. Навсегда в историю Великой Отечественной войны и Победы вошло имя Евдокии Федорченко: для родных она разведчица Дуся, для потомков - крымская Жанна д’Арк. В Анапе, где она родилась, девушка работала под прикрытием у немцев. Получив приказ отступать в Крым, она была раскрыта и 19 марта 1944 года публично сожжена. Родственники искали могилу своей Дуси долгих 79 лет. А нашел ее Виктор Гавриш. И он же нашел родственников в Москве: внучатую племянницу разведчицы - писательницу Ирину Ковалеву и Дусиного племянника - заслуженного врача России, детского хирурга-онколога Владимира Ковалева. Опять же благодаря Гавришу на воинском кладбище героиня получила потерянное надгробие.

- Я для них уже стал родственником, - улыбается автор. И это не единственная история поиска со счастливым концом.

Вторая история о зенитчике Анатолии Глазунове, погибшем 13 марта 1944 года. Его данные Виктору Александровичу передала внучатая племянница Марина. Однажды, разговаривая по телефону, родственница попросила включить камеру, чтобы познакомить с большой семьей героя. Среди присутствующих была дочь Глазунова - Валентина Анатольевна, которой был уже 91 год. Крымчанин рассказал все, что узнал о погибшем. Они захотели приехать в Симферополь, но ответ их огорошил: могилы нет. Женщина не могла сдержать слез. Но благодаря стараниям Гавриша и директора Научно-исследовательского центра крымоведения и охраны культурного наследия РК Александра Политова справедливость была восстановлена. Надгробие появилось не только у Федорченко, но и у Анатолия Глазунова - в братской могиле, где он захоронен.

- Это было сделано в прошлом году, 14 сентября, а в октябре Валентина Глазунова умерла, - рассказал Виктор Гавриш. - По словам родственников, она была так счастлива, когда узнала, что нашли могилу ее отца. Она дождалась. И это мой ответ, для кого написана эта книга. Для родственников. Для потомков. Для неравнодушных людей, которые продолжат поиск родных героев.

А какое восхищение вызывает подвиг Севастополя в годы войны! Большую роль в этом сыграли уникальные фортификационные сооружения, созданные полковником царской армии Борисом Соколовым. Мало кто знает имя героя и то, что он похоронен на Симферопольском воинском кладбище.

- Соколов родился в 1875 году, умер в 1946 году у себя за рабочим столом, - дает краткую историческую справку Виктор Александрович. - У него при царе вся грудь была в орденах, и в советский период он был удостоен высшей награды - ордена Ленина.

Устраняя неточности

Работа над книгой, восстановление имен - это долгий кропотливый труд. Гавриш фотографировал надгробия с портретами, а потом по орденам, медалям сверял имена, выявляя неточности.

Последняя реконструкция кладбища была проведена в 1975 году. Последняя инвентаризация проводилась в сентябре 1991 года. После городские власти ничего не предпринимали. А если бы провели исследования, узнали бы, что исчезло 195 могил: на Воинском кладбище - 71 могила, на Старорусском кладбище - 38, на Бахчиэльском кладбище - 5, на Петровском кладбище - 2. По данным Центрального архива Минобороны, в Симферополе еще исчезло 78 могил. На Воинском кладбище 429 надгробий с ошибками. Также обнаружено ложное захоронение в братской могиле, где якобы нашли вечный покой 15 780 советских военнопленных, находившихся в концентрационных лагерях Симферополя и его пригородов в период немецкой оккупации Крыма. Умерших от ран, голода и пыток, а также расстрелянных военнопленных хоронили возле армянского кладбища.

Следующая проблема: 81 человек захоронен дважды, 3 человека - трижды. Со слов Виктора Гавриша, на территории храма Александра Невского также обнаружено ложное захоронение. На памятнике высечено: «Здесь покоится прах воинов 19-го танкового корпуса, павших в боях за освобождение Крыма и города Симферополя в апреле-мае 1944 года».

- Это неверная информация, - утверждает автор книги. - Эти воины были захоронены в Пионерском саду в 1944 году. А в 1949-м прах погибших был перенесен на Воинское кладбище по улице Старозенитной. Я сейчас общаюсь с митрополитом Тихоном, есть понимание в этом вопросе.

Виктор Александрович обратился к присутствующим на презентации книги первому замминистра культуры Крыма Ольге Буровой, первому заместителю председателя Госсовета РК Ефиму Фиксу с просьбой провести реконструкцию кладбища, исправить ошибки, тем самым помочь родственникам найти своих героев. Отчасти и его книга поможет в восстановлении исторической справедливости.

«Это нужно не мертвым, это нужно живым».

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах