Руководитель ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма» Владимир Паштецкий отмечает, что на сегодняшний день в стране не хватает семян картофеля, сахарной свеклы, овощных культур.
– Дефицит сложился, потому что было выгоднее закупать, чем высевать у себя, – говорит Владимир Степанович. – Дозакупались до того, что страна семенами сахарной свеклы оказалась обеспечена лишь на 10%. Это касается и животноводства. Европейцы давали только то, что хотели дать, угрожая в любой момент прекратить поставки. Например, мы чуть не потеряли кролиководческую ферму в Раздольненском районе, когда итальянцы отказались поставлять самцов. К счастью, уже были на подходе крымские кролики, и удалось спасти предприятие. Они подсадили нас на «семенную иглу». К счастью, мы не подсели на их зерновые и зернобобовые культуры, здесь у нас полная обеспеченность. Но чтобы снять зависимость по другим культурам, нам нужны общегосударственные и региональные программы, высокоточное оборудование, потому что создание отечественного посевного фонда – это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Проблема в том, что нет исходного материала. Все эти годы нам продавали гибриды, а они, в отличие от сортов, не пригодны для последующего размножения. Если сорт можно высаживать 3-5 лет, то гибрид – это один год вырастили, собрали хороший урожай, а на следующий год его потенциал значительно снижается.
Размышляя о том, сколько времени нам потребуется, чтобы восполнить пробелы в семеноводческой сфере, Владимир Степанович дает прогноз на 5-10 лет. Но не стоит забывать, что в селекции полагаются и на удачу.
– Биологические лаборатории помогают в 3-4 раза ускорить процесс. Выращивать в пробирках быстрее, чем естественным путем на полях, – поясняет Паштецкий. – Если мы хотим обеспечить страну продовольствием, нужно финансировать лаборатории, привлекать ученых с опытом и молодежь, которую эти специалисты будут обучать. А также заниматься планированием и четко ставить задачи.
Это все займет время, а пока никто не отменял параллельный импорт. Как бы нас не давили санкциями, есть ряд дружественных стран, готовых к сотрудничеству с Россией.
По словам директора НИИ сельского хозяйства Крыма, наш регион способен вывести производство семян на новый уровень, так как обладает необходимой для этого научно-производственной базой. Только за последние годы появилось два новых сорта черного тмина, более 20 сортов эфиромасличных и около 10 сортов овощных культур. И они наши. Два года мы имеем самый большой валовый доход сбора зерновых, зернобобовых за всю историю существования Крыма. Урожай радует. Гарантированно республика может обеспечивать зерном жителей и гостей Крыма, а также животноводство.
– Мы можем и больше производить, благодаря тому, что появляется новое оборудование, – подмечает Паштецкий. – Через пару лет зарегистрируем наш сорт томата, который выглядит как персик, а вкус – непередаваемый. Проблема в том, что не хватает специалистов.
Кроме того, Крым признан единственным регионом с мощным потенциалом по эфиромасличным культурам. Только в НИИ сельского хозяйства есть зарегистрированная уникальная коллекция генофонда, где более 1200 образцов эфиромасличных и лекарственных культур. Ими уже заинтересовались представители науки и бизнеса некоторых стран Азии и Африки. Там ценятся натуральные биологические препараты и чаи из чабреца, душицы, шалфея мускатного, мяты и других эфироносов.
В текущем году под урожай семенников сахарной свеклы в Крыму засеют больше 300 га. Была бы вода, можно было бы за год полностью обеспечить продовольственную безопасность. Это касается и сои, и подсолнечника, и не только.
– Науке сейчас поставлена задача за 3-5 лет решить вопрос с основным семенным материалом, – подытожил Владимир Степанович. – У Крыма есть все возможности стать одним из производителей семенного фонда нашей страны. Просто раньше такая задача не ставилась. Не было государственного задания. А сейчас нужны федеральные программы. Потому что селекцию граблями и лопатой не сделаешь.