В этот раз целенаправленно разложили на столе карты, включили компьютер и наметили поход выходного дня по правому орографическому краю ущелья.
Смотровые площадки
В село Черноречье регулярно заходят пригородные автобусы с автостанции «5-й км Балаклавского шоссе», добраться из Севастополя можно легко. Автобус останавливается у Чоргуньской башни в селе Черноречье. Дальше путь лежит на восток. Через 800 метров обошли шлагбаум, преграждающий въезд в каньон. Но с перевала к реке спускаться не стали, свернули налево. Дорога неспешно набирала высоту среди смешанного леса. Здесь и можжевельник, и дуб, и граб. А вот и искусственные посадки сосны крымской времен 70-80-х годов прошлого века. Тогда севастопольским Лесхоззагом руководил Сергей Романович Булах. Энтузиаст лесоразведения сумел сплотить дружный коллектив и создать вокруг города зеленое кольцо. Сажал он всякие леса, но его коньком было террасирование крутых склонов для высадки сосны. Есть такие террасы и над селом Черноречье, они обегают гору Чамлы-Баир с юга.
Справа мелькнула полянка, затем вторая. Это чудесные смотровые площадки для обзора каньона с северной кромки. Река где-то далеко внизу, до скал даже шум ее, уносимый ветром, не доносится. На западе видна гора Гасфорта и Телеграфный холм, между которыми угадываются заросли тополей. Под ними стоит древний (около 1850 г.) акведук Лазаревского водовода. За ним село Хмельницкое, вдали - Сахарная головка, Инкерман и Мекензиевы горы с выходом на Северную сторону Севастополя.
Скальная дорога
Следующая полянка заставила обратить внимание на полосу чистой скалы. Так и есть - под ногами абсолютно ровная скальная дорога очень приличной ширины. Два КамАЗа спокойно разъедутся. Мистика какая-то. Зачем здесь дорога и куда она могла вести? Возвращаемся на лесную грунтовку и через 100 метров вновь выходим на кромку обрыва. Под ногами таже идеальная поверхность. Только вот колеи на этой дороге нет. Невольно вспоминаются дороги Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен. Современная автодорога ведет от Черноречья в село Родное. А вот лесная грунтовая колея из Чоргуня в Уппа (ныне - Родное) многие века вела по горам и далее в Байдарскую долину. Экскурсоводы ее старательно именуют Римской. Спорить с ними трудно - римляне вполне могли по ней не только ходить и ездить, но и участвовать в ее оборудовании и благоустройстве. Может, это был кратчайший путь от средневековой крепости Каламиты (Инкермана) к Южному берегу и обратно. Некоторые краеведы путь от Чоргуня до Уппа и вниз к реке называют манштейновской дорогой.
И для этого также есть веские основания. Сегодня в полутора километрах от шлагбаума дорога выныривает на западный край огромного поля, с которого открывается вид на верховья Чернореченского каньона вплоть до Кизил-Каи у выхода в Байдарскую долину, на село Морозовка (Алсу). Напротив четко виден Чоргуньский (Бибиковский - по имени исследователя крепости) исар на вершине неприступной скалы. Над ним ближе к Балаклаве заметен скальный выход Камара-Исар над селом Оборонным, под ним расстилается Мельничная поляна, самое широкое место каньона. Кромку образуют скалы Сыгын-Бурун и Тепе-Баш. Есть огромное искушение начать спуск к реке через это поле, но карты подсказывают, что тропа весьма каверзная, выводит к водопаду Ай-Тодор речки Уппа на труднопроходимых скалах. В засушливый октябрь русло водопада было сухое, вернемся к нему в период дождей. Придется обходить поле с оврагом до самого озера Кучки. От края поля до озера еще полтора километра.
Танковый мост
Озеро Кучки на речке Уппа (топоним Уппа пока не имеет однозначного толкования, только версии) оборудовано беседками с мангалами и столами, есть мостки для ловли рыбы. Ловится карась, окунь, красноперка. Хотя и претензий у отдыхающих к арендаторам много по содержанию места массового отдыха. К озеру ведет грунтовая дорога от села Родного. В воскресный день здесь всегда многолюдно.
От озера по верхней кромке поля дорога без особых перепадов высоты через 1600 метров выводит нас к началу Танковой дороги Манштейна. Дорога существовала и до Манштейна, но зимой в 1941 году он решил по ней перебросить танки на левый берег реки Черной и выйти на дорогу Ялта - Севастополь в районе урочища Алсу.
Этот путь имел одно явное преимущество - он не простреливался советской артиллерией. Дорога вымощена рубленым камнем, укреплена подпорными стенами. На ней и сегодня нет луж, но джиперы своими колесами повыворачивали брусчатку до такой степени, что проехать теперь можно только на УАЗе. Серпантины танковой дороги растянулись на 1300 метров и выводят к бетонным быкам моста через реку. Это все, что осталось от него, хотя еще лет 20 назад по стальным двутаврам можно было спокойно посуху пройти над бурными водами. Место очень популярное и среди пеших туристов, и среди квадроциклистов, и среди любителей шашлыков на природе. Уже под вечер мы встретили на тропе два десятка групп, идущих с разных направлений к автобусу в Черноречье. От моста можно подняться в Морозовку и выйти на автобусную остановку «Алсу» на трассе Ялта - Севастополь.
А спуск по правому берегу реки Черной вдоль каньона до входного шлагбаума составил 3700 метров, общая протяженность маршрута выходного дня - около 14 километров. Остался задел на будущие походы - предстоит по тому же берегу пройти до Кизил-Каи и спуститься в Байдарскую долину. А еще по левому берегу соскучились, давно там не бывали. Но это уже будут зимние походы.