Отказываться от традиции майской прогулки в каньон было бы непростительно.
Замерла река...
И вот 29 мая пятничным утром под моросящим дождем мы отправились в Байдарскую долину. Конечно, в душе надеялись на то, что погода смилостивится над нами, выглянет солнышко, тучи на время разойдутся. Но уже после села Тылового стало ясно, что без плащей из машины выходить не придется. Проехали Орлиное. Горы над селом Родниковым задернуты тучами, вершин не видать. На серпантине горной дороги от Скельской пещеры до долины Узунджи не встретили ни одной машины. На парковке у пещеры пусто. У гостиницы - пара машин работников сервиса. Похоже, что сегодня на этой поляне мы первые гости. Надеваем плащи-накидки и ступаем на тропу. Уже через 100 метров оцениваем наше легкомыслие - вода в кроссовках хлюпает и через шнуровку бьет фонтанчиками. Дорога поднимается по старому заброшенному фруктовому саду. Одичавшие яблоньки усыпаны завязью, которая обещает к сентябрю превратиться в ярко-желтые кислющие яблочки. Цветут шиповник и многочисленные ромашки. Успеваем заметить редкие деревья черешни и калины. Дождь не перестает ни на минуту. Сворачиваем на проторенную туристами тропинку и следуем вдоль древней каменной кладки, заросшей можжевельником и дубом. То ли здесь были загоны для скота, то ли заборы вокруг садов. Тропинка выводит на склон, с которого мы всегда слышали голос реки. Но сегодня капли дождя создают такую какофонию, что услышать иные звуки невозможно. Под нами внизу - ущелье, но вода в реке едва угадывается. Камеру доставать из рюкзака не рискую, надеюсь, что со временем распогодится. Сбегаем под сенью кизиловых ветвей к реке и радуемся встрече с ней. Дело в том, что воды в ней не было ни в октябре, когда здесь проходили соревнования по ориентированию, ни в новогодние каникулы, ни 8 марта. Русло стояло совершенно сухое. Первые ручейки были замечены экспедицией спелеологов только в апреле. А эта река - основной приток Чернореченского водохранилища. Вода с Ай-Петринской яйлы через карстовые полости попадала в источник Суук-Су, а оттуда - в русло Узунджи. Прошлая осень была скупа на дожди. Не было снега зимой, и весной таять было нечему. Река замерла. И вот первые скромные потоки стали заполнять ванночки среди камней. Реку можно посуху перейти в любом месте, но, если над Ай-Петри прольются дожди, вода придет и в этот каньон.
Лазание после карантина
Капли дождя бьют в воду реки и отскакивают от нее обратно. Шум водопадов сливается с шумом дождя. Русло во многих местах открыто от воды, и можно рассмотреть карстовые образования на камнях. Как кольца указывают возраст деревьев, так и толщина ежегодных отложений кальция рассказывает об атмосферных осадках и о таянии снега в горах. Поднимаемся по левому берегу. На тропе нет никаких следов. Либо в течение недели здесь никто не ходил, либо дождь следы смыл. Год назад в каньоне произошел довольно большой обвал. Обломки скал перекрыли тропу, выкатились в русло реки, наломали деревьев. Есть на реке особое ключевое место, где борта сходятся очень близко, а уровень воды в образовавшейся теснине превышает рост человека.
Тропа промаркирована синей краской, и сбиться с нее невозможно. На правом (по ходу) берегу встречаем еще одно известное ключевое место. Когда-то в прошлом веке от источника до детского лагеря «Горный» проложили стальной водовод диаметром около 100 мм. В этом месте он расположен под углом около 45 градусов к поверхности воды и взбирается на трехметровый скальный уступ. Туристы примостили рядом ствол старого дерева. Вот по такой «тропинке» карабкаемся вверх. Еще минут 10 хода, и мы у зеркала небольшого озерца под отвесными скалами. В стене расположен вход в пещеру Узунджа. Она интересна для спелеологов, но для случайного прохожего доступен только короткий привходовой участок вертикальной щели. Здесь был оборудован бетонный накопитель, от которого идет стальная труба в долину. Круто вверх уходит желоб, промытый паводками. Накопитель от потоков дождевой воды прикрыт бетонным бруствером. Озеро не глубокое, плавать в нем нельзя. Дно усыпано мелкими острыми осколками камней, принесенных паводками. На берегу озера - традиционное место чаепития. Дальше путники уходят в сторону Ай-Петри к Чайному домику или поворачивают обратно. Мы не спеша поднялись к пещере за полтора часа. При желании налегке можно минут за 30 добежать.
И не влажность, и не сырость
Дождь чуть утих. Редкие капли еле тревожат листву деревьев. А вот сами деревья щедро делятся накопленной на листьях влагой. Успеваю сделать несколько фотографий, прежде чем очередной душ пролился с ветвей лещины. Пасмурная погода, закрытое тучами небо делают каньон идеальным местом для фотосессии. Только фотографировать некого, и дождь возобновился. Краски яркие, контраст низкий, картинка чудесная. А зонтика нет.
Фантастически смотрятся бурым ковром опавшие прошлогодние листья. Они контрастируют с яркой листвой. Корни деревьев сплетаются живописным узором. На протяжении всего пути нам встретилось единственное сухое место - гигантский грот на левом берегу. Зимой с его свода свисают сосульки. Сейчас под этим козырьком можно отдохнуть от дождя, обсушиться, переодеться, пообедать. Но мы уже привыкли к дождю, вошли в его ритм. Ощущение мокрости уже соответствует настроению. Пусть и нет такого слова в русском языке, но мокрость - это уже и не влажность, и не сырость. Так ведь и слова Узунджа нет в русском языке.
На ключевом участке реально ощутили, что по мокрым скалам легче подниматься, чем спускаться. Когда-то там висел кусочек веревки с несколькими узелками. Потом он истлел, и его сняли со скалы. На тропе рассмотрели огромное упавшее дерево (явно этого года). Ствол диаметром в метр раскололся на три части и перекрыл русло реки. Но мы так и не нашли место, с которого дерево упало. На склоне нет его следов. Возможно, что оно прилетело сверху, с кромки каньона. Обратный путь к машине занял также полтора часа, но уже с учетом нескольких попыток видеосъемки. В этот день на тропе мы так никого и не встретили. Случай крайне редкий. Снимая мокрые рюкзаки и куртки, переодеваясь в сухую одежду, наслаждаясь горячим чаем из термоса, мы с удовлетворением думали о своем экспромт-походе. Действительно, у природы нет плохой погоды. А в Балаклаве нас уже встречало жаркое майское солнце.