МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

155 лет назад в Ялте открылась гидрометеостанция - первая на Южном берегу Крыма

Казалось бы, все про первооткрывателя целебных свойств южнобережного климата давно известно: где жил, как и чем лечил знаменитый врач Владимир Николаевич Дмитриев. И про погоду и регулярные метеорологические наблюдения, которые Дмитриев впервые начал вести в нашем регионе. И то, что он разбудил Ялту, подобно сказочной спящей красавице, после чего и пришла к ней слава столицы отечественного туризма, климатотерапии и «русской Ниццы».

Однако, побывав на самой первой на Южном берегу Крыма метеостанции (сегодня это «Морская гидрометеорологическая станция первого разряда «Ялта-порт»), мы узнаем забытые подробности и поговорим с ее начальником Сергеем Леонидовичем Покидайло, который работает здесь более 35 лет, а последние 17 лет возглавляет ее.

Передовая наука за свой счет

Ялтинская метеостанция - это живой памятник доктору Дмитриеву, полностью его детище, созданное полторы сотни лет назад и востребованное до сих пор, ведь мы каждый день пользуемся плодами дмитриевских трудов и запрашиваем в поисковике прогноз погоды. Когда в 1867 году Владимир Николаевич по совету своего учителя С. Н. Боткина переехал в Ялту, в то время это был уже город, но с тремя улицами и населением около полутора тысяч человек. Став местным земским врачом, он на себе, поскольку и приехал сюда в первую очередь лечить туберкулез, сразу же почувствовал благотворное влияние природы Южного берега Крыма. Естественно, что его, передового ученого, не мог не заинтересовать механизм этого медицинского чуда, и вскоре Дмитриев начал вести наблюдения за его составляющими - погодой, особенностями климата и воздействием природных факторов на организм человека.

- Если быть точным, то в декабре 1868 года Дмитриев начал свои наблюдения, - рассказывает историю создания первой на Южном берегу Крыма гидрометеостанции Сергей Покидайло. - В этом году нам официально исполнилось 155 лет, поскольку во всех климатических справочниках отмечается, что в январе 1869 года Владимир Николаевич начал отправлять информацию в Главную геофизическую обсерваторию Российской империи. Эта обсерватория была открыта в 1849 году по указу императора Николая I в Санкт-Петербурге, она работает до сих пор и считается главным методическим органом Росгидромета. Там начинались первые отечественные исследования по климатологии, динамической метеорологии, аэрологии и прочим направлениям.

Первые наблюдения Владимир Николаевич проводил рядом со своим ялтинским домом (сейчас эта улица носит имя Дмитриева), который сохранился до сих пор. Он оборудовал там за свои деньги пункт метеорологических наблюдений и начал регулярно, по три раза в сутки, отслеживать показания термометров, определяя температуру воздуха и почвы, измерять количество выпавших осадков, атмосферное давление, определять направление и скорость ветра, отмечать состояние неба.

- Конечно, первоначально возле своего дома полноценную метеоплощадку Дмитриев обустроить не мог, - уточняет Сергей Леонидович. - Но ценность научной работы Владимира Николаевича в том, что она проводилась по уже отработанной методике выполнения наблюдений. Дело в том, что с 1868 года в Российской империи начался новый этап в деятельности Главной геофизической обсерватории, тогда во всей метеорологической сети был проведен ряд важных преобразований. В результате на станциях были введены единые сроки наблюдений, метрическая система мер, температура стала измеряться в градусах Цельсия. Тогда же были открыты новые метеорологические станции, в числе которых и ялтинская, проведено их инспектирование, подготовлены новые инструкции по производству метеонаблюдений. И Дмитриев, находясь в Ялте, постоянно контактировал с Главной геофизической обсерваторией. Фотографий и описания того, как и что там было 155 лет назад, к сожалению, не сохранилось. Но по данным из архивов нашей метеостанции, с января 1869 года по декабрь 1896 года метеонаблюдения проводились именно на площадке возле дома Дмитриева. Кто конкретно этим занимался - снимал показания и фиксировал их - неизвестно, но думаю, что в первоначальный период сам Владимир Николаевич.

Этот первый пункт метеорологических наблюдений на Южном берегу Крыма не сохранился, поскольку придомовая территория дома Дмитриева сейчас плотно застроена хозяевами квартир, и даже таблички, которая была в советское время и свидетельствовала о том, что это дом легендарного доктора Дмитриева, не осталось. Итак, начиная с 1870 года основоположник южнобережной климатологии свои записи отправляет в Главную обсерваторию, в ответ он получает письмо с просьбой присылать все имеющиеся материалы наблюдений. Зачем? С 1872 года Главная обсерватория империи, получая первоначальные телеграфные метеорологические сводки от 26 российских и двух зарубежных станций, приступила к изданию метеорологического бюллетеня и составлению ежедневной синоптической карты Европы и Сибири. Благодаря этой научной работе уже в 1899 году появляется «Климатический атлас Российской империи».

- Известно, что Дмитриев с 1872 года числился официальным наблюдателем, но занимался этой работой на добровольных началах, то есть метеонаблюдения он проводил за свои средства, - продолжает рассказ Сергей Покидайло. - Он вел обширную медицинскую практику в городе и за счет этого мог позволить себе траты на научную работу. Именно на основании своих наблюдений Дмитриев и определил Ялту в первую очередь как климатический курорт. Приборы для метеоплощадки он закупал за свои средства, а затем уже пожертвовал их городу. Метеотаблиц конца 1860-х годов в архивах станции не сохранилось, самые старые - 1901 года. То есть еще прижизненные. И вы видите, они подлинные, заполнены чернилами и уже не Дмитриевым, поскольку под каждым документом стоит подпись конкретного наблюдателя.

Этот первичный сбор данных о погоде и позволил Дмитриеву сделать выводы о том, что климат Южнобережья, с его мягкими и влажными зимами и сухими и жаркими летними периодами, близок к Средиземноморскому, что позволяет использовать его в медицинских целях. Интересно, что на следующий год после начала метеонаблюдений, в 1870 году, Владимир Николаевич начал проводить наблюдения за температурой морской воды, и это тоже происходило впервые на ЮБК.

- Температуру поверхностного слоя морской воды измеряли тогда один раз в сутки, - продолжает рассказ начальник гидрометеорологической станции. - Мы можем опять-таки предположить, что это происходило где-то на побережье в районе морского порта, и это были первые такие измерения в Ялте. Кстати, знаете, почему наша станция называется морской? В 1924 году Министерством морского транспорта СССР была открыта морская станция при ялтинском морском порте. У них были специализированные метеонаблюдения - помимо температуры морской воды, за параметрами волнения, уровнем моря, наблюдения за плотностью и соленостью воды, то есть собирали все сведения, необходимые для судоходства. В 1927 году в Ялтинском морском порту при участии нашей метеостанции был установлен самописец уровня моря, специально для него было построено красивое здание. Этот самописец, кстати, находится в действующем состоянии и сейчас, почти сто лет спустя, к нему даже сохранилась старинная кованая лестница. И в 1930-х годах, когда в СССР образовалась единая сеть метеорологических станций, ялтинская городская и морская станции были объединены в одну «Морскую гидрометеорологическую станцию первого разряда «Ялта-порт». Потом, в 1970-х годах, когда шли строительные работы по расширению порта, это здание было снесено, но наш прибор остался.

В 1897 году, когда Дмитриев передает свое метеорологическое оборудование городу, он уже числится не только заведующим метеостанцией, но и почетным председателем Ялтинского отделения Крымско-Кавказского Горного клуба, первой в Российской империи туристической организации. Кроме того, при Горном клубе он открывает первый в городе краеведческий музей, который теперь превратился в Ялтинский историко-литературный. То есть дмитриевские знания и опыт по климатолечению начинают широко применяться на практике. А сам Дмитриев принимает активное участие в организации метеостанций по всему ЮБК - Ай-Петринская метеостанция была открыта в 1891 году при его содействии, как и несколько пунктов в Алупке и Мисхоре.

То есть, все побережье было задействовано в научной работе по метеорологическим наблюдениям.

- Материалы метеонаблюдений в то время заносились в архивы, а копии доставлялись почтой или телеграфировались в Санкт-Петербург, поскольку другой связи в то время не было, - говорит Сергей Покидайло. - Метеорологическая информация в то время из-за отсутствия быстрой связи использовалась в основном как база данных, как режимные наблюдения. Для какого-то серьезного прогнозирования погоды по временным параметрам она не подходила. Это сейчас любая метеостанция участвует практически в прогнозировании погоды. То есть, мы передаем данные, которые учитываются при составлении краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды. Но также идет накопление и так называемой режимной информации, из которой формируется база данных по климату.

На рубеже веков сотрудничество ялтинской метеостанции с Крымско-Кавказским Горным клубом продолжилось. В апреле 1902 года на набережной было построено здание клуба, и при нем было специальное помещение для метеостанции (до этого она уже переехала от дмитриевского дома в район Городского сада), а рядом была оборудована метеорологическая площадка. Там, в устье реки Дерекой, как раз напротив памятника Ленину и находилась метеорологическая площадка до Великой Отечественной войны.

Вожделенные 20 соток (Погода нон-стоп)

В последние годы жизни Владимир Николаевич работает над итоговой книгой «Климатические условия Южного берега Крыма и их лечебное значение» (а до этого выходят его статьи о виноградо- и кефиролечении и пользе морских купаний), он заканчивает работу, но не успевает ее издать, умирает 22 февраля 1904 года, 120 лет назад.

Наблюдения Дмитриева были ценны не только как надежный и признанный климатологами научный труд, но и как высокий общечеловеческий пример служения: они положили начало непрерывному ряду наблюдений за основными метеорологическими элементами. Потому что для формирования баз данных по климату очень важно, чтобы ряд наблюдений был длинным, непрерывным, чтобы ученые могли уловить и проанализировать глобальные природные процессы.

- Наша станция работала без перерыва в Гражданскую войну и Великую Отечественную, то есть даже в то страшное, лихое время наблюдения за погодой в Ялте не прекращались ни на один день, - подтверждает начальник метеостанции. - Если посмотреть в нашем архиве, то записи во время Великой Отечественной прерываются только в ноябре 1941-го и в апреле 1944 года, когда из-за обстрелов сотрудники не могли выйти и выполнять свою работу. Даже в ноябре 1941 года, когда Ялта была оккупирована немецко-фашистскими войсками, на нашей станции оставались сотрудники, которые не позволили снять и уничтожить оборудование, чтобы научная работа не прерывалась. Это был начальник станции - Андрей Федорович Петров, который проработал здесь до 1949 года. И его жена, Александра Николаевна Петрова, еще долго работавшая на станции. Я даже застал людей, которые у нее обучались метеорологии. Есть мнение, что Петровы каким-то образом сотрудничали с партизанами и передавали им ценные сведения, об этом говорит и факт, что они оставались здесь в качестве сотрудников и после войны.

Во время Великой Отечественной здание Горного клуба и метеостанции было разрушено, но метеоплощадка оставалась на набережной до 1954 года. Затем набережную начали обустраивать, и она стала приобретать всем нам известный современный вид, а станцию перевели выше, на Юго-Западную окраину Ялты. И чтобы метеонаблюдения не прерывались ни на день, какое-то время они велись на двух площадках параллельно.

- На этом месте станция «поселилась» 70 лет назад, тогда и станция, и коллектив увеличились. У нас даже имелось свое рейдовое судно, с которого также могли проводить наблюдения, - рассказывает Сергей Леонидович. - В 1962 году построили это здание, подвели коммуникации, фактически на этом месте мы и находимся с того времени.

Сейчас на метеостанции работает девять сотрудников. По разработанной Всемирной метеорологической организацией единой методике наблюдений, для того чтобы данные всех метеостанций были соотнесены между собой, промежуток между наблюдениями составляет три часа по Гринвичу. Современные проблемы дмитриевской метеостанции предсказуемы - из-за недостатка финансирования и низкие зарплаты, и нехватка кадров. Не минула метеорологов и главная ялтинская беда - тотальная застройка побережья: сейчас территория станции, а это почти 20 соток, окружена по периметру элитными многоэтажками Приморского парка, что точно не благоприятствует проводимым наблюдениям.

- Конечно, метеорология и климатология, как ее раздел, очень важны для дальнейшего проектирования климата, - говорит Сергей Покидайло. - Откуда бы взялись эти разговоры про глобальное потепление. Сейчас мы видим, что температурный режим повышается. Вызвано ли это глобальное потепление антропогенным влиянием, неизвестно, но факты неоспоримы. Что далеко ходить? Вот, смотрите, в наших метеотаблицах за 1904 год мы видим температуру воды в феврале +6 градусов Цельсия. И на этом температурном уровне она держится весь зимний сезон. А сейчас такой температуры мы не встречаем, то есть морская вода 120 лет назад была намного холодней. Сегодня (на конец января), кстати, вода +8,9 градуса. В метеотаблицах за 1904 год давайте посмотрим и на 22 февраля, день, когда умер Дмитриев. И мы видим, что в этот день была температура воздуха +8 градусов Цельсия, море было +6 градусов и выпало 8,9 мм осадков. И это была типичная температура и погода для ялтинской зимы.

На мой вопрос, сильно удивился бы Дмитриев, увидев, как далеко шагнула наука, Сергей Леонидович ответил:

- В нашей работе меняются методики и приборы (например, с 1980-х годов мы измеряем уровень радиации), появилось электронное оборудование. У нас, как и на большинстве крупных станций, обустроен автоматический метеокомплекс, который позволяют дистанционно снимать показатели. Также мы ведем работу в тандеме с автоматическими спутниковыми станциями. Но при этом все равно сотрудники находятся здесь круглосуточно и заносят все метеоданные в базу, поскольку некоторые атмосферные явления - осадки, количество баллов облачности и метеорологическую видимость нужно определять вручную. Приборы не всегда могут их отследить, поэтому все наши методики, и аналоговые, и электронные, взаимосвязаны, они дополняют друг друга. И пока существует человечество, наша наука всегда будет востребована, потому что будут меняться технологии, но, соответственно, и перед нами будут ставиться другие задачи.

Ну а мы вернемся с небес на землю. 23 января этого года исполнилось 185 лет со дня рождения доктора Дмитриева, 37 лет он отдал Ялте. Заслуги Владимира Николаевича перед Ялтой и Крымом - велики, его вклад в медицину и науку - бесценен. Но где же результаты его титанических трудов? Сегодня метеорология, имеющая стратегическое значение, так и осталась на скудном финансировании. Ялта, как климатический курорт, продолжает существовать спящей красавицей, которая состарилась и покрылась многоэтажками. Да, имя доктора Дмитриева носит одна из улиц города. В 1968 году, в преддверии 100-летия начала метеорологических наблюдений в Ялте, постановлением Совета Министров УССР морской гидрометеорологической станции было присвоено имя Владимира Николаевича Дмитриева, и этот документ хранится на метеостанции. В Ялтинском историко-литературном музее проходят Дмитриевские научные чтения. Но бюст выдающегося доктора переехал из центра города на окраину, к Республиканскому НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии имени Сеченова. Памятной таблички на его доме так и нет, и медный барельеф, сорванный вандалами с его могилы на Поликуровском кладбище, до сих пор отсутствует.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах