МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

В Крыму поставили спектакль, посвященный без вести пропавшим детям

На сцене декорации барака. Семь старых кроватей, застеленных разного цвета одеялами. На первой кровати лежит Тоня: 15-летняя девочка хотела свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви. На второй кровати сидит Толя: он специально не вспоминает свою жизнь, потому что боится вернуться к ней вновь, мальчик сам воспитывает младших брата и сестру, так как родители страдают алкоголизмом. Третья кровать принадлежит аутистке Маше: она говорит всегда одни и те же фразы, объясняя свою историю рисунками, к девочке хорошо относятся и снисходительны к ее шалости - воровству шнурков и пуговиц. На четвертой кровати прыгает Света: она всех раздражает своим неугомонным поведением и тревогой. На пятой и шестой кроватях, лицом друг к другу, сидят братья Вова и Сережа, они не обращают внимания, куда попали, играя на смартфонах. Седьмая кровать пустует. У каждого героя своя судьба, но объединяет их одно - город пропавших детей, место, откуда немногим дано вернуться обратно.

Так начинается спектакль «Город пропавших детей» в постановке театра-студии «Без границ» Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов Республики Крым. Пьеса Олега Кошевого, воплощенная в жизнь режиссером, заслуженным артистом Республики Крым Алексеем Кубиным, посвящена острой и актуальной теме взаимоотношений между подростками и взрослыми. Эта история о том, как, совершив необдуманный поступок, дети убегают из дома. Согласно статистике, каждый год в мире пропадает без вести около 8 миллионов детей, в день - 22 тысячи! В России последние пять лет ежегодно в розыске находятся порядка 55 тысяч детей. Но следов многих пропавших детей так и не находят…

Пьеса, рожденная в муках

Олег Кошевой работал актером в Николаевском академическом художественном драматическом театре. В Крым он переехал в 2022 году. Днем работал арт-директором в отеле, а по вечерам писал пьесы - комедии и трагикомедии. Но однажды, когда он наблюдал за детьми, у него родилась идея необыкновенной истории.

- У моего руководителя было двое детей, - рассказывает Олег. - И когда самый младший, 5-летний, ругался с братом или родителями, так психовал, что разворачивался и уходил куда глаза глядят. Все ссоры заканчивались таким его выпадом. В нем настолько бурлила эта обида, что он мог уходить на большие расстояния, ни разу не обернувшись, будто не желая, чтобы его остановили. Конечно, его всегда возвращали, родители не упускали мальчонку из вида. Ну, а мне стало интересно: куда он идет? А если не вернется? Я залез в Интернет, узнал, что есть Ассоциация пропавших детей. Я начал копать, углубился в эту тему. Меня интересовал психологический аспект: почему дети пропадают, куда они исчезают? Знаете, сколько историй, когда ребенок исчез практически на ровном месте, стоило только родителю отвернуться. И некоторые не нашлись до сих пор.

Так у писателя с актерским образованием возникла мысль придумать город пропавших детей, куда детвора попадает и пытается разобраться в своих проблемах. Для психологической нагрузки в пьесу ввели ребенка с аутизмом. Чтобы правдоподобно описать своего героя, Олег изучал специализированные книги.

- Мой герой Миша (в постановке Алексея Кубина это девочка Маша - прим. ред.) собирает шнурочки, пуговицы, которые складывает определенным образом. И если этих детей выбить из зацикленности, у них начинается паника. Мой Миша, будто через шнурочки, цепляется за этот мир. Забегая наперед, скажу, что этот персонаж, благодаря своей особенности, спасает всех.

В сюжете много личных событий из детства автора и его знакомых. Будто бисер, он нанизывал эти истории. Это сделало пьесу живой и душераздирающей.

Писал Олег около четырех месяцев и все это время больше ни о чем не мог думать. Признается, что это его стиль: он настолько погружается в работу, сживается с персонажами, что они становятся навязчивой идеей и днем, и ночью, вплоть до того, что снятся. И когда рождает пьесу, будто всего себя оставляет на бумаге, и кажется, что больше уже ничего не напишет. Проходит полгода, и его вновь начинают посещать мысли: а не написать ли ему на эту тему? Так Кошевой оживает и возвращается в творческое русло.

Когда «Город пропавших детей» был готов, Олег дал прочитать его своему давнему другу и по совместительству актеру и режиссеру Алексею Кубину.

- Я прочитал пьесу и сразу захотел ее поставить, - подключается к беседе Алексей. - Я не воспринимаю спектакли, которые не несут никакой эмоциональной нагрузки. Наш бывший художественный руководитель театра им. Горького Анатолий Новиков говорил такую фразу: «Какую мы хотим послать телеграмму в зрительный зал?» Вот мне не нравятся пьесы без телеграммы.

Пьеса затрагивает насущные проблемы общества: наркотики, буллинг, суицид, принятие людей с ОВЗ и т. д. Создав свою историю, проявив писательский талант, Олег последовал правилу великого Александра Ханжонкова: никогда не вмешивайся в работу режиссера. Он даже не приходил на репетиции, чтобы не мешать своей пьесе оживать на сцене.

У Алексея на этот счет есть свое мнение.

- В 2012 году я работал в Еврейском центре в Одессе. И меня пригласили поставить спектакль по пьесе Сергея Стеблиненко «Еврейское счастье». Так вот драматург настолько вмешивался в творческий процесс, что руководство центра не выдержало и решило заморозить эту постановку. А жаль, это была милая еврейская комедия, - вздыхает Кубин.

Помимо крымской сцены, «Город пропавших детей» поставили еще три театра нашей страны: в Лянторе (Сургутский район), Обнинске, Ярославле. И, что необычно, в двух случаях пьесу находили в Интернете дети и обращались к режиссерам с просьбой поставить спектакль.

- Если детям нравится этот материал, значит мы на правильном пути, - радостно отмечает Олег.

Несмотря на то что главные действующие лица - дети, Алексей Кубин убежден, что этот спектакль предназначен не для подростков, а для родителей. Он обозначил жанр пьесы как триллер-детектив. На афишах стоит ограничение по возрасту 12+. А в качестве зрителей он хочет видеть как можно больше родителей.

Без границ

И если, как признался режиссер, ему не нужно собирать обратную связь, он сам себе критик и готов отказаться от постановки, если она не будет идеальной, то автору важно услышать мнение о своем творении.

- После спектакля я разговорился с 11-летней девочкой и спросил, что она вынесла для себя. И она ответила: я поняла, что всегда нужно разговаривать с родителями. И это основной посыл пьесы: «Говорить - не страшно», - размышляет Олег Кошевой. - Один мой знакомый назвал пьесу психологическим трешем, и тут же пишут дети с просьбой поставить спектакль. Такие противоречивые чувства. Но я считаю, что задача театра - провоцировать, переходить какие-то грани, выбивать людей из привычной колеи жизни.

Реализация проекта была бы невозможна без участия руководителя театра Дмитрия Кучмия. Пьеса полностью перекликалась с жизненной позицией Дмитрия.

- Поэтому я сразу за нее ухватился и начал искать возможности для постановки спектакля, - рассказывает руководитель тетра, на плечи которого легли материальные вопросы. - Я написал в Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив. Везде отказ. И только Государственный комитет молодежной политики Республики Крым проявил интерес. Мы подали заявку и получили грант.

Спектакль - удовольствие не из дешевых. Даже если речь идет не о большой сцене. Хотя «Без границ» уже давно претендует на звание профессионального творческого коллектива.

- Декорации, гастроли, транспорт, размещение артистов, если это за пределами Крыма, а наш театр уже гастролирует и в Херсонской области. Что касается Крыма, то у нас сейчас почти каждые выходные гастроли: Феодосия, Судак, Симферополь, Симферопольский район. Много приглашений на сентябрь, - говорит Кучмий.

- Алексей, вы много работаете с молодежью. Делаете ли вы им поблажки в силу возраста? - интересуемся у режиссера.

- Никаких поблажек! - категорично заявляет Кубин. - У нас совместные спектакли с взрослыми, поэтому требования ко всем одинаковые. У меня нет разделения по возрасту, все выполняют задачи, которые стоят перед актерами на профессиональной сцене. Тем более что многие потом связывают жизнь с актерской средой. Я всегда привожу в пример Андрея Гука, парня с особенностями здоровья. Он себе не позволяет делать поблажки, он настоящий актер, который умеет тонко чувствовать и проживать жизнь своих героев. Своей игрой он способен довести зрителя до слез, даже если у него маленькая роль. А то, как читает монолог Варя Карпач! Только из-за этого монолога можно было ставить эту пьесу. Вы вот выразили восторг от игры Лизы Толкачевой, воплотившей аутистку Машу. В нашем спектакле задействованы еще такие замечательные актеры, как Василиса Замотаева, Алиса Мирошниченко, Коля Шабанов, Вероника Николова, Полина Ковалева, Наталья Галич, Никита Осадчев, Наталья Болдырева, Елизавета Стахова, Татьяна Шабанова и другие.

Поговорив про пьесу, Дмитрий Кучмий делится мечтами: иметь отдельное здание для театра, так как свою студию они переросли и в них все еще сидит страх затопления, как это уже было. А что касается постановок, то с таким тандемом, как Кубин и Кошевой, им идей хватит до конца жизни.

- Мы сейчас репетируем три спектакля, - откровенничает Алексей. - Это комедия Олега Кошевого «Наташины рассказы» - история о женском одиночестве, блистательная пьеса Майкла Ардитти «Магда» о последних днях войны и третий, детский спектакль - по рассказам советских классиков.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах