МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Ода легендарной судьбе "Я так мечтаю Песней остаться"

24 марта исполнилось 115 лет со дня рождения Клавдии Ивановны Шульженко, певицы без которой невозможно представить отечественную эстраду ХХ века. «Если у французов была Эдит Пиаф, у немцев Марлен Дитрих, в Штатах Элла Фицджеральд, то у нас была Шульженко. Неповторимая и ни на кого не похожая», – справедливо заметила Эдита Пьеха.

К юбилею всенародно любимой певицы библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя подготовила для своих читателей и удаленных пользователей оду легендарной судьбе «Я так мечтаю Песней остаться».

Будущая певица родилась в 1906 году в Харькове. Ее отец, бухгалтер управления железной дороги, был удивительно музыкальным человеком, играл в любительском оркестре, пел в концертах. «Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг», – вспоминала Клавдия Ивановна. С юных лет девочка мечтала о театральных подмостках. При этом, участвуя в любительских дворовых спектаклях, она обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в импровизированном концерте.

К пятнадцати годам Клавдия твердо решила стать драматической актрисой. После прослушивания у Николая Синельникова, режиссера Харьковского драматического театра, не имея специального образования, талантливая девушка была зачислена в хор театральной труппы. Выступая на сцене, она скоро поняла, что «певица должна быть настоящей актрисой, которая смогла бы играть и в драме, и в комедии. Ведь хорошая песня – это очень часто маленький спектакль». Впервые осознав, что ее основное предназначение – петь, начинающая актриса берет уроки вокала у профессора консерватории Никиты Чемизова. Позже, в автобиографической книге «Когда вы спросите меня…», певица напишет: «Да, я была влюблена в театр, но выбрала песню».

В родном городе Клавдия с успехом концертирует в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках, где звучат полюбившиеся композиции «Шахта №3», «Записка», «Кирпичики», «Не жалею», «Красный мак», «На санках». Вскоре ее, уже известную певицу, приглашают выступить на сцене Мариинского театра в Ленинграде (1928), а спустя год молодую исполнительницу с радостью приветствует Московский мюзик-холл.

После успешного дебюта в Москве, дирекция Ленинградского мюзик-холла предлагает певице вступить в труппу театра. В 1937 году она становится солисткой джаз-оркестра под руководством Якова Скоморовского, а через два года побеждает на конкурсе артистов эстрады. Лирические песни «Руки», «Андрюша», «Мама» находят отклик в сердцах слушателей. Первые граммофонные пластинки Шульженко выходят огромными тиражами и моментально раскупаются поклонниками. К 1940 году певица вместе с супругом Владимиром Коралли создает свой собственный джаз-ансамбль, получив возможность составлять концертную программу по своему вкусу и с учетом зрительских симпатий.

Великая Отечественная война застает Клавдию Ивановну и ее ансамбль на гастролях в Ереване, где музыкантами было принято решение вступить в армию. Коллектив певицы получает звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Только за один военный год артисты дают пятьсот концертов, поднимая дух жителей осажденного Ленинграда, выступая на аэродромах и на железнодорожных платформах, в госпиталях и в заводских цехах, в наскоро сколоченных сараях и палатках, трепещущих на ветру, на ладожской «Дороге жизни», часто – прямо на льду, припорошенном снегом. Концерты нередко прерывались вражескими атаками, однако, о тех грозных днях певица сохранила много дорогих сердцу воспоминаний, будь-то букетик полевых цветов, собранный девушками-связистками под снайперским огнем или ужин на оборонном заводе, когда истощенные рабочие разделили с артистами свой скудный блокадный паек.

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. В этом же году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орден Красной Звезды. Благодаря ее непревзойденному исполнению фронтовые песни «Давай закурим», «Друзья-однополчане», «Синий платочек» заслужили всенародную любовь и признание слушателей.

Легендарная песня «Синий платочек» – песенный символ Великой Отечественной, появляется в репертуаре Клавдии Ивановны в 1942 году и на долгие годы становится визитной карточкой певицы. Знаменательно, что когда в 1976 году во время своего юбилейного концерта, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок, весь зал встал и аплодировал стоя.

Каждый новый день приносил Клавдии Ивановне сотни поклонников, а ее проникновенный голос с особенными душевными оттенками, стал настоящим символом эпохи. Свой послевоенный репертуар певицы строила из множества песен, созданных прославленными композиторами и поэтами: «На тот большак, на перекрёсток...» Марка Фрадкина и Николая Доризо, «Школьный вальс» Исаака Дунаевского и Михаила Матусовского, «Вальс о вальсе» Эдуарда Колмановского и Евгения Евтушенко.

Первый Всесоюзный фестиваль песни «Крымские зори» подарил крымчанам встречу с легендарной певицей. Фестиваль стартовал 15 августа 1973 года в Ялте, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи и Евпатории. В финале заключительного концерта Клавдия Шульженко вместе с Юрием Гуляевым, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Юрием Богатиковым исполнила «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского, музыкальная тема которого стала позывными фестиваля.

Больше узнать о творческой биографии удивительной женщины и певицы можно из материалов, представленных на выставке «Клавдия Шульженко: голос эпохи» из фонда библиотеки: «Когда вы спросите меня...», «Друзья-однополчане», «Музы вели в бой», поэтических сборников и журнальных изданий.                                                    

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах