МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

В театре Ялты состоялась премьера спектакля, посвященного 80-летию Победы

В Ялтинском театре им. Чехова состоялась премьера спектакля, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сюжет спектакля основан на историческом событии 1942 года.

Фото автора

История детской силы воли

Разворачиваются события в блокадном Ленинграде. Уже год как длится блокада. И политотдел 55-й армии принимает решение о создании агитвзвода для поднятия боевого духа среди солдат. Командиром агитвзвода назначен лейтенант Аркадий Обрант. До войны он руководил детским танцевальным коллективом. Получив приказ, он вспомнил о своих юных танцорах. Тех, кто пережил самую страшную блокадную зиму, он пригласил в свой взвод. Дорога к месту сбора показалась для измученных голодом детей бесконечной. Кто еще сохранил какие-то силы - пришел самостоятельно, кого-то пришлось вести под руки. Одного из солистов ансамбля по очереди везли на куске фанеры. Детей заботливо и осторожно подкармливали, лечили. Труднее оказалось с костюмами для выступлений, и по инициативе хореографа их шили матери танцоров. Руководство страны выделило для мастериц кое-какие продукты. Через 5 дней состоялся первый концерт, перед участницами слета ленинградских сандружинниц. Едва державшиеся на ногах подростки на сцену вылетели вихрем, но внезапно, во время исполнения танца, мальчишка не смог подняться, выходя из присядки. Партнерша подскочила и рванула его вверх, сандружинницы плакали и кричали «браво». Потратив все свои силы, после первого концерта танцоры оказались в госпитале, но после выписки снова начались репетиции, концерты, а после выступления усталые танцоры усаживались за учебники: школу никто не отменял. За время войны ансамбль Обрант дал 3000 концертов. 9 мая 1945 года ансамбль встретил на Дворцовой площади в Ленинграде, где ребята исполнили марш Победы, задуманный еще в 1943 году.

Фото автора

Поставить спектакль об ансамбле Аркадия Обранта предложила замдиректора Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ялтинский ресурсный центр» Татьяна Хомутникова, прочитав книгу об этой военной истории.

- Спектакль позволил окунуться в Ленинградский дворец пионеров в далекие сороковые годы и увидеть легендарный детский танцевальный коллектив Аркадия Ефимовича Обранта. Они танцевали Победу, - говорит Татьяна Сергеевна. - Постановка, которую мы представили на суд зрителей, - не просто реконструкция событий тех лет. Это попытка прочувствовать атмосферу блокадного Ленинграда, увидеть глазами детей войны, услышать музыку их сердец, ощутить силу их веры. Это дань памяти Великому подвигу, совершенному не только на полях сражений, но и в стенах Ленинградского дворца пионеров. Хотелось выразить огромную признательность организаторам, всем артистам и коллективам Ялты, принявшим участие в спектакле. Вместе они смогли достоверно передать атмосферу того времени. А видеоряд с кадрами из блокадного Ленинграда и мест сражения позволил создать более полное погружение во времена Великой Отечественной войны. Также очень хотелось отметить костюмы и реквизит, которые нам предоставили основатели и руководители Историко-патриотического клуба «Кочубей».

В финальной части спектакля зрители встали и вместе с артистами исполняли песню «День Победы».

Фото автора

«Попросил бы несколько уроков хореографии...»

Одну из главных ролей в спектакле сыграла молодая крымская актриса Анастасия Тищенко. Впечатлением от своей роли она поделилась с «МК»:

- У меня была роль девушки, которую убили на войне. Роль девчонки, которая просто хотела жить, нашла свою любовь и, к сожалению, не выжила. Но главное, что она погибла за свою страну, за Родину и за всех людей, чтобы они жили в мире. Я получила бесценный опыт, играя в таком серьезном спектакле.

Режиссер постановки Артур Камилов, руководитель и педагог театра «Крылья», рассказал, что его вдохновило на создание такого спектакля:

- Когда Татьяна Сергеевна предложила мне идею поставить спектакль про балетмейстера времен Великой Отечественной, я загорелся. Каждый раз, когда выходил на сцену, испытывал трепет, волнение. Даже придумал вымышленного персонажа, которого сам сыграл. Моя роль - обычный заведующий клубом до войны. Он собирает детей на конкурс самодеятельности, а комиссия отбирает коллектив для поездки в Москву. И начинается война... Я вижу, как публика реагирует на спектакль. На мой взгляд, если бы была возможность показать его в других регионах России, было бы прекрасно.

Фото автора

Роль самого Аркадия Обранта исполнил начинающий ялтинский актер Владислав Петрищев. Он поделился, насколько ему удалось вжиться в образ:

- Аркадий Обрант для меня в первую очередь профессионал своего дела, человек сильный, волевой, который смог пронести свое мастерство через всю войну и вырастить целую плеяду талантливых танцоров. Пример человеческой стойкости и любви к Родине. Если бы я его сейчас встретил, наверное, бы спросил, насколько точно мне удалось на сцене передать его эмоциональное состояние, и, конечно же, попросил несколько уроков хореографии.

Фото автора Зрительный зал долго аплодировал стоя артистам. Никто не остался равнодушным к происходящему на сцене. Было много детей младшего школьного возраста, ученики кадетских классов и ветераны. А когда в исполнении актера звучали стихи реального мальчишки, его ровесника из блокадного Ленинграда, у многих предсказуемо выступили слезы. И, как сказал один из героев: «Пока жива наша историческая память, мы живы!»

Фото автора

В постановке задействованы

Режиссер Артур Камилов, хореограф-постановщик Анна Мыркина, звукорежиссер Константин Жарков, художник-декоратор Мария Воронова. Актеры - заслуженный артист Украины, ведущий солист Крымской государственной филармонии Дмитрий Костенко, преподаватель Алупкинской детской школы искусств Игорь Трухин и коллективы - Ансамбль современного танца «Гиацинт» (Ялта), Народный театр «Крылья» (Ялта), Музыкальный театр «Маленькая страна» (г. Ялта, художественный руководитель Илья Резник), Народная студия эстрадного вокала (Ялта), Музыкальная театральная студия «Образ» (Ялта), ансамбль скрипачей «Виола» (Алупка), вокально-инструментальный ансамбль «Глобальное потепление» (Ялта).

Фото автора

Справка МК

Аркадий Обрант родился в Гомеле. Окончил Воронежский музыкальный техникум, Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта по специальности «спортивно-художественное движение», учился на балетмейстерских курсах при Ленинградском хореографическом училище (1939-1941).

В 1934-1937 годах преподавал пластику в Доме художественного воспитания. В 1937-1941 годах работал в Ленинградском дворце пионеров балетмейстером Ансамбля пионеров. Был приглашен организатором и художественным руководителем ансамбля Исааком Дунаевским. Уже в этот период проявился стиль Обранта: сюжетные номера, широкое применение физкультурных элементов. Наиболее удачным был танец «Тачанка» на музыку Листова; также им были поставлены «Варшавянка», «Казачья пляска», «Цыганский танец», грузинские танцы.

В первые дни войны Обрант ушел в народное ополчение. В конце первой блокадной зимы, в феврале 1942 года, командир агитвзвода лейтенант Обрант собрал некоторых из своих бывших учеников для пополнения агитвзвода 55-й армии. Хотя подростки были крайне истощены, вскоре они дали первый концерт, о котором сам Обрант вспоминал:

«…30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слете сандружинниц и врачей… Ребята танцевали, превозмогая слабость… А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слез при виде изможденных блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать».

Первоначально ансамбль состоял из 9 человек, позднее был пополнен до 18. Своеобразным его символом стал восстановленный Обрантом танец «Тачанка». В репертуар также входили красноармейские и народные танцы. За время существования ансамбля было создано несколько программ, самыми известными из которых стали три танцевальные сюиты: «Юность» на музыку Давида Прицкера и Исаака Дунаевского (1946), «Песня молодости» на музыку Георгия Свиридова (1947), «Пути-дороги» на музыку из произведений Дмитрия Шостаковича (1956). Найденные Обрантом новые приемы - движение на публику клином, челночные ходы и др. - впоследствии использовались многими другими балетмейстерами.

После войны Аркадий Обрант руководил постановкой танцев, а артисты его ансамбля снимались в танцевальных номерах фильмов «Небесный тихоход» (1945) и «Карнавальная ночь» (1956).

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах