В стрессовом состоянии на занятия мальчик из дома отправился с топором. Но, как выяснилось, запугивать пятиклассник никого не собирался, топор спрятал возле школьного забора - у него были другие планы: сбежать после уроков в лес, чтобы никогда не возвращаться домой. Трагический сценарий удалось предотвратить...
Как сообщила начальник Управления образования, молодежи и спорта Бахчисарайского района Республики Крым Марина Понкратова, ситуация сразу получила должную реакцию. Сейчас ребенок переведен на семейное обучение, а его семья взята под контроль.
- Таких случаев у нас прежде не было, но каждому директору школы даны установки, как действовать, если они возникнут, - сказала она. - Директора, другие представители школьных администраций совместно с психологами внимательно следят за детскими коллективами. Классные руководители отслеживают общение детей в социальных сетях. В случае появления опасного сигнала мы готовы принять меры.
Что же вынудило ребенка пойти на столь отчаянный поступок? В ходе изучения проблемы с его слов выяснилось, что мать является участником запрещенной в Российской Федерации секты «Свидетели Иеговы» *.
- Мать мальчика отказалась давать пояснения, сославшись на свое конституционное право, - сообщил инспектор отделения ПДН Бахчисарайского района Эмиль Билялов. - О принадлежности родителей к секте рассказал сам ребенок школьному учителю и психологу. Конечно, эта информация была предоставлена в компетентные органы. Ребенок был обследован врачами-психиатрами, которые не нашли у него никаких проблем со здоровьем. Совместно с представителями социальной службы мы провели выход на место проживания этого школьника и его семьи, в ходе которого не выявили каких-либо нарушений.
И тут возникает резонный вопрос: как на фоне отсутствия каких-либо очевидных проблем ребенок мог зайти в психологический тупик? Отвечает на него психолог Роман Билык.
- Деятельность секты «Свидетелей Иеговы»* запрещена законодательством Российской Федерации не случайно: она носит радикальный характер. Их догматы не подразумевают понимания другой точки зрения. Члены этого запрещенного сообщества признают только свою правоту и пытаются склонять на свои позиции всех, кто мыслит иначе. Не составляют исключения даже их собственные дети. Им просто запрещено иметь какое-либо мнение, противоречащее правилам запрещенного сообщества.
Как рассказал собеседник, к ребятам, которые воспитываются в семьях адептов, применяются различные методы воздействия. На них давят морально, психологически, а иногда в ход идет даже физическая сила.
- Запрещенная на уровне закона тематика всячески продавливается: ребенку нельзя общаться со сверстниками, если их семьи исповедуют традиционные ислам или православие, нельзя смотреть фильмы, мультфильмы, - пояснил собеседник. - Таким образом, просто блокируется социум. Ребенка загоняют в тоннельное мышление запрещенной тоталитарной секты, что очень тяжело для психики. Ситуация усугубляется в подростковом возрасте: проявляется пытливый ум, хочется быть вместе с одноклассниками, еще опасней - первая симпатия, если она возникла не к представителю секты.
- Скажите, насколько подвергались риску одноклассники ребенка, который пришел в школу с топором?
- Не думаю, что эта ситуация могла кому-либо угрожать, кроме самого доведенного до отчаяния мальчика. В таких случаях больше рискуют не ребята, которые находятся рядом и готовы дружить, а сами родители, делающие жизнь ребенка невыносимой.
- Но никто не может исключить другой вариант: школьник с промытыми родителями мозгами может попытаться привлечь в запрещенное сообщество детей из нормальных семей. Как защититься от такой ситуации?
- Самая главная защита - общение с собственным ребенком, которое нужно наладить с раннего детства. Даже работая с девяти до шести, всегда можно найти час свободного времени, чтобы выпить чаю со своим ребенком и обсудить все, что происходит в его жизни. Не важно, что рассказывает сын или дочь, главное - ребенок делится, доверяет. Чтобы не нарушить это доверие, нельзя делать резкие замечания, что-либо строго запрещать.
- Как может проявиться сигнал тревоги и как правильно на него отреагировать?
- Нельзя оставить без внимания тот момент, когда ребенок начинает говорить о Боге, ссылаясь на то, что он услышал в чужой семье. Не спешите обрывать такой рассказ, напротив, узнайте, кто и что рассказал, а затем внимательно выслушайте мнение своего ребенка. Нужно спросить: а что ты об этом думаешь, а как ты относишься к такому мнению? Будет большой ошибкой резко запретить общаться с другом из семьи сектантов - так будет достигнут совершенно противоположный результат.
* организация признана экстремистской и запрещена в РФ.