Два Чоргуня
Прибыли в Черноречье (бывшее Чоргун) в начале второго часа пополудни. Первое упоминание об этом поселении относится к последним годам XV века. До 2014 года в селе проживало около 400 человек, сейчас - значительно больше. На площади у Чоргуньской башни грузился туристами рейсовый автобус. На обочинах штук двадцать легковушек. Это село очень протяженное, и название его в народе делится на два - Верхний и Нижний. Башня - основная достопримечательность Верхнего Чоргуня. О ней я уже писал неоднократно, и добавить к ранее написанному сейчас пока нечего. В центре площади есть колодец с изгородью. Но местные жители сейчас им не пользуются, а туристы предпочитают утолять жажду бутилированной водой в местном гастрономе. Рядом находится мост через Черную речку, по которому мы и перешли на левый орографический берег. Прошли по селу мимо новой детской площадки и ухоженных огородов и садов в частных домах. Некогда асфальтированная дорога пошла влево на второй гидроузел Севгорводоканала.
Всё выше и выше
А дорога наша всё круче взбирается в гору на юг к вершине Баир и выводит на перевал над Гасфортовским шламохранилищем. Отсюда хорошо просматривается на противоположной стороне долины речки Сухой деревянный храм Иоанна Предтечи у села Оборонного (прежде - Камары) и начинающаяся от него тропа на Камарский исар. Под ногами стелется промышленный пейзаж несостоявшегося Гасфортовского дробильно-обогатительного комбината Балаклавского рудоуправления имени Горького. Пока на этой земле располагаются «Ночные волки» и решают свои волчьи ночные задачи. На перевале есть второй туристический указатель в сторону нашего исара. Поворачиваем на восток и по узкой тропинке траверсируем склон горы.
Но у края поляны тропу перегородил ствол свежевывороченного можжевельника. Две недели назад дерево еще стояло. Ближе к вершине утеса лежат еще 10-15 деревьев различного размера. Стволы и ветви сухие, деревья погибли лет 5-10 назад. Но древесина вполне крепкая. Интересно и то, что мы не смогли найти корневые гнезда, из которых выпали деревья. Какой силы был ветер, чтобы сломать эти гиганты и переместить их по склону. На площадке крепости ветру противостояли два сухих можжевельника, у которых по традиции фотографируются туристы. Одно дерево в четыре параллельных ствола в центре устояло. Другое, на краю каменной площадки с видом на каньон Черной речки, сломлено в метре от корня и сброшено вниз. Видимо, совсем недавно стихия на этой вершине бушевала. Тем более умиротворяющими показались полнейшая тишина и лучи ласкового мартовского солнца. Ни дуновения ветерка, ни облачка над головой.
Обратный путь
Десять минут на отдых и банановую трапезу, дальше - обратный путь. Поднялись мы за час, спустились за 30 минут неторопливого шага. В селе прошли немного вдоль берега реки. Воды совсем немного, но в камышах дикие уточки ищут себе пропитание. Трудно поверить, но два года назад с огромным трудом удалось предотвратить зашивку этой скромной речки в огромный железобетонный короб. Строители уже и технику завезли из Татарстана, и материалы везли, и стройгородок в центре села на старом татарском кладбище собирались ставить. И сотни миллионов рублей из федерального бюджета кем-то были выделены на… борьбу с затоплением села. Местные жители с ужасом наблюдали за этими приготовлениями, просили не губить речку. Старожилы даже из рассказов своих предков не ведали о подтоплениях села. Стройку остановили только после вырубки леса по берегам реки. Может, за 15-20 лет молодой подлесок восстановит зеленый щит этой водной артерии. Из достопримечательностей села нужно отметить место слияния рек Черной, Сухой и Айтодорки, дамбу, с которой начинался в середине позапрошлого века Лазаревский водовод к сухим докам Адмиралтейства на судоремонтном заводе в Севастополе. Сохранился каменный акведук на дубовых сваях ниже села. У него регулярно туристы проводят фотосессии, живописцы пишут полотна. К западу от Чоргуньской башни есть след Великой Отечественной войны - долговременная железобетонная огневая точка, в которой было установлено орудие Б2 калибра 102 мм. Личный состав дота №72 отражал атаки танковой колонны немцев, двигавшейся в сторону Балаклавы со стороны Терновки (бывшее - Шули) вплоть до третьего штурма.
Окрестности Черноречья богаты историческими местами, природными достопримечательностями, интересными хозяйственными сооружениями прошлых веков. В самом низовье каньона, например, был карьер, в котором рубили мрамор для станции «Комсомольской» московского метро. На склонах гор и вершинах есть много видовых площадок, популярных среди фотохудожников. Здесь богатая флора. А если не сильно шуметь, то на тропах и полянах можно встретить обитателей местных лесов. Полезно перед новым походом изучить историю края, узнать о памятных и интересных местах. Тогда и прогулка доставит настоящее удовольствие.