Нехватка адреналина
Цель у каждого восходителя древности была вполне конкретная и предельно практическая. Потому и все первовосходители выбирали самый простой, легкий и безопасный путь. Значительно позже восхождения стали самоцелью, мало что прибавляющей в копилку знаний о мире. Вот тогда стали искать не просто новые пути на вершины гор, а самые трудные и опасные. Так появился спортивный альпинизм, где спортивная составляющая экспедиции преобладала над всеми остальными. Одно дело найти безопасный перевал, по которому караваны с товаром пойдут в соседние страны, по которым стада животных можно перегонять на новые пастбища. Совсем другое - найти вертикальную стену и подняться по ней вопреки всякой логике бытового уровня. Сегодня можно подняться на поезде на вершину горы Айгер (Эйгер), но спортсмены, рискуя здоровьем и жизнью, лезут по северной стене этого пика, уворачиваясь от камнепадов и лавин.
Шли годы. Непокоренных вершин почти не осталось. Куда ни кинь взгляд, везде на высшей точке любой мало-мальски значимой горы стоит вымпел, флаг, бюст, лежит кислородный баллон, обертка от шоколадки. Тут-то и пришел период поиска сложнейших маршрутов даже на самые доступные вершины. Большинство проблемных стен и контрфорсов пройдено, ребра и бастионы покорены. Изобретательность альпинистов не знает предела - они начали соревноваться в скорости покорения стен. Кто больше маршрутов за световой день (за два или три) пройдет - тот и победил.
Незаполненной в горном спорте долгое время оставалась ниша интересов среднестатистического туриста, способного руками и ногами шевелить, но не желающего корячиться на вертикальной стене, рискуя своей жизнью. Люди, не имеющие специальной подготовки скалолаза или альпиниста, ехали в горы, любовались красотами, ходили по пешеходным тропам. Чего-то им не хватало. Адреналина! Владельцы горных хижин и гостиниц, специалисты индустрии экстремального туризма решили расширить диапазон участников восхождений, предоставив им возможность пощекотать нервы на крутых участках скал. Нужно было организовать новые маршруты таким образом, чтобы спасотряду не пришлось ежедневно оказывать гостям помощь. Так и появились первые «виа ферраты» - железные дороги или дороги из железа.
Альпинисты занялись строительно-монтажными работами. Первые маршруты долбили вручную. Когда появились мобильные электроперфораторы, работа пошла веселей. В скалы вклеивались стальные скобы, слегка напоминающие те, что на трубах котельных станций приварены. В монолит скал вмонтировались надежные анкерные крючья. А в них, в свою очередь, продевался толстый стальной трос или крепись цепи. Стальные скобы использовались как ручки и ступени для передвижения по скале, а трос - для страховки путешественника.
Трос и скобы
Сложность таких «железных дорог» может быть любой. Но заманить городского человека нужно относительно доступным маршрутом. В Севастополе первый такой маршрут появился осенью 2018 года на западном гребне горы Ильяс-Кая над урочищем Ласпи. На картах и в путеводителях, на дорожных указателях он называется «Деликли-Бурун - Ильяс-Кая». Наименование не вполне верное, поскольку первый топоним относится к западному гребню второй горы и самостоятельной вершиной не является. «Бурун» уверенно можно перевести как «выступ», «мыс». «Деликли» большинство словарей переводит как «дырявый». Возможно, когда-то в этом мысу была дырка или грот.
Еще за год до нашего похода по феррате, на Большой Севастопольской тропе было оборудовано несколько участков со скобами и тросами - на восточном склоне Ильяс-Каи по пути от скал Тышлар (Храм солнца) и на гребне от Байдарских ворот до вершины Челеби. Туристам такие новшества понравились, хотя эти участки не требовали наличия специального снаряжения у самого путешественника. Хватайся руками за трос и топай по тропе или скобам, как будет удобней.
А вот на настоящей «виа феррате» без снаряжения делать нечего. Нужна страховочная обвязка, которая надежно бы облегала хотя бы ноги и бедра путешественника. Нужны два уса самостраховки с муфтованными карабинами. Причем самостраховка нужна динамического типа, на случай рывка при срыве на «лестнице». Очень полезна каска, которая должна защитить от падающих сверху «живых» камней. Без рукавичек или перчаток зимой на скобах руки мерзнут. А летом рукавички от ссадин руки защитят. Горные ботинки или кроссовки нельзя заменить вьетнамками или городскими туфельками. Брюки и куртки выбирают по сезону, но с учетом того, что в горах Крыма погода меняется очень стремительно. В рюкзаке полезно иметь свитер и флягу с водой. Время прохождения маршрута оптимальное - 2 часа, но при наплыве публики могут возникнуть очереди. Так что рассчитывать можно и на три-четыре часа. Обгоны на маршруте крайне нежелательны, движение вниз запрещено, сход с дистанции возможен только в одном месте - перед вертикальным взлетом на Ильяс-Каю.
Вдоль гребня
Виа феррата «Деликли-Бурун - Ильяс-Кая» входит в многообразие Большой Севастопольской тропы, но доступна и для самостоятельного прохождения. Информация об аренде снаряжения и приглашении гида есть на сайте БСТ. Хождение по железной дороге абсолютно бесплатное, но за аренду снаряжения и услуги проводника, видимо, придется раскошелиться.
Наша группа, вышедшая на маршрут, состояла из ветеранов альпинизма и спелеологии, из относительно опытных горных туристов, обладающих не только навыками движения в горах, но и необходимым снаряжением. Машины мы оставили в дорожном кармане у кафе «Хурма» на автодороге Севастополь - Ялта напротив выезда из Ласпи. Общий сбор назначили на автобусной остановке «Ласпи». Группа собралась из 20 человек. В роли гида-координатора выступила опытная туристка из Феодосии Ольга. В любом горном походе, даже столь быстротечном, важно единоначалие. Прямо с автобусной остановки лесная тропа пошла по склону на восток. Через 30 минут группа остановилась на привал у родника. Первый завтрак на полянке (гости ехали из Феодосии почти 3 часа), пополнение запасов питьевой воды. Чай и пирожки явно придали бодрости духа всем участникам группы. Теперь главное не перепутать малознакомых спортсменов с чужими - не потерять своих и не подобрать чужих. От нашей компании отделяются три человека - это группа поддержки, которая свои силы в хождении по отвесам оценивает трезво и готова нас встречать на Тышларе. Им доверяют самое сокровенное - пакеты с бутербродами, коробки с салатами и пирогами, термосы с чаем. Всё то, что не очень хочется нести по виа феррате. Ноша у них не легкая, но они выбирают свой путь.
Финальный крюк
Выход под взлет вертикальной стены Ильяс-Каи совпал с приходом двух бегунов, догнали все-таки. Выпускаем их вперед, и они тут же уходят за перегиб стены. Высота над уровнем моря 628 метров. Здесь скобы забиты с интервалом в шаг среднестатистического человека, а слева висит стальной трос, закрепленный через каждые 5 метров. Лазание по скобам не сложнее хождения по вертикальному трапу, но самостраховку левой рукой перестегивать сложно. Да еще карабины-автоматы не слушаются левой руки. Стенку в 120 метров проходим минут за 40 - стоять и отдыхать там негде, да и не хочется.