МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Нетривиальная история крымской столицы: головы золотые и говорящие

Адлерберг, Эрнст и другие замечательные жители Симферополя

Туристы никогда особо не баловали крымскую столицу. Их манят курортные города. И всякие, провозглашенные «рекреационно-привлекательными объекты»: древние крепости, овеянные легендами места, земли, где появлялись и гибли святые, дома, в которых некогда жили знаменитости. «МК в Крыму» решил исправить эту несправедливость, ведь Симферополю тоже есть чем гордиться.

фото: М. Львовски

Красота строить и жить помогает

Изучая историю главной улицы главного города Крыма, нужно следовать принципу Cherchez la femme (Шерше ля фам), то бишь искать женщину. А, если быть совсем уж точными, конкретную женщину, Амалию Максимилиановну Адлерберг, больше известную как баронесса фон Крюденер. Она была той самой красавицей высшего света, которую всю жизнь боготворил Федор Тютчев. Хрестоматийное «Я встретил вас, и всё былое…» поэт написал в 1870-м, когда Амалии было уже 62 (!) года.

Но красивых женщин много, а такая, как баронесса фон Крюденер, в истории всея России и отдельно взятого города Симферополя одна-единственная. Именно она является первой застройщицей столичной улицы Пушкина. Правда, эта улица тогда так не называлась. Хотя Амалия (чего греха таить?) лично знала «наше всё». Граф Петр Вяземский в письме, адресованном жене, сплетничал: «Пушкин palpitoit de l`interet du moment (трепетал от вспыхнувшего интереса - фр.), краснея взглядывал на Крюденершу и несколько увивался вокруг нее». А баронесса просто попользовалась произведенным на Пушкина впечатлением, спродюсировав поклонника - передала Александру Сергеевичу рукописи произведений своего более искреннего поклонника Тютчева для публикации.

И, стоит признать, навыки Амалии Максимилиановны использовать свои красоту и умение манипулировать мужчинами во имя великой цели пошли на пользу не только Тютчеву, но и Симферополю. 

До магазинов, доходных домов, банков и прочих архитектурных средств зарабатывания капиталов в главном городе Крыма с легкой руки баронессы Крюденер подумали о душе и возвели приют «…для призрения сирот, беднейших жителей Симферополя и других приморских городов, разоренных в военное время (речь, конечно же, идет о Крымской войне 1853-1856 годов. - Прим. авт.)».

Собрать деньги для благой цели во все времена было сверхзадачей. Ей удалось - основной капитал симферопольского приюта (свыше 56 тысяч рублей) был сформирован из ее личных пожертвований, а также пожертвований графа Шувалова, Симферопольского клуба, Днепровского и Бердянского уездов и т. д.

К 1 января 1857 года в этом самом приюте призревалось пять мальчиков и девять девочек. Располагалось социальное учреждение в усадьбе вдовы Николая Раевского (близкого друга Пушкина), Анны Михайловны (сейчас на этом месте находится дом № 20). Спустя 12 лет обрела имя и улица, приютившая бедных деток. Ее, само собой, назвали Приютской.

Однако Приютской улица пробыла недолго, всего каких-то три десятилетия. Видимо, слишком многое каким-то совершенно мистическим образом связывало ее с величайшим русским поэтом. Это было поистине так, даже несмотря на то, что сам Пушкин, неделю пробыв в Симферополе, не оставил в своем творчестве практически никаких упоминаний о впечатлениях, полученных в городе. Писал разве что про Салгир.

И вот в 1899 году на заседании Симферопольской управы, которая заседала в современном доме № 22, было принято поистине историческое решение. «Память великого поэта комиссия постановила увековечить в Симферополе… - значится в протоколе заседания. - Сквер против семинарии наименовать Пушкинским сквером; улицу, по которой решено устроить третье городское начальное училище, наименовать Пушкинскою улицей». Так с тех пор и повелось. Небольшая корректива в наименование была внесена в апреле 1937-го. С того момента известно привычное нам «улица Пушкина».

Копаешь ты, копают под тебя

В конце 1918 года в Симферополь из Петрограда прибыла весьма примечательная личность, настоящее научное светило - Николай Львович Эрнст. Сразу по прибытии его приняли на должность заведующего Научной библиотекой Таврического университета, почти одновременно он получил должность приват-доцента, позднее - профессора сразу на двух кафедрах вуза: российской истории и немецкого языка. В 1920-м он был назначен заведующим Центральным музеем Тавриды. А в 1922-м перешел на должность заведующего археологическим отделом музея и впоследствии стал заместителем директора по научной работе.

Неугомонный немец принимал активное участие в работе Крымского комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта. В Таврическом обществе истории, археологии и этнографии сначала работал постоянным секретарем, а затем был избран его председателем. И, конечно, регулярно вел археологические раскопки в разных уголках полуострова. Не чахнуть же, ей Богу, всю жизнь над чужими рукописями.

В 1928-1936 гг. этот самый Эрнст возглавлял раскопки, проводившиеся в симферопольском Чокурчинском гроте. Общеизвестно, что эта уникальная стоянка эпохи мустье на берегах Малого Салгира без всякого преувеличения достойна Книги рекордов. Причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, это самое древнее жилище человека на территории Европы. Во-вторых, здесь впервые в истории Советского Союза нашли скелеты неандертальцев, присмотревших место, где сейчас расположена крымская столица, еще во времена палеолита. В-третьих, Чокурча является чуть ли не единственной стоянкой древнего человека, находящейся в черте современного города. И, наконец, в-четвертых, в гроте, помимо следов очагов костра древнего человека, были найдены кости древних животных, живших когда-то на территории Крыма: мамонта, зубра, барана, носорога, бурого медведя, а на своде грота ученые отмыли от копоти уникальные наскальные рисунки, выдолбленные в известняке, - полуметровые изображения солнца с лучами, мамонта и рыбы. 

Короче говоря, симферопольцам было бы чем похвастаться перед туристами, если бы не цепочка роковых событий, произошедших в судьбе археолога Эрнста.

В конце 1937 года Эрнста обвинили в «германофильской пропаганде в крымской науке» и уволили из музея. 15 февраля 1938 года по доносу его арестовали и осудили как «немецкого шпиона». Николая Львовича признали «социально-опасным элементом» и заключили в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет. А симферопольцы образца конца тридцатых годов ХХ века начали охотиться на мамонтов. Вернее, разворовывать то, что некогда поймали их пращуры. Мальчишки тащили домой кости доисторических животных, их более практичные родители присовокупляли к этой добыче и инвентарь, с помощью которого их неандертальские пращуры охотились. Благодаря столь отнюдь не похвальному энтузиазму в гроте не осталось ничего. От тех раскопок сохранилась единственная публикация Эрнста.

А что же сам Николай Львович? Его амнистировали после смерти Сталина, в 1953 году. Но вернуться в Симферополь ученый не успел - 20 марта 1956 года он умер в г. Прокопьевск (Кемеровская обл.) от инфаркта в тот самый момент, когда пришло разрешение на въезд в Крым. Реабилитирован в 1958 году. 

Приземление мечтателя космического масштаба

Когда архитектору Виктору Калмыкову было чуть больше двадцати, его фантазия работала даже не на сто процентов, а на всю тысячу. Ведь именно Калмыков предложил создать вокруг земного шара город-кольцо, поднятый в воздух и вращающийся по экватору со скоростью Земли. Проект именовался «Сатурний». На верхней стороне города-кольца планировалось устроить непрерывную полосу для взлета и посадки самолетов и других летательных аппаратов. Ниже - несколько ярусов жилых и общественных помещений, в том числе и консольно выдвинутых в стороны или подвешенных к кольцу снизу. Монтаж отдельных звеньев города-кольца должен был производиться дирижаблями. Не исключалась возможность иметь и второе кольцо (через полюсы Земли), причем второе кольцо могло быть и перпендикулярно первому.

Однако после окончания ВХУТЕИНа архитектору пришлось спуститься на грешную землю. С тех пор из года в год творчество Калмыкова становилось все более «приземленным». Он стал архитектором Управления кинофикации при СНК РСФСР и был главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в СССР. Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 годы в различных городах СССР, 50 осуществлено по проектам Виктора Петровича Калмыкова. Наиболее известными проектами являются «Октябрь» (Таганрог), «Родина» (Орел), «Родина» (Москва), «Родина» (Элиста), «Победа» (Псков), «Октябрь» (Смоленск) и, наконец, братья-близнецы «Звезда» в Твери и наш «Симферополь». 

Строительство «Звезды» и «Симферополя» началось в 1937 году. Но в Твери кинотеатр успели достроить еще до начала Великой Отечественной войны. В Симферополе же строительство затянулось. В качестве недостроя кинотеатр имени крымской столицы простоял всю войну. В него попадали авиабомбы. Оккупанты использовали его как гараж. Но после освобождения полуострова многострадальное здание таки довели до ума. Однако и в дальнейшем судьба его была отнюдь не безоблачной. Кстати, из всех кинотеатров, построенных по проектам Калмыкова, до наших дней дожили только четыре. «Симферополь» в их числе.

И снова о детях

Детский парк впервые открылся для симферопольцев в мае 1958 года. На территории в 13 га были организованы зооуголок, аквариум, открытый «зеленый театр», бассейн для испытания моделей юных техников, круглый трек для испытаний автомоделей, Городок безопасности движения. Для малышей был создан Пушкинский уголок. Здесь разместили порядка 20 фигур: ступу с Бабою-ягой, избранных представителей тридцати трех богатырей, бродящего по цепи Кота ученого, сидящую на ветвях Русалку, Царевну с волком и, наконец, Руслана с Головой Черноморова родственника. По воспоминаниям горожан, 60 лет назад Голова эта сверкала глазами, а из ее рта дул ветер, для чего внутри конструкции был установлен вентилятор.

«Глаза открыла и чихнула... / Поднялся вихорь, степь дрогнула, / Взвилася пыль; с ресниц, с усов, / С бровей слетела стая сов; / Проснулись рощи молчаливы И вдруг она, что было мочи, / Навстречу князю стала дуть; / Напрасно конь, зажмуря очи, / Склонив главу, натужа грудь, / Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи / Неверный продолжает путь...» - так в своей поэме «Руслан и Людмила» Александр Сергеевич Пушкин описывал знаменитую Голову. Принадлежала она старшему брату волшебника Черномора, человеку могучему, но простоватому, слишком простоватому, чтобы носить эту часть тела там, где полагается, то бишь на плечах. Впечатляющий сюжет великого поэта, умеющего поиграть воображением широкой публики, само собой, следовало как-то визуализировать. И на это решились в Симферополе. 

В 1957 году появился первый эскиз проекта Уголка сказок в Симферополе. Его автором стал хорошо известный в крымской столице актер Русского драматического театра, художник и декоратор Сергей Карникола. За воплощение его идеи в жизнь взялась творческая группа скульпторов Художественного фонда. Автором Черномора и витязей стал один из старейших и маститейших симферопольских скульпторов Степан Карташов. Леший с Бабой-ягой - детища преподавателя местного художественного училища им. Самокиша, имевшего прозвище «мастер нечистой силы» Владимира Спивака. Царевну, которой верно служит Серый волк, исполнила выпускница Строгановского училища Нита Солощенко. А исполинскую Голову прямо на поляне ваял скульптор Владимир Солощенко. Интересно, что первые усы и борода Головы были сплетены из веревок и канатов и иногда она «оживала», чтобы сразиться с Русланом.

Но Руслан тоже был не лыком шит. Недаром за его исполнение взялся сам руководитель творческой группы, заслуженный художник Украины, автор барельефа Кутузова на знаменитом Кутузовском фонтане, бюстов адмирала Нахимова, вице-адмирала Панфилова и хирурга Пирогова на здании Севастопольской панорамы, памятника «Подвиг пяти» на Сапун-горе и соавтор мемориального комплекса жертвам фашизма в селе Дубки Леонид Смерчинский. Главного героя пушкинской поэмы колоритный мастер лепил с не менее колоритной натуры. Моделью для Руслана стал Иван Мальцев, прозванный «левшой, подковавшим штангу». Мальцев жил в Симферополе и был одиннадцатикратным рекордсменом мира и девятнадцатикратным чемпионом СССР.

А вообще парк строили всем городом, каждое из симферопольских предприятий внесло свою лепту. И как при такой команде не добиться успеха? До 1976 года Детский парк был в СССР настоящим уникумом, единственным в своем роде.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах