Загадка метеостанции на Чатыр-Даге
«На самом деле это то, что нам нужно», - бодрился режиссер Джонни О’Райлли, пока съемочную группу в крымских горах заносило снегом. Перед ними стояла задача создать атмосферу изоляции и тревоги на заброшенной метеостанции. И природа Крыма с радостью пошла им навстречу, предоставив для этого все необходимое: метели, морозы и ледяной ветер. Нужно ли было именно за этим ехать в Крым?
- Действие нашего триллера происходит на удаленной от цивилизации метеостанции, и там не только взаимоотношения наблюдателей, но и природа должна быть неспокойной. Более комфортные условия для съемочной группы будут в Москве, когда мы вернемся для продолжения съемок в павильоне. А пока всем надо терпеть и хорошо работать, потому что второго шанса что-то доснять у нас не будет - уйдет эта мерзкая погода! - рассказывал на съемках Джонни.
На время съемок группа базировалась в Симферополе и каждый день выезжала в горы. Смены часто начинались с пяти-шести часов утра и затягивались до позднего вечера. Водители автотранспорта порой творили чудеса, доставляя людей и технику по грунтовой дороге на высоту порядка 1000 метров над уровнем моря. От трассы по серпантину это всего 12 км, но по смене ощущений как переезд из весны в зиму: температура сразу же ниже на 5-7 градусов, снежные сугробы, пронизывающий ветер с ледяной крошкой. Однажды киношников по-настоящему замело, и у группы был риск остаться на ночь в горах. Чудом пробились сквозь пургу. Этот съемочный объект Джонни, как он признался, выбирал сам. Три недели режиссер колесил по горному Крыму в поисках подходящей натуры и остановил свой выбор на плато Чатыр-Дага, совсем рядом со знаменитыми Мраморными пещерами. Близость подземелья со сталактитами оказалась неслучайной - несколько дней группа провела в пещерах, и эти кадры реально украшают фильм, который, кстати, в прокат вышел под названием «Прячься!» (2010). И позже права на его ремейк купили две голливудские кинокомпании!
Декорации метеостанции возникли на пустом месте как фантом, сбивая с толку туристов. Такого ориентира на их тропе от Ангарского перевала к пещерам не было, и вдруг перед ними двухэтажный комплекс с метеозондом, мачты и стойки для измерительных приборов, генератор… Издали все это в обрамлении заснеженных вершин было очень похоже на картинку из фильма Джона Карпентера «Нечто» с Куртом Расселом в главной роли. И если в голливудском триллере полярникам пришлось столкнуться с инопланетной тварью, то у героев «Хорошей погоды» все беды земного происхождения.
Главных действующих лиц в картине всего семеро, и до финала из них доживет только кто-то один. На приграничной метеорологической станции пересекаются пути случайных людей. Там несут вахту два бывалых специалиста - мужики со странностями. Дроздов (Сергей Гармаш) всерьез надеется выследить снежного человека, Иванов (Владимир Гусев) днями напролет из спичек воссоздает архитектурные шедевры. К ним прибился паренек Ромаш (Петр Логачев). Он прячется там от киллера, которого никогда не видел в лицо и может узнать убийцу своих родителей только по родимому пятну на запястье. Там же под видом заблудившихся туристов появляется молодая пара - Ирина (Марина Александрова) и ее муж (Сергей Юшкевич). Они собираются с кучей денег перейти в горах границу. Их преследует обманутый партнер по бизнесу (Егор Пазенко). Связь «большой земли» со станцией прерывается. Туда направлен вертолет МЧС. Спасатели озадачены - метеорологи бесследно исчезли. Куда и почему? Ответить на эти вопросы поручается опытному следователю (Алексей Гуськов) и его молодому напарнику (Антон Шагин)…
Больше всех на съемочной площадке - вне зависимости от исхода по сценарию - повезло «метеорологам». Они утеплены, как подобает зимовщикам, тулупами и меховыми шапками. А вот Гуськову с Шагиным на собачьем холоде пришлось вести следствие в демисезонных пальтишках. Поверх игровых костюмов после каждого действия в кадре на них сразу же набрасывали пуховики. В этой леденящей суматохе съемку одного дубля пришлось притормозить по курьезной причине - в сцене со стрельбой Гуськову забыли вернуть пистолет. Уже на исходной точке, поднимая руку, он заметил, что выстрелить сможет только из пальца…
- Не был готов к таким условиям совершенно, - прячась от ветра в тесном актерском вагончике, рассказывал Антон Шагин. - Перед вылетом в Симферополь посмотрел в Интернете, что погода на выходных будет +9, и взял с собой только легкую куртку да свитерочек. Прибыл и с ужасом понял, с чем мне придется столкнуться... Персонаж у меня интересный - это хороший и честный следователь, который наблюдает, прислушивается к старшему товарищу, которого играет Алексей Геннадьевич. Специально для этой роли я постригся - у меня были длинные волосы, а это проблема с театром. Я сейчас в «Ленкоме» репетирую «Вишневый сад», меня пригласили на роль Лопахина. Марку Анатольевичу Захарову объяснил, что это нужно для съемок, а к премьере спектакля волосы отрастут. Он пошел мне навстречу, за что я ему благодарен, потому что следователь должен быть коротко стриженным. Также я предложил режиссеру, чтобы мне подобрали синий костюм - у зрителя это вызовет ассоциацию с формой.
Снежный человек и чемодан денег
- У нас всего один женский персонаж, и, чтобы его воплотить на экране, я выбрал Марину, - объяснял режиссер Джонни О’Райлли. - Она именно та роковая женщина, которая украсит этот фильм. Я посмотрел на нее своим свежим взглядом, без влияния ее прежних ролей, и увидел эту черту в ее характере. Марина очень роковая!
Героиня Александровой в фильме обольщает, обманывает и убивает. И никогда прежде ей еще не доводилось возить трупы на телеге. Правда, впрягаться утонченной актрисе не пришлось - вместо нее воз тащит Петр Логачев, а она только его сопровождает. Помимо мерзкого ветра с мокрым снегом, этим проходкам сопутствовал еще и искусственный туман, который по плато «стелили» пиротехники с помощью дымовых шашек. В жутковатой сцене не обошлось без смеха - дублер, изображавший покойника, открыл один глаз до того, как режиссер объявил: «Снято!» И Пете еще раз надо было впрягаться… Но случались у него и более приятные моменты на съемках, когда его Ромаш целует обворожительную Ирину.
- Вроде бы не оробел с Мариной рядом, - смущенно говорит Петр Логачев. - Мы же актеры, понимаем, что это не по-настоящему, игра. Ну, и далеко это у нас не заходит - обнимаемся и все. Труднее было телегу с мертвыми телами таскать - сначала это были куклы, а потом уложили дублеров. Это было тяжело, меня даже возили в больницу - потянул себе что-то. Сделали снимок, потом укол, сказали: «Ну ладно, берегите себя» и взяли с меня расписку, что я всю ответственность за здоровье беру на себя.
От Марины Александровой вообще требовалось во всех случаях быть красивой, поэтому к достижению цели ее героиня продвигалась в одежде и обуви «не по погоде». В этом фильме актриса предстает в непривычном для зрителей амплуа - расчетливой и жестокой женщины.
- Таких ужасных погодных условий на съемках, честно говоря, в моей практике я не припомню, правда, - на обратной дороге в Симферополь, после затянувшегося съемочного дня, мне удалось «разговорить» актрису. - До сих пор у меня были более лояльные съемки. Но в пустыне, наверное, снимать сложнее, здесь все-таки можно утеплиться, когда холодно. Здесь за мной замечательно ухаживают и не дают мне сильно замерзнуть. Просто есть сцены, где у нас была задача быть красивыми в кадре, поэтому пришлось в осенних сапогах сниматься.
- В таких сапожках, наверное, не только холодно, но и опасно на крутых горных тропах. Учитываете такие риски?
- Я стараюсь все учитывать: смотрю репетиции и заранее знаю, что мне придется делать. В начале своей карьеры я была, видимо, такой же, как Петя, пускалась во все авантюры и каким-то образом хотела бравировать - могу это сделать, могу то… Но с опытом я осознала очень правильную житейскую мудрость: у каждого своя работа и не нужно отнимать чужой хлеб. Да? Если есть каскадеры, то пусть это делают каскадеры. И показывать всем, какая я спортивная, на очередных съемках как-то прекратила. Просто поняла, что, когда снимается кино, у всех одна задача - снять! И неважно, каким способом. Поэтому в первую очередь на съемочной площадке нужно думать (с хитрой улыбкой обращается к Петру Логачеву: «Петя, и тебе на будущее!») о себе. В первую очередь о себе, а потом уже о результатах кино. Я всегда каким-то образом пытаюсь привить профессиональность людям, потому что очень много, как бы это там ни звучало обидно для кого-то, но очень много в нашем кинобизнесе непрофессиональных людей, когда не думают ни о чем… Могут там… Ну, в общем, когда люди не подготовленные. Когда это касается человеческих жизней, еще чего-то менее значительного… У нас очень плохая общая подготовка людей. Русский человек не очень любит работать, скажу я. В этом плане есть сложности. У меня был опыт съемок и во Франции, и в Польше... Ощущение такое, как будто мы совершенно другими делами занимаемся, ну это просто другая индустрия. Они все успевают при любых погодных условиях и съемках любых сцен, будь то с маленькими детьми, будь то с лошадьми и собаками… При этом каждый отвечает за свою определенную область.
- Вас подкупило предложение сыграть обаятельное зло?
- Отчасти да, мне интересно попробовать себя в каком-то другом качестве. Потом, это очень хороший сценарий. Это действительно триллер с загадками и напряжением, которое держится до финала. Ну и, конечно, замечательные партнеры.
- Кажется, раньше вашим героиням не приходилось умышленно убивать?
- Да, впервые лишаю жизни человека… Но, знаете, я же абсолютно нормальный, здоровый человек и не принимаю все, что происходит с моим персонажем, на свой личный счет, и я не схожу по этому поводу с ума. Я также абсолютно не суеверна. В предыдущих картинах я не раз умирала. Наоборот, говорят, есть такая примета, что буду жить долго...
Ирландец без вредных привычек
Для Джонни О’Райлли эта картина по сути стала дебютной. До начала съемок в его «зачетке» были только телепрограммы с рекламными роликами и один экспериментальный коллективного авторства фильм «Кома». Возможно, когда-нибудь реальная история самого ирландца станет основой сценария. Из Дублина он, молодой филолог, приехал в Москву изучать русскую литературу. Углубился настолько, что решил не возвращаться домой, забросил свои филологические изыскания и стал зарабатывать на жизнь как сценарист и режиссер. Когда я с ним общался в Крыму, он вполне сносно изъяснялся по-русски, но до конца еще не овладел арсеналом нецензурной брани. А это помогло бы ему жестче держать под управлением коллектив наших отечественных специалистов в полевых условиях.
- Наш-то совсем не пьет, - технари делились в перерывах между собой опытом предыдущих экспедиций. - На некоторых проектах, бывало, выезд группы отменяли из-за того, что режиссер утром был не в кондиции...
Кто-то в шутку парировал:
- Ничего, на монтаже запьет!
Продюсеры проекта рискнули доверить дебютанту вместе с захватывающей историей и звездный состав актеров.
- Нет сомнений, что Джонни с этой задачей справится, - был уверен Виталий Бордачев. - Он пока еще свободен от стереотипов нашего кино, и у него своя нестандартная режиссерская логика. Таких хороших сценариев уже лет пять не попадалось, поэтому зрителей ждет по-настоящему интересное, интригующее кино.
По словам Джонни О’Райлли, за этот триллер он взялся после того, как ему разрешили внести свои соображения в первоначальный вариант сценария Алексея Колмогорова.
- Идея истории принадлежит Алексею, - поясняет режиссер. - Но мне хотелось более четко прописать характеры персонажей, сделать их специфичными и глубокими, придумать каждому свою предысторию. На это у меня ушло полгода. Триллер - это жанровое кино, но я считаю, что и в жанровом кино должны быть хорошо прописаны характеры с интересными предысториями.
К слову, ролью в этом триллере Сергей Гармаш пополнил свою галерею образов простоватых мужиков, которым водка и невидимые тараканы «подворачивают» голову. И в помещении, и на свежем воздухе ему опять довелось орать с перекошенным лицом, при этом он еще и палит из карабина по воронам, а потом и по Ромашу, заставляя его собирать мертвых птиц. «Тушки» на самом деле оказались не бутафорскими, но, где полный мешок их набрали реквизиторы, так и осталось секретом. Кстати, не исключено, что после схода снегов кого-то из туристов ждала и более привлекательная находка - 100-долларовые купюры. Крупная сумма денег была у героини Марины Александровой, и одну пачку «баксов» потеряли возле Овечьего грота. Деньги совсем как настоящие…