Как отмечает профессор кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Олег Романько, поручение президента имеет серьезные основания, в том числе в крымской системе образования.
- Работая в сфере образования много лет, я всегда видел пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам, - говорит он. - Всегда складывалось впечатление, что недооценивают историческую науку, хотя всегда говорилось, что мы за правду истории.
По словам Олега Романько, от традиционного спора между лириками и физиками не осталось и следа, а на смену ему с 90-х годов прошлого века пришла коммерциализация науки.
- После падения СССР начались процессы коммерциализации, это распространилось и на научную сферу, - отмечает Олег Романько. - Нам стали говорить некоторые господа на уровне университета, они и сейчас нам говорят: «Что не продается - это не наука. То, чем вы занимаетесь у себя, - это кружки по интересам. Вот если вы придумаете вакцину от ковида или какие-то разумные маслины, которые сами себя с деревьев собирают и в ящики упаковывают, это важно. А то, чем вы, историки, занимаетесь, филологи или журналисты, - это вообще не наука, это такая ерунда».
Как отмечает профессор Института филологии КФУ им. В.И. Вернадского Владимир Орехов, вложения в науку являются обязательными для государства.
- Есть один закон: государство, которое не развивает фундаментальную науку, рано или поздно проигрывает и на уровне прикладной науки, - говорит он. - Потому что прикладная наука всегда опирается на фундаментальные исследования. Государство, которое не вкладывает в гуманитарную науку, превращается в потребителя чужой информации. Такой потребитель обязательно будет существовать в тех рамках, которые будут насаждаться со стороны.
В свою очередь начальник Управления международной деятельности КФУ им. В.И. Вернадского Александр Мащенко утверждает, что, если не развивать свою гуманитарную науку и не строить суверенный образовательный гуманитарный процесс, придется учить историю по чужим учебникам и находиться в подчинении у другого мира, который создает свою концепцию прошлого, настоящего и будущего. По его словам, это то, что с Россией и Украиной произошло после распада СССР.
- Только с Украиной это произошло до совершенно катастрофических размеров, которые мы сейчас наблюдаем и пытаемся как-то нейтрализовать, - говорит Александр Мащенко. - Что такое СВО по денацификации Украины? Это, в известном смысле, операция и по приведению гуманитарного знания на Украине в соответствие с тем, чем эта страна была на самом деле. История Украины героическая, связана с подвигами во время Великой Отечественной войны Тимошенко, Рыбалко, Кожедуба, а не с историей горстки идиотов, которые прятались в бандеровских схронах на Западной Украине.
Из сказанного собеседник делает вывод о том, что гуманитарное образование и гуманитарные знания - это вопрос государственной безопасности страны.
- Это вопрос выживания, вопрос самого существования государства как такового и ни в коем случае не меньше, - убежден Александр Мащенко. - Мы отмечаем девятую годовщину воссоединения Крыма с Россией. Само это воссоединение стало возможно во многом только потому, что подавляющее большинство крымчан пришли на референдум и проголосовали так, как они проголосовали. А стало это возможным потому, что создавали это общественное мнение, вели за собой людей те, кто еще учился в СССР. Не было бы этого, еще бы лет 10 просидели мы на Украине, - не было бы уже ничего. Выросло бы поколение тех самых людей, которые сейчас с криками «Хайль, Бандера!» воюют с нами на Украине. Поэтому все, кто недооценивает гуманитарное образование, гуманитарную науку, все, кто пытается финансировать ее по остаточному принципу, это люди, которые работают против России, против российского государства и против российского Крыма.
Обращаясь к вопросу правильного восприятия неразрывной связи между Крымом и Россией, Владимир Орехов отмечает важность значения русской литературы.
- Чтобы создать нормальную идеологию, нормальное мировосприятие, не нужно идеологизировать науку, - говорит он. - Достаточно просто объективно показать реальность. Что касается литературы, я с этим сталкиваюсь на каждом шагу. Чтобы показать, почему в 2014 году крымчане и вся Россия так себя повели, нужно окунуться в то, как 200 лет русская литература изображала Крым. Крым никому не был известен до тех пор, пока его не начали изучать наши ученые и изображать наши писатели. Крым как идеологема - это наше произведение, произведение нашей культуры и нашей, русской, литературы.