По раздолбанной дороге, изобилующей ямами, мы прокрались, с трудом разминувшись со встречными машинами, до самого детского оздоровительного лагеря «Горный». Дорога эта сколь живописна, столь же и опасна. С грузовиком или автобусом на такой дороге разминуться кране сложно. А сдавать задним ходом 200-300 метров не каждый сможет. У ворот бывшего пионерлагеря мы оставили машину и направились вдоль западного забора лагеря на север. Шикарная поляна вела куда-то в горы. Весной, вплоть до конца мая, здесь можно застать цветущие одичавшие яблони, черешню, розовые кусты шиповника, белую кипень терна. Прижимаемся влево, переступаем сильно обводненную тропу и метров через 100 по тишине леса понимаем, что вступили в царство каньона горной реки. Заросли терна расступились, их сменили террасы сосны крымской...
По тропе - к броду
Под ногами красная глина и совершенно белые камни карстового происхождения. Камни в некоторых местах сантиметров на 30 выступают из глиняного слоя. Можжевельник обступает тропу справа и слева. Петляем по склону, не теряя тропы, слышим всё отчетливее шум реки. Еще минут 10-15 и, обернувшись назад, видим внизу под собой пенящееся русло реки Узунджи. В этом месте тропа проходит почти на 40 метров выше реки. Но дальше расстояние между руслом и тропой резко сокращается. И русло вверх по течению поднимается круто, и тропа к верховью реки чуть снижается.
На одном из серпантинов каменистой тропы мы заметили стальную трубу в столь диком месте - это и есть водовод от источника Узунджа к лагерю «Горному». Таких водоводов существует несколько. Они все разных лет постройки, с разным сервисом обслуживания, но задачу выполняли всегда одну - обеспечить «Горный» водой. Хорошо протоптанная тропинка уходит влево вниз к реке. На поляне неплохая стоянка для 3-4 палаток и старое, заброшенное костровище.
К верховьям реки
Находясь под сенью леса, не сразу замечаешь сумрак. Вроде и солнце светит, но стены каньона здесь подходят очень близко к реке и загораживают небо. Шум многочисленных водопадов между скалами многократно отражается и усиливается. Самое время прекратить разговоры и наслаждаться шумом падающей воды.
На протяжении всего пути можно увидеть зеленые листья плюща и его ненасытное стремление к солнцу. Он обвивает любые деревья, карабкается по скалам. Иногда толщина ствола плюща даже больше диаметра дерева, на которое он вскарабкался. На некоторых дубах и грабах заметны огромные грибы-трутовики. Обилие их на поваленных бурей деревьях на склонах каньона. Древний папоротник также чувствует себя в каньоне привольно. Он выбирает расщелины в скалах возле воды, но с таким расчетом, чтобы в паводок его не снесло вниз по течению.
Когда говорят, что на движущуюся воду можно, как и на огонь, смотреть до бесконечности, мне вспоминается Узунджа. Река меняет свой облик через каждые 30-40 метров. Одни водопады сменяются другими, ширина водного потока неожиданно удваивается, а затем снова сужается. Есть участки тихого, спокойного течения, где прошлогодние листья кружатся в заводях, прежде чем уйти к стремнине. Попалось озерцо-лужица, в которой какие-то насекомые на поверхности воды исполняли стремительный танец. Даже приблизительно невозможно было сосчитать всех танцоров этого хоровода.
В верховьях реки царят свои законы, здесь живут свои обитатели. Желтое русло реки, обязанное своим цветом растворенному в подземных реках кальцию, вдруг становится зеленым. Водоросли обитают в реке только в этом месте, больше их нигде нельзя встретить. То ли температурный режим здесь особый, то ли чистота воды первозданная. Вдоль берега через скалу перекинута стальная труба водовода. Вот по ней и проходит наш путь...
Вкусная, чистая, холодная
Стены каньона сходятся совсем близко, берега становятся вертикальными, а глубина реки не позволяет идти вброд. На правом берегу находим ряд скальных уступов и по этой естественной лестнице поднимаемся на гребень. Лазание не сложное, но требует некоторой осторожности. На одном из участков скалы чья-то заботливая рука даже кусок веревки оставила с узелками. Но эта веревочка скорее для успокоения разволновавшегося путника, чем для страховки. Здесь нас догнала семья с двумя детьми лет 7 или 8 и овчаркой.
На обратном пути находим глубокие ванночки с впадающими в них водопадами. Купаться в таких естественных водоемах очень приятно. Не отказываем себе в этом удовольствии ни зимой, ни летом. Наш спутник, ветеран-подводник Петр Сигачев также считает купание в горной реке кульминацией прогулки, ее главным удовольствием.
Весь поход у нас занял около пяти часов. И это с учетом многочисленных остановок на видео- и фотосъемку. На обратном пути встречаем еще одну группу из шести человек, которые явно никуда не торопятся и намерены пройти каньон до пещеры, а затем подняться в урочище Ай-Димитрий и дойти засветло до Чайного домика на склоне Ай-Петри. Вот и все встречи в каньоне реки Узунджи в этот день. Тропа петляет по склону там же, где она была и утром. Но солнце уже клонится к западу, и экспозиция склонов поменялась. Сменились и краски окружающего леса. Все времена года хороши на Узундже. Зимой можно наблюдать затянутые льдом озерца, весной - любоваться полноводьем реки и цветением трав, кустарников и деревьев, летом - искать прохладу под сенью леса у воды, осенью - впитывать в себя золотые краски ушедшего лета.
А домой мы принесли трофей выходного дня - две литровые бутылки вкуснейшей воды Узунджи.