МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Пешком по Крыму: Кант как панацея от осенней хандры

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края - Крым может удивлять бесконечно

Речь пойдет не о философе Иммануиле Канте, а о Форосском Канте. Из всех учений великого философа XVIII века я сохранил в памяти только его верность к распорядку и строгому соблюдению режима работы и отдыха. В привычку вошла обязательность пргулок в горах Крыма не реже двух раз в неделю. И Форосский Кант для этого подходит идеально.

Эта скальная гряда при взгляде из Фороса окантовывает большую часть неба. Вот за это ее так и назвали. А в любое время года прогулка на яйлу придает мне и моим спутникам заряд бодрости на несколько дней, снимает накопившуюся усталость, успокаивает душу. Наверное, специалисты в геоэнергетике назвали бы кант местом силы. В Крыму таких мест много. Я же получаю удовольствие и безо всяких таинственных названий.

Поход с удовольствием

Возле Форосской церкви в эти осенние дни можно без труда найти место для парковки машины. От церкви по автодороге поднимаемся до первого серпантина. На крутом повороте слева остается домик лесника, вправо уходит хорошо читаемая тропа. Высота над уровнем моря - около 460 метров. Подъем начинается по лиственному лесу среди дубов и кизила и минут через 10-15 выводит на первую смотровую площадку с видом на море, город на берегу, церковь и скальный массив горы Челеби-Яурн-Бели. Здесь можно снять теплые куртки и убрать их в рюкзаки, а взамен достать фотоаппараты. Дальше тропа пролегает среди можжевельника, который становится всё реже и реже, пока не превращается в редколесье. В сухую погоду идти - одно удовольствие. После дождя или таяния снега придется соблюдать осторожность на скользких камнях или помесить раскисшую глину. Тут и трекинговые палки полезны. Мы же, как правило, находим у основания тропы оставленные прежними путешественниками импровизированные посохи. Сучковатые сухие палки-ветки тяжелей трекинговых, но мы их всегда с благодарностью возвращаем на место, где взяли. Вдруг кому-то пригодятся...

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

Покинув можжевеловое редколесье, выходим на почти сферический купол первой вершины. Интересно наблюдать, как с каждым шагом купол выполаживается и горизонт расширяется. Здесь начинается Ай-Петринская яйла. Вдоль тропинки сложены пирамидки из дикого камня. Эти туры образовались в течение многих лет. Туристы и альпинисты камни складывали, чтобы облегчить ориентацию в тумане. А туман здесь гость не редкий. В любое время суток он может неожиданно выползти из-под скал и закрыть всю яйлу. Теперь для четкого ориентирования на пути можно встретить информационные столбы Большой Севастопольской тропы. На каждом написаны его координаты, порядковый номер, направления движения и расстояния до конкретных объектов и стоянок. Опытные путешественники знают, что в горах расстояние измеряется не километрами, а ходовыми часами. Потому на табличках указано и условное время пути до объекта. Вам остается только скорректировать цифру в зависимости от погоды, физической подготовки группы, степени усталости и тяжести рюкзаков.

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

По вершинам в гряде

На вершине Форосского Канта (около 620 метров) можно осмотреть руины каменного строения конца позапрошлого - середины прошлого века. Диоритовые блоки хорошо тесаны, но есть и фрагменты железобетона. Это дозорное место, с которого открывался отличный обзор моря до самого горизонта. Здесь же велись и метеонаблюдения. На вершине действовала в начале прошлого века радионаблюдательная лаборатория, с помощью которой осуществлялась радиосвязь с кораблями. Осталась группа одичавших деревьев и заросли шиповника. На месте фундамента поста охотниками недавно был установлен металлический стол с навесом и скамейками. Здесь удобно попить чай и перекусить припасенными бутербродами. Во время непогоды можно укрыться от пронизывающего ветра. Чуть западнее стола заметны рельсы-якоря, вмурованные в скалу, за которые крепились растяжки радиомачты. Туристы завели традицию выкладывать вокруг руин камнями и осколками красной черепицы какие-то надписи, которые потом можно издали читать. И по сей день можно найти «Машу и Мишу», названия городов и клубов. На осколках черепицы читается клеймо «Севастополь-Алькадар-Шталь». Но таких осколков остается всё меньше, их уносят как сувениры.

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

Следующая вершина в этой гряде скал - Мшатка-Кая. Она выше канта метров на 20 и отделена от него расщелиной. Собственно говоря, это все одна вершина, части которой туристы для удобства ориентирования назвали разными именами. Кромка яйлы на юг обрывается 250-метровыми стенами. Альпинисты давно освоили эти скалы, проложили на них десятки маршрутов различной сложности. Для пешего путника у кромки скал можно найти интересные видовые площадки для обзора Южного берега Крыма. Большое количество старых шлямбурных крючьев, забитых в скалы, говорит о популярности местных маршрутов. Есть и мощные анкера, на которых страховку организовывали спасатели при подъеме и спуске пострадавших восходителей. Часто попадаются таблички с именами и годами жизни погибших спортсменов.

Наивысшей точкой гряды от Байдарских ворот до Чертовой лестницы является Кильсе-Бурун, возвышающаяся на 715 метров над уровнем моря. И стены у этой скалы достигают 400 метров. Почти весь год вертикали на ней штурмуют альпинисты. Снизу их хорошо видно и слышно. Сверху можно только услышать переговоры в связках. Самому пришлось в свое время пройти маршрут пятой категории сложности «Стрелка» и организовывать страховку напарника у триангуляционного знака на вершине. Чем-то участок яйлы у кромки напоминает задранный под большим углом нос авианосца, с которого стартуют самолеты. На восточном склоне горы довелось в редколесье встретить диких коз и оленей. Но клубы тумана, стремительно налетевшие из-под скалы, скрыли лесных обитателей от объектива видеокамеры. В октябре лес уже вовсю окрашивается в ярко-желтые и красные тона. Виновники тому - многочисленные клены и скумпия. Мороз еще не коснулся шиповника, ягоды висят, искрами выделяясь на фоне леса. Неожиданна встреча с осенними крокусами в подлеске и на опушке. А вот ящерицы снуют под ногами целый день и особо не пугаются человека.

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

К Чертовой лестнице

Ближе к Чертовой лестнице хорошо укатанная дорога уходит в светлый буковый и грабовый лес. Информационные стенды говорят, что мы идем по Мордвиновской дороге, построенной графом и адмиралом для вывоза древесины из леса в XVIII веке. Граф и адмирал заботился о восполнении источника судостроительной древесины, о восполнении дубовых лесов Крыма. Мне больше нравится теория римского происхождения дороги. Так и слышится бряцание оружием римского легиона, идущего в Харакс из Херсонеса. Хотя не было найдено ни одного римского столба, отмеряющего милю. Значит, и не они строили. Но истина совсем в иной стороне. Дороги эти были когда-то тропами, но по мере необходимости их в разные века обустраивали, ставили крепиды, рубили склоны, возводили мосты, использовали в разных целях. Николай Семенович Мордвинов лишь последний в цепочке созидателей дороги, блеснувший сквозь туман истории.

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

И вот воскресная прогулка достигла своего экватора - за два часа мы добрались до Чертовой лестницы. Одноименная туристическая стоянка на всесоюзных маршрутах во второй половине прошлого века была очень популярна и благоустроена. Был каменный дом, две деревянные избы, столы с навесами, колодец с питьевой водой и небольшой водоем. Сейчас от былой роскоши осталось только кострище на поляне, где можно палатки поставить, квадратом уложенные нетесаные стволы старых деревьев вокруг кострища. Пожалуй - всё. По традиции мы посетили памятник крымским партизанам рядом со стоянкой. История партизанского движения в Крыму насыщена не только героизмом, но и трагизмом. Это отдельная тема. Дальше Севастопольская тропа ведет всех желающих в Узунджу через Карадагский лес. А нам нужно возвращаться к машине на Байдарском перевале. Солнце явно клонилось к закату, небо затягивало облаками. С несколькими видео- и фотосессиями обратный путь занял около двух часов. На спуске к дороге очень пригодились посохи - камни днем отсырели от тумана. Третья точка опоры очень даже была кстати. Посохи сложили у основания тропы за кустом, где мы их и нашли в начале прогулки.

Скоро в горах Крыма выпадет снег. Вот тогда мы снова отправимся тропить путь от Байдарских ворот к Чертовой лестнице.

Восхитительный Крым: как Кант может помочь в борьбе с осенней хандрой

Смотрите фотогалерею по теме

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах