МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Сакский секрет «бомбы»: как наши разведчики в Крыму мир спасали

Фото: Майкл Львовски

В многообразии крымской природы Олег Фесенко для съемок своего многосерийного фильма «Бомба» отыскал засушливую Аризону с каньонами, унылую Неваду с пустынями и аскетичность японских островов с бушующим Охотским морем.

- У нас на полуострове десятки съемочных объектов и декораций, - рассказывал на съемках режиссер. - Мы по всему побережью катаемся: снимали и в Ливадийском дворце, и в Инкермане, и в Гурзуфе, и в Феодосии. А в Тихой бухте, недалеко от Коктебеля, мы построили японский лагерь для американских военнопленных, который по сценарию находится на острове Ату вблизи Камчатки, и именно оттуда начинается внедрение нашего разведчика Ивана Гучкова. В Штатах он будет действовать уже под именем Стэнли Либера…

Говорим по-английски

Скупой холмистый пейзаж в окрестностях сакского озера Кызыл-Яр сошел за южную часть Аризоны. Там по пыльной грунтовой дороге на «Фиате» 1936 года выпуска мчался к мексиканской границе американский морпех Стэнли Либер с красавицей женой Шейлой и их малышом Джереми. За рулем раритетного автомобиля актер Алексей Бардуков. Его сложно было узнать даже со второго пристального взгляда - так над ним «поглумились» гримеры: лицо в шрамах, на лоб спадает длинная челка из-под шляпы канотье, глаза скрыты за черными стеклами солнцезащитных очков. Фото: Майкл Львовски

- Парик, усы, следы от ран - это все для того, чтобы обезличить моего Гучкова, который внешне похож на пропавшего без вести американского солдата и который под его именем возвращается в США, чтобы подобраться к проекту по разработке атомного оружия, - говорит Алексей Бардуков. - Ради страны он бросает свою любовь, понимая, что, скорее всего, не вернется домой - даже не знаю, согласился бы я на такую авантюру, окажись на его месте. Меня сразу же захватил этот сценарий, и я его прочитал в один присест, как интересную книгу. Мне это время близко по ощущениям - я уже не первый раз снимаюсь в военных фильмах, а перенестись в пространстве мне помогает воображение. За время съемок еще и английский язык подтянул - каждый вечер зубрю наизусть свои фразы.

Параллельно с «Бомбой», и также в Крыму, Алексей Бардуков тогда снимался в другом сериале о войне - «Красные горы» (2013). И, проезжая сотню километров от одной съемочной площадки до другой, он из Америки возвращался на Дальний Восток, где уже жил жизнью Ильи Рогова, воспитанного офицером японского гарнизона… Фото: Майкл Львовски

А в «Бомбе», помимо решения шпионских многоходовок, персонаж Алексея вынужден делать и выбор между двумя женщинами: в Ленинграде осталась его студенческая любовь Лика (Ольга Арнтгольц), а в Лос-Анджелесе к нему прикипела сердцем Шейла (Ольга Сутулова), что детективному сюжету придает еще и мелодраматический нерв.

- Мне пришлось полностью изменить структуру фильма, исходя из подбора актеров, - рассказывает режиссер Фесенко. - Изначально я видел это в стилистике документальной, а в итоге мы пошли по пути как бы рисованного детективного сюжета, который широкая аудитория будет воспринимать не как реальные факты, а как кадры, с помощью которых они поверят в эту ситуацию. Еще для меня важно, чтобы после просмотра нашего фильма мальчишки играли не только в трансформеров, но и в таких наших незримых героев, которые своими подвигами помогли нам одержать победу.

Сальвадор и Царевна Несмеяна

«Фиат» Гучкова уходил к мексиканской границе от погони. За ним на раритетном «Опеле» гнались американцы. Спасителем в этой авантюре для нашего разведчика стал безымянный мексиканец-проводник, которого сыграл известный байкер Ашот «Сальвадор» Арушанов.

- Моя внешность располагает к такому латиноамериканскому характеру, поэтому меня и утвердили на эту небольшую роль, где мне помимо нескольких фраз по-испански еще приходится и помахать кулаками, - с достоинством о своих достижениях в кино рассказывал Ашот. - Правда, зрители не увидят самой драки, а только мою окровавленную физиономию с разбитой губой, когда я после стычки с полицейскими буду выползать из участка на дорогу. Я всегда за реальные кадры: если это драка, так чтобы уже без особых нежностей. Сам предлагаю - бейте, за бороду меня таскайте! У меня всегда была мечта сниматься в кино, и помалу моя карьера в этом направлении набирает обороты - пока меня чаще всего зовут играть байкеров, кавказцев, громил, но, надеюсь, будут и серьезные, большие роли. Фото: Майкл Львовски

На съемочной площадке Ольга Сутулова с настороженностью отнеслась к присутствию репортера и наотрез отказалась говорить о своей работе. За актрисой уже закрепился статус «царевны-несмеяны», которая говорит и улыбается только после команды «Камера, начали!». Ей пришлось искать подход к полуторагодовалому партнеру - малыш у нее на руках все время орал, как будто его из нежных рук мамы передавали в ежовые рукавицы. Так и сняли малыша-красавца зареванным. Фото: Майкл Львовски

- Ситуация в кино сейчас такая, что не режиссер снимает картину по своему замыслу, а ему предоставляют 7-10 сценариев, и он из всего этого барахла смотрит и выбирает то, что можно каким-то образом построить более или менее пристойное, - откровенно обрисовывал ситуацию Олег Фесенко. - Ведь там, на телеканалах, по заказам которых я снимаю, люди, отвечающие за сериалы, за сценарии, никакого отношения к кино не имеют! И в итоге еще не было такой картины, где бы я не выкручивался. Здесь мне предстоит показать линию фронта - а у меня нет ни техники, ни оружия. Я так на съемках «Тунгуса» уже показывал войну с одним немецким танком. Но я так хорошо и качественно снимаю в этих тупых, безмозглых условиях без денег, что потом заказчики смотрят и радуются: «О, какое у нас богатое кино!» Невероятно, но это еще и зрителям понравится. Фильм-то в итоге будет очень даже неплохой! После Крыма мы будем работать в Болгарии - там остались декорации Америки 30-х годов, в которых Кристофер Нолан снимал возрождение своего «Темного рыцаря» (2012). А чтобы «оживить» Лос-Анджелес той поры, мы будем вплетать кинохронику в реальные кадры.

Крымскую 8-серийную «Бомбу» зрители увидели в 2013 году. А через семь лет на ТВ появилась еще одна «Бомба» - тоже в восьми сериях. Режиссер Игорь Копылов показал свою историю «секретного проекта» с Евгением Ткачуком в главной роли.

На полуостров в поисках Америки

Одним из первооткрывателей крымской Америки для кино был Леонид Гайдай. В картине «Деловые люди» (1962) по трем новеллам О. Генри он показал «настоящие» ковбойские просторы - и в истории «Дороги, которые мы выбираем» (эпизоды после ограбления поезда снимали на плато Ай-Петри, у Белой скалы в Белогорске и рядом с Ялтой в Никитской расселине), и в истории «Вождь краснокожих» (снимали в поселке Куйбышево Бахчисарайского района).

К пионерам, справедливости ради, стоит отнести и режиссера Владимира Каплуновского - свою Америку в Крыму он нашел еще раньше для съемок «Мексиканца» (1955) по мотивам одноименного рассказа Джека Лондона.

Невероятным событием в 1972 году была экспедиция в Крым кинематографистов из ГДР. Ханс Крацерт (студия DEFA) привез самого Гойко Митича - главного индейца всех времен и народов - на съемки «Текумзе». И мы его видим у подножия Демерджи (как будто штат Индиана).

А перед этим осенью 1971-го улица Коммунальная в Ялте превратилась в один из проспектов чилийского Сантьяго в фильме Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово - свобода!».

И только потом был «Всадник без головы» (1973) Владимира Вайнштока с неподражаемым Олегом Видовым в роли мустангера Морса Джеральда. Техас, асьенда Каса-дель-Корво… Снимали в окрестностях Белой скалы и в Ливадийском дворце. И, справедливости ради, важно отметить, что именно Владимир Вайншток открыл в Крыму пиратский мир - в его экранизации «Острова сокровищ» (1937) Джон Сильвер, Трелони и капитан Смоллетт искали клад на нашем полуострове. Любим и пересматриваем мы и другие два «Острова сокровищ» - Евгения Фридмана (1971) и Владимира Воробьева (1982), но это, опять же, не Америка, совсем другая история. А вот где еще мы видим Америку - Южную и Северную, которую сняли в Крыму: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Век просвещения» (1992), «Сердца трех» (1992), «Империя пиратов» (1994) - не Америка, но рядом, вымышленный остров Либертания, «В империи орлов» (1996)…

И относительно недавно Сан-Франциско снимали в Ялте и в Кореизе - в Юсуповском дворце, для сериала Кирилла Белевича «Начальник разведки» (2022).

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах