Мы встретились на съемной квартире. На встречу со мной вышли пожилые родители Игоря - Галина Степановна и Григорий Павлович и его жены Веры - Нина Михайловна и Павел Никитович. Рядом сидела сестра Алена с сынишкой Егором, ее муж и дочь отсутствовали. Всего 10 человек. Собственных вещей нет, всё съемное.
На разговор люди настроены, все смотрят грустными и добрыми глазами. Только уж больно несчастными. Не о такой старости мечтали пенсионеры, которые всю жизнь честно трудились.
В тесноте и страхе
В Крым Игорь переехал незадолго до референдума, подтянулась жена Вера, двое детей. В Симферополе они потихоньку обживались, частенько навещая родителей в Мариуполе. По счастливой случайности, если так можно сказать, в феврале Игорь приехал в родной Мариуполь.
- 23 февраля мы отметили День защитника Отечества, - вспоминает Игорь. - Всё было хорошо: у нас был свет, газ, телевизор, мирный сон. И мы не ощущали беду. Хотя Мариуполь всегда был в зоне военных действий и все, кто там живут эти 8 лет, периодически слышали хлопки, как их называют местные. А 24 февраля началось то, что началось.
Мгновенно пропала связь, и люди оказались отрезанными от внешнего мира. Вплоть до 4 марта Лебедевы просидели в подвале, волнуясь за свою остальную семью, которая жила на Левом берегу.
- До нас доходили слухи, что Левый берег обстреливают, потом пришли новости, что Бердянск сдали, чтобы не было потерь, - говорит Галина Степановна.
Неизвестно, сколько бы они так сидели в подвале, который содрогался от взрывов, совсем не похожих на «хлопки», пока Игорю не удалось узнать, что в городе планируется «зеленый коридор» с возможностью выехать из города. Завели свою верную «Славутку» и помчались к драматическому театру. Уже на месте они узнали, что никакого коридора не будет. Возвращаться обратно Лебедевы не рискнули и остались в театре на ночь, надеясь не сегодня-завтра выехать из города. Но всё шло не по плану. Вместо одной ночи они остались там аж на 12 дней.
Вначале театр стал убежищем для 100 человек. Спасаясь от пуль и снарядов, за 10 дней туда набилось почти 1500. Примечательно, что убежище организовали два актера, которые задержались на гастролях. Когда стало ясно, что они здесь надолго, Игорь собрал волонтерскую команду из 20 человек, которые всех обслуживали: занимались охраной, готовили еду.
- Мы ютились в бомбоубежище и всякого там насмотрелись, - рассказывает Галина Степановна. - Видели и хороших людей, и мародеров. Спали бочком, еду варили на улице, на костре. Еды толком и не было, это люди приносили из дома, кто был рядом. Водичку нам подвозили, бульончик в кружечках пили, хлеба не видели вообще. Пили воду с пожарного щита. Масса детей отравилась, заболели. Мы сами простыли в том театре.
Стрельба и взрывы не утихали все эти дни, но особенно невыносимо стало с 15 на 16 марта. Театр начал содрогаться, в убежище оставалось около 400 человек, все молились и думали, что тут будет их могила. Нужно было срочно организовывать выезд.
- Мы недолго раздумывали, как все поместимся в машине, когда за нами раздался взрыв. Просто вскочили и поехали. Правду говорят, у страха глаза велики, - делятся пенсионеры.
15 часов в тесноте и страхе ехали до Бердянска, голодные, но с одним желанием - уехать туда, где не стреляют и бомбы не летают. А оттуда уже в Крым. Правда, эту дорогу сопровождал шлейф слухов, мол, только доедете, и вам каюк. Кто-то в последний момент изменил направление маршрута.
Всё это время, пока они находились в театре, Веру не покидали тревожные мысли о родителях. Но чудом оказался не только их приезд в Мариуполь, но и удивительное воссоединение семьи на границе.
Свой - чужой
- Мы сидели в разбитой квартире, у нас выбило 28 стекол, - рассказывает мама Веры Нина Михайловна. - Вокруг горели дома, хлипко держался наш подъезд. Самое страшное, что не было связи с дочерью, мы только слышали, что на ее стороне идут страшные бои, там, где «Азовсталь». Мы решились выехать из дома, когда организовали коридор. Ничего из вещей с собой не брали в надежде, что вернемся. Думали, как всегда, постреляют и всё закончится…
- Мы встретились случайно в колонне, - берет слово Вера. - И все вместе поехали в Крым.
Сегодня они в безопасности. Но на съемной квартире, с пенсионерами, несовершеннолетними детьми, гражданами другого государства, без пенсии, заработка и пособия, которое пока еще никто не получил. Старожилы восхищают своей стойкостью. Выросшие в Советском Союзе, они расспрашивают меня о работе, мол, куда могут устроиться 80-летние люди. Благодарят Бога, что спаслись из драмтеатра. Особую благодарность выражают волонтерам, которые поддерживали их: привезли вещи первой необходимости. Ни у кого даже своей зубной щетки не было.
- Это мы с тобой, лапочка, сейчас спокойно разговариваем, а первые дни думали, что чокнемся. Самолет летит, сердце замирает, окна закрываем, - вытирает слезы Галина Степановна. - А они каждую ночь летают. Этот звук до мурашек! Невыносимо слушать. Этот страх будет в нас еще долго сидеть.
Сложно видеть слезы пожилых людей. В комнате стоит пара сумок - нехитрые пожитки, которые сумели схватить при побеге. А там, в родном Мариуполе, осталось всё, что они наживали годами честным трудом. Если ещё осталось. Город они покидали разбитым, горящим.
- А есть понимание, кто наш, кто чужой? - задаю я мучающий меня вопрос.
- Об этом часто спрашивают, - говорит Галина Степановна. - 50 на 50. Стреляют со всех сторон. Мы знали, что «азовцы», «айдарцы» мародеры, они с 2014 года ходят со свастикой, но то, что они начали творить сейчас!.. Выставили свои танки возле жилого дома, мы их на коленях просили уйти, но разве такие услышат? Они 8 лет притесняют русских, чтобы не говорили на русском языке, хотя очень многие украинцы русскоязычные. Здесь свою роль сыграла Америка. Украина им нужна была, чтобы поставить оружие на границах. Всё с этого началось.
Есть у мариупольцев истории и про российских военных. Например, как зять попал в российский «плен».
- Пошел Влад за водой к ручью, - оживилась Нина Михайловна. - А на бугорке трое стоят с белыми нашивками, что значит, что это не мародеры. Отвели они нашего Влада в гараж, чаем напоили, конфетами угостили, подержали ночь, а на следующий день отпустили.
- Когда мы проезжали посты, российские военные к нам хорошо, уважительно относились, - добавляет Галина Степановна. - Как видели нашу забитую машину, ахали: «А вам удобно?» На подъезде в Крым к нам вышел мужчина весь в белом, волонтер, наверное. Обошел каждую машину и пригласил в шатер, выпить чай, перекусить.
С сочувствием к приезжим относятся и в Симферополе, когда пенсионеры путают деньги, ищут по аптекам украинское лекарство. Как узнают, откуда они, начинают расспрашивать, обнимать. У многих крымчан там, за Перекопом, остались родственники.
Всё время молчавшая Алена показывает видео, что стало с их городом сейчас: всё черное, разбитое. Говорят, вживую это еще страшнее. «Неужели любимый город обречен?»
- А вы знаете, что нашему городу дали звание героя? - едва сдерживая гнев, говорит Вера. - На второй день, как мы засели в драмтеатре, раздали листовки, где было написано, что Зеленский дал Мариуполю это звание. Мелькнула мысль, что посмертно. Городу и людям.
На днях наконец-то на связь вышла бабушка и прабабушка. Сейчас они находятся в Донецке. Их пришлось оставить в горящем городе, откуда они собирались выбираться вместе с прихожанами церкви. Они получили ранения, больше всего досталось 86-летней прабабушке: ей хотят ампутировать ногу.
Это не та беседа, чтобы спрашивать о планах на будущее. Никто ничего не знает, но мариупольцы хотят вернуться домой. Павлу Никитовичу каждую ночь снится, как он возвращается с работы домой. Он 45 лет проработал электриком на заводе. Люди немного отвлекаются от грустных мыслей, когда вспоминают соседей, добрые истории, связанные с прошлой, мирной жизнью. И очень хотят верить, что всё наладится.
Сегодня для жителей ДНР и ЛНР гуманитарную помощь собирают всем Крымом. Так, неравнодушные жители крымской столицы активно взаимодействуют с администрацией Симферополя и общественными организациями и благотворительными фондами. Большую работу в этом направлении проводит Министерство труда и соцзащиты РК.
- Наш благотворительный фонд выражает огромную благодарность крымчанам, волонтерам за помощь и отзывчивость в такое сложное время, - говорит председатель БФ «Крым - родной дом» Антонина Бойченко.
Корреспондент «МК в Крыму» после общения с беженцами на своем примере убедилась, как важно помогать и какую благородную работу проделывают волонтеры.
Напомним, что в крымской столице открыты 4 пункта сбора гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской Народных Республик. Места приема находятся по следующим адресам:
1) ул. Субхи, 4, администрация Центрального рынка (+79787131555);
2) ул. Киевская, 60, администрация Куйбышевского рынка (+79788794249);
3) ул. Залесская, 97, администрация Залесского рынка (+79787536068);
4) ул. Аксакова, 7 (+79787521462).
Время приема помощи - ежедневно, с 9:00 до 14:00.
Беженцам необходимы: бутилированная вода, сухое детское питание (смеси), чай, сахар, мука, крупы, консервы, одноразовая посуда, средства гигиены (мыло, зубная паста, щетки, туалетная бумага, влажные салфетки, детские подгузники), постельные принадлежности, теплые вещи, детская канцелярия и игрушки.
Если хотите помочь людям на Украине, более полную информацию можно получить в оперативном штабе ГУ МЧС по РК: +7 (3652) 55-09-05.
Работа для беженцев
На сегодняшний день в Крым въехало более 49 тысяч человек с территории Украины, ЛНР, ДНР. Наибольшую нагрузку получил пункт размещения в Джанкое, где сосредоточено много въезжающих на полуостров людей до определения их статуса. В среднем в день в пункт прибывают от 60 до 200 человек.
Если кто-то решается остаться в республике, им готовы предложить работу и помощь в официальном трудоустройстве. Во всех пунктах временного размещения организованы консультативные центры, где можно получить информацию о работе, востребованных профессиях. В Крыму по-прежнему нужны медицинские работники, специалисты в строительной сфере и сельском хозяйстве, педагоги. По словам директора ГКУ РК «Центр занятости населения» Сергея Бродовского, они ежедневно проводят сверку с работодателями республики, которые готовы выделить рабочие места для приезжающих.
- Заявлено 2061 вакантное рабочее место, 751 из них - с предоставлением жилья, - рассказал Бродовский. - В пунктах размещения мы проводим анкетирование, помогаем с детскими садами, школами. Пройти анкетирование согласились всего 304 человека, из них немногие хотят работать. Хотя приезжие обладают теми специальностями, которые востребованы в Крыму. Но многих волнует вопрос жилья, а еще большее количество хотят вернуться домой. Среди проблем, которые мешают трудоустройству, это отсутствие документов, трудовых книжек, дипломов об образовании.
Телефон «горячей линии» Центра занятости РК: +7 (3652) 60-02-05.
Со всеми гражданами ведутся разъяснительные работы, раздаются информационные памятки. Как отметил начальник Управления по вопросам миграции МВД по РК Николай Скоба, для легального трудоустройства существует 2 способа: приобретение статуса беженца, получение временного убежища и трудового патента.
По мнению главы Комитета Госсовета РК по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Ольги Виноградовой, легче всего трудоустроиться тем, кто имеет недвижимость в Крыму.
- Они могут самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию с паспортом гражданина Украины, получить ИНН, после чего работодатель, заключив с ними контракт, будет обязан в течение трех дней уведомить службу миграции, - подытожила Виноградова.
Беженцы имеют право получить единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. руб. Для ее получения необходимо предоставить заявление и минимальный пакет документов: паспорт, свидетельство о рождении ребенка для несовершеннолетнего, расчетный счет, открытый в кредитной организации РФ.
Списки граждан, которые подали заявление, проходят согласование с миграционной службой РК, далее они направляются в Ростов, где находится выплатной центр, там проходит ряд проверок. Только после этого формируются выплатные документы. Столь длинный и трудоемкий путь объясняет, почему многие до сих пор не получили материальную помощь.
- В Ростовскую область отправлены списки почти на 4 тысячи человек. На сегодняшний день выплату получили 985 человек, - сообщила первый заместитель министра труда и социальной защиты Татьяна Гудилко. - Ожидается, что, в случае скорого принятия изменений в распоряжение Правительства РФ, республика также сможет стать выплатным центром вместо Ростовской области. Надеемся, что это ускорит процесс выплат.
Для упрощения жизни прибывающих с территории ЛНР, ДНР, Украины максимально упрощена процедура получения гражданства, открытие банковских счетов в РНКБ. С 6 апреля стала возможной покупка гривны у тех клиентов банка, которые ранее получили единовременную помощь. Сумма покупки украинской гривны разрешена в размере не более 8 тыс. гривен на одного человека. При предъявлении документов, удостоверяющих личность, открывается счет, при наличии паспорта РФ — банковская карта.