Вместо закрывшегося МакДональдса открылось несколько местных сетей, отличных лишь по вкусу, но точно не по качеству. В магазинах электроники и бытовой техники – все без исключения мировые бренды. Продолжать можно по всем направлениям.
В 2014 году не было стопроцентной уверенности в том, что Крым сможет достойно выйти из создавшегося положения, даже несмотря на всю мощь государственной поддержки. И тем не менее, спустя пять лет санкционного режима понятно – не срослась задумка с результатом. Россия занялась структурной перестройкой экономики, а Крым и вовсе убил двух зайцев, перепрыгнув этап акклиматизации к тепличным условиям и сразу перейдя на стадию вынужденного внутреннего роста.
В первые пару лет Крым приспосабливался и выживал, но по прошествии пяти лет с момента воссоединения с Россией цифры экономического развития говорят сами за себя. По словам вице-премьера Крыма Ирины Кивико, курирующей финансово-экономический блок в правительстве, объем валового регионального продукта вырос в 1,3 раза в сопоставимых ценах, а лучшие результаты пришлись на 2018 год – прирост составил более 10%.
- Это даёт нам основание ожидать в перспективе экономический рост на уровне не менее 4-5% ежегодно, – говорит она.
Меры поддержки правительств России и Крыма республиканской экономики как раз и были направлены на перспективу. Та же СЭЗ несколько снизила поступления налогов в бюджет, но позволила предприятиям модернизировать мощности и нарастить объемы производства.
- Привлечению инвесторов в Крым способствует Свободная экономическая зона, дающая преференции ведения бизнеса, в частности – применение пониженных тарифов страховых взносов, налоговые льготы, беспошлинный ввоз импортного оборудования для реализации инвестпроектов. На сегодня в СЭЗ зарегистрировано 1286 участников, планирующих вложить в экономику Крыма более 126,9 млрд рублей инвестиций и создать около 37,5 тысяч новых рабочих мест. В их числе есть и с иностранным капиталом. Мы сознательно не озвучиваем все их, чтобы не помешать реализации проектов, – поясняет Ирина Кивико.
Если очень коротко: сельхозпроизводители получили за 5 лет поддержку на 9,2 млрд. рублей, что позволило сохранить и приумножить растениеводство, повысить продуктивность в молочном скотоводстве и производстве молока (кстати, на немыслимые 240% до 70 тысяч тонн в год), развить мелиорацию, рыбохозяйственный комплекс и т.д. Строительство жилья, которое тянет за собой и ряд смежных отраслей, выросло более чем вдвое: со 151 тысячи квадратов в 2016-м до 350 тысяч – в 2018 году.
Большинство крымских производителей приспособились к новым условиям и наладили новые деловые контакты, остальные – либо закрылись по субъективным причинам (таких «идейных»– меньшинство), либо не выдержали реальных рыночных условий (в том числе из-за потери небизнесовых ресурсов, включая административный).
- Санкции привели к тому, что бизнес ищет и, конечно, находит выход из сложных условий, - говорит Ирина Кивико. - Причем делает это не только на внутреннем рынке. Крымские предприятия и организации проводят внешнеэкономические операции с партнерами из 60 стран мира. Снизилась активность в торговле с ЕС, но выросла со странами Евразийского экономического союза. Крымские товары поставляются в 26 государств, включая Индию, Китай, Египет. А импортные товары в Крым ввозят из 52 стран, среди которых есть и Китай, Италия, и Испания.
Среди самых «пострадавших» сфер деятельности крымчане традиционно называют банковскую, зависящее от нее страхование и пока еще не самый привычный лизинг. Но здесь как раз все предельно понятно: банковский бизнес больше, чем какой-либо другой, завязан на международные отношения. Он же – наиболее чувствителен к любым негативным новостям. Рубить под собой сук не стали, компенсировали работой двух госбанков, которые более или менее справляются с поставленными задачами. Уж точно крымчане обеспечены всеми банковскими услугами, а вот неудобства можно и потерпеть – не мы ли готовились к камням с неба? Правда, спустя время такие порывы забываются в очередях и на разбитых дорогах, но будем объективными – хуже точно не стало.
Пять лет назад казалось, что Крым в буквальном смысле отключат от всего программного обеспечения и связанным с ним высокотехнологичным оборудованием, но весь спектр электроники продается и поддерживается в республике. Конечно, имеются и исключения, как всегда подчеркивающие правило. Например, дилер английской компании Land Rover в одночасье оказался не у дел.
- Нас просто отключили от программного обеспечения. Дело в том, что системы программирования и диагностики идут через Великобританию, там видно, где стоит автомобиль, – рассказал президент Группы компаний «Автодель» Михаил Смолянов.
Однако в остальном крымские автодилеры, хоть и испытывают предсказуемые трудности, не утратили своих позиций. Та же «Автодель» сохранила бренды BMW, Nissan, Renault, Toyota, Lexus, Hyundai, KIA, приросла российским «ГАЗом» и ждет пополнения в ближайшей перспективе. По словам Смолянова, крымский авторынок действительно оказался не готов к российским условиям, а особенно к тому, что на продаже автомобилей практически не зарабатывают – основной упор делается на обслуживании. И именно на примере автодилеров видно, как можно и нужно перестраиваться бизнесу.
- В России на момент присоединения Крыма в 2014 году существовало 5300 дилерских центров, на сегодняшний день их осталось 2800, то есть практически половина дилеров обанкротилась либо умерла по разным причинам, - уточняет Михаил Смолянов. - Естественно, кризис сказался и на нас, но мы постарались сохранить весь свой бизнес по продаже автомобилей и их обслуживанию для жителей Крыма. Мы официально оказываем сервисные и гарантийные услуги по всем автомобилям, включая французские Peugeot и Citroen, которые не продаем сейчас из-за нерентабельности и маленького спроса. В соответствии с трендом на российском рынке, сконцентрировали усилия на сервисе и видим, что крымчане все чаще отказываются от необъяснимого желания ездить на материк для получения официального сервиса – у нас он не менее официален и уж точно не хуже, а по многим позициям мы выигрываем.
Разница между официальными дилерами на материке и партнерами в Крыму состоит лишь в способе доставки автомобилей: если официалам машины доставляет импортер, то транспортировка в Крым – это расходы крымских дилеров. И даже несмотря на это, конечная стоимость полностью совпадает с рекомендованной импортером, то есть ничем не отличается от материковой.
- Мы являемся партнерами – для конечного потребителя это ничем не грозит, – рассказывает директор дилерского центра Toyota в Крыму Сергей Попов. - Мы продаем автомобиль по ценам официального дилера, продаем только оригинальные запасные части, маслорасходники. Мы полностью поддерживаем гарантию на автомобили Toyota и Lexus. Если понимаем, что требуется крупноузловой ремонт или гарантийная замена агрегата, то уже за свой счет отправляем автомобиль на материк и обратно – клиент за это не платит.
Корейский автоконцерн Hyundai и во все предоставил своему крымскому дилеру статус официального.
- В 2015 году Hyundai был единственным официальным дилером в Крыму. Соответственно, рынок ни с кем не делил – продажи доходили до 100 единиц в месяц. В 2016-17 годах, естественно, количество дилеров выросло, а рынок остался тем же. Сейчас в среднем в год мы продаем порядка 700 автомобилей, это хороший результат на конкурентном рынке, – говорит директор официального дилерского центра Hyundai в Крыму Дмитрий Приходько.
Несмотря на «южнокорейскость» марки, продукцию производителя можно смело отнести к импортозаместительной.
- Основной вал, который делает показатели по количеству проданных автомобилей, это авто, которые собираются в Санкт-Петербурге – модели Solaris и Creta, – поясняет Приходько. - Creta занимает лидирующие позиции в России в классе малых SUV, после выхода на рынок ее доля продаж превысила Solaris и сейчас составляет 35-40%. Львиную долю в наших продажах занимают две названные модели – в среднем это 60% в месячном объеме.
Именно благодаря этому дилер Hyundai существенно увеличил продажи в период действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» от Минпромторга РФ. Дилер Toyota и Lexus в эту же категорию явно не попадает, но здесь включается особенность крымского клиента.
- На сегодня Крым – это, прежде всего, наличные средства при покупке новых авто, - говорит Сергей Попов. - У нас автомобили не самые дешевые, премиальные марки мало падают в цене. В периоды, когда авторынку и экономике тяжело, их клиент постоянен. И к моему большому сожалению, он несет наличные средства, хотя мы однозначно предлагаем кредит, чтобы сберечь деньги. Но Крым славится тем, что доля кредитов у нас небольшая: если на материке в среднем 40% по Toyota и Lexus, то нам еще работать и работать.
Однако, по словам дилеров, постепенно растет еще совсем недавно экзотичный коммерческий лизинг. И хотя в Крыму представлено совсем немного лизинговых компаний, именно они чувствуют себя очень неплохо.
- Мы видели, ёмкость регионального рынка превышает предложение, нашим коллегам и партнерам поступали многочисленные заявки от крымских клиентов на приобретение автомобилей, – говорит заместитель директора обособленного подразделения ООО «Авторелиз» в Симферополе Олег Агапов. - Люди активно искали услугу – мы решили прийти в Крым и не пожалели. Дело в том, что все крупные игроки на финансовом и промышленном рынках России сильно завязаны на международные отношения, на иностранные деньги, часто имеют иностранных участников в своем капитале. И если начнут работать в Крыму, попадут под санкции. А нас санкции совершенно не волнуют – мы не завязаны на иностранные деньги.
По его словам, первые результаты работы в Крыму говорят сами за себя.
- За полтора года база клиентов выросла до тысячи клиентов – мы в средний рабочий день заключаем три договора, и этот показатель постоянно растет. Вообще, в Крыму с точки зрения работы антироссийские санкции нам помогают, так как конкуренция ниже. На 2019 год наш запланированный рост – 150% от предыдущего. Динамика у нас выше, чем в среднем по России, уступая лишь экономически мощным и постоянно растущим регионам – Москве, Санкт-Петербургу, Краснодару, нефтегазоносным регионам. Даже Ростовская область уступает, хотя она тоже не самая депрессивная, – отметил Агапов.
Основные опасения покупателей насчет сервисного и гарантийного обслуживания опровергают и представитель лизинговой компании, которая занимается финансированием самой разнообразной и порой уникальной техники, и все автодилеры.
- По уровню сервиса мы ничуть не уступаем материковым дилерам, потому что просто не выживем, – утверждает президент ГК «Автодель» Михаил Смолянов. - Мы покупаем программное обеспечение, обучаем своих сотрудников разных специальностей. Не секрет, что в России автодилеры практически не зарабатывают на продажах, добирая сервисом. Хотя стоимость нормо-часа на ремонте автомобилей такая же, как на материке. Мы не можем сделать дороже, и получаем более низкую маржинальность, но нам приходится идти на такие шаги – вынужденные, но выигрышные для автовладельцев.
Рост объемов сервиса – тенденция, отмеченная всеми крымскими дилерами.
- У нас клиенты каждый месяц прирастают примерно на 10%. Автомобили, купленные на материке, привозят обслуживаться к нам, а не на материк, что говорит о доверии и качестве обслуживания, – говорит представитель дилера Toyota Сергей Попов. – К сожалению, на материке часто пугают тем, что у нас обслуживаться нельзя, что мы не официалы, но наш статус подтвержден документально. Наш сервис сертифицирован по стандартам, поэтому все работы одобрены официальным сертификационным центром. Переживать за качество обслуживания точно не стоит.
У южнокорейского Hyundai с его официальным статусом всё даже проще.
- Увеличение объема сервисного обслуживания напрямую связан с ростом продаж и увеличением парка автомобилей. Клиенты отказываются от неудобного в плане логистики обслуживания на материке и приходят к нам. Естественно, выгоднее и удобнее обслужиться в Симферополе, – поясняет директор автодилера Дмитрий Приходько.
Закон о защите прав потребителей прямо определяет эти взаимоотношения.
- У нас мультибрендовый сервис –это значит, что в туристический сезон наши двери открыты для всех автомобилей. У нас огромный опыт, а по закону о защите прав потребителей, наш сервис никак не влияет на гарантию. Мы не дилер Mercedes, но у нас можно его обслужить и не потерять гарантию. Так что на деле в Крыму всё доступно, – подчеркивает Михаил Смолянов.
Доступен и сам Крым, причем не только для соотечественников. Операторы рынка туристических и рекреационных услуг отмечают рост числа приезжающих из-за рубежа.
- Количество отдыхающих увеличилось, - говорит представителя сети «Курорты Крыма» Антон Вертунцов. - Большая часть отдыхающих по-прежнему – жители России, от самых западных регионов до Дальнего Востока. Но Крым становится популярнее за пределами России. Конечно, это в первую очередь страны бывшего союза. Однако недавно к нам в санаторий «Дюльбер» приезжали «народные дипломаты» из США, Великобритании, Швеции, а санаторий «Ай-Петри» можно по праву назвать международным: уже в этом году его посетили граждане Азербайджана, Казахстана, Китая, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Эстонии.
Невзирая ни на какие санкции, сеть активно модернизируется.
- Идет закупка медицинского оборудования, транспортных средств, установка систем пожарной сигнализации, оборудование вентиляционных систем, современное программное обеспечение. Кроме того, проведена реконструкция номеров в санатории «Ай-Петри», готовится к открытию уникальный проект – бутик-отель «Дача Рахманинов». Это новый объект размещения на Южном берегу категории 5 звёзд, который откроется в июле, – заверил Вертунцов.
Туризм в целом стал одной из основных статей экспорта. Причем, по словам вице-премьера Ирины Кивико, в самых разных направлениях – медицине, реабилитации, детскоми эксклюзивном отдыхе. Хотя самые сильные позиции сохранили химическая промышленность и машиностроение, поменявшись местами на условном пьедестале – сейчас первое место именно за машиностроительной продукцией.
- У республики сейчас есть все предпосылки для ежегодного экономического роста благодаря обеспечению транспортной доступности региона с вводом в эксплуатацию нового аэропорта и моста через Керченский пролив, решению проблем энергодефицита благодаря строительству энергомоста и новых генерирующих ТЭС в Симферополе и Севастополе, – отмечает Ирина Кивико.