Юрий Кара обозначил в легендарном пространстве полуострова несколько точек для современных мифов и паломнических маршрутов: коварный Озрик подтолкнул несчастную Офелию с обрыва у «Ласточкина гнезда», а похоронили ее на Монастырской скале в Инкермане; Розенкранц и Гильденстерн погибли на катере в Балаклавской бухте; Лаэрт получил смертельное ранение на площади Воронцовского дворца в Алупке; там же печальная участь постигает Полония и Гертруду с Клавдией. Такая вот невеселая история в готических и неопанковских тонах. Все, как написал Шекспир… только с акцентом на время - уже ХХI век. И поэтому байкеры Розенкранц и Гильденстерн разъезжают на злых «харлеях», а Гамлет и Лаэрт - в рокерских «прикидах» гоняют на дорогущих «Ламборгини».
Вопрос на всю жизнь
Из фасадов и интерьеров, парковых аллей и дворцовой площади Воронцовского дворца операторами собран образ резиденции финансовой корпорации «Эльсинор», в борьбе за контроль и владение которой плетутся интриги и расцветает ядовитым цветом коварство. География происходящего обозначена условно, но всем зрителям ясно, что это все происходит где-то у нас и сейчас. По идее режиссера Юрия Кары никого не должно смущать и то, что у всех персонажей фильма сохранены имена из нетленной трагедии и говорят они языком Уильяма Шекспира в стихотворном русском переводе.
- Вопросом: быть или не быть? - мы задаемся всю свою жизнь, - пояснял мне на съемочной площадке Юрий Викторович. - Только мне показалось, что его надо задавать не в 30 и 40 лет, а как можно раньше, как минимум лет с 20. Этим и обусловлена концепция фильма и выбор актеров на главные роли. История кино уже знает Гамлетов в исполнении 40-летнего Смоктуновского или 30-летнего Лоуренса Оливье. Роли замечательные, но это неправдоподобно, потому что по возрасту их матери практически их же ровесницы. Театрально все это, но не жизненно. Вот поэтому у меня Гамлета, Горацио, Офелию играют 20-летние актеры. Это одна из первых постановок, которая близка именно к тому, что написал Шекспир. Риск, конечно же, есть, но я надеюсь, он будет оправдан. Во время съемок я выяснил, что многие из молодых ребят, которые работают у нас в съемочной группе, никогда не читали «Гамлета»! Так что у нас еще и просветительская роль - рассказать, что же там «в датском королевстве» происходит, и обратить молодежь к чтению.
Гамлет наших дней
На роль Гамлета режиссер выбрал Гелу Месхи, тогда 23-летнего выпускника школы-студии МХАТ. За ним было приятно понаблюдать даже на репетициях, когда он без игрового костюма и грима. Гела из тех с виду хрупких, но не гнущихся - с твердым стержнем, сильных характеров... Кстати, у себя на курсе в студенческом спектакле он играл Розенкранца и, конечно же, всегда мечтал сыграть Гамлета.
- Когда Юрий Викторович пригласил меня на пробы, я не поверил своим ушам, - признался Гела на съемках в Алупке. - Я знаю, что критики будут говорить, что мой Гамлет не похож на того, которого 45 лет назад сыграл в фильме Григория Козинцева великий актер Смоктуновский. Да ведь и не надо! У него было свое видение, у меня - свое. Может, кто-то нас поймет, даже оценит, но я не собираюсь никого копировать. У каждого свой Гамлет. Когда я приехал в Крым, перед первым съемочным днем мне приснился очень страшный сон. Не буду рассказывать, но проснулся я в холодном поту. Такие ужасы, вы не представляете. Наверное, в шекспировской трагедии что-то есть. Мне постоянно снится текст. Он давит на меня. Даже сейчас я разговариваю с вами, а думаю о тексте...
По сценарию фильма, Гамлет - тоже принц, наследник финансовой империи, учится в Лондоне, и там застает его весть о смерти отца - президента корпорации «Эльсинор». Он приезжает на похороны, и тут ему призрак отца рассказывает страшную историю о том, что за власть, за королевство, за эту корпорацию разгорается нешуточная борьба. Отец был умерщвлен насильственно, и его призрак призывает отомстить.
- И если у Шекспира средневековый Гамлет должен подняться над суетой, собраться с силами и духом и, по законам кровной мести, отомстить за отца, то у нас Гамлет, будучи современным интеллигентным человеком, решает вопрос: а нужно ли ему опускаться до уровня убийц и бандитов? - поясняет режиссер Кара. - Он всячески сопротивляется этому, но в конце концов ему все-таки приходится защищать свою жизнь и сражаться.
Врагов Гамлета играют мощные, атлетически сложенные парни - Дмитрий Дюжев (Клавдий), Илья Оболонков (Гильденстерн), Александр Бердников (Розенкранц). Они ростом на голову выше, и это придает особый драматический контраст противостоянию.
Скромное место в сюжете
Отдельным событием этой экспедиции стало появление на съемочной площадке легендарного Армена Джигарханяна. У него была эпизодическая роль - могильщика. У Шекспира их в пятом акте было два, в сценарии Кары остался один. Сцену разговора могильщика с Гамлетом и Горацио снимали в скальном гроте возле развалин инкерманской средневековой крепости Каламита. Там Армен Борисович и раскопал череп Йорика. Свою работу он сделал классно - за один съемочный день, ради которого он специально прилетел из Москвы в Крым.
- Это самое гениальное, что создано человечеством, - говорил тогда Армен Борисович. - Я имею в виду «Гамлета», поэтому никто ничего не знает, где вольная, где невольная импровизация. Каждый человек, живущий вообще на земном шаре, всегда ищет в Гамлете себя... Но я - актер и сейчас влюблен в своего персонажа. Станиславский говорил: «Нет маленьких ролей…» А что касается роли, я боюсь определений. Что это был за человек, что он копал? Кто я? Подумайте, четыреста лет назад он сказал одну фразу: «Бедный Йорик…» И до сих пор человечество помнит эту фразу. Что это? Что это значит?!
Несколько съемочных дней в Крыму было и у Виктора Сухорукова. Он сыграл Озрика. Это эпизодический персонаж в пьесе, и таковым он первоначально был и в сценарии Юрия Кары. Но на площадке персонаж Сухорукова разросся - с двух съемочных дней до десяти! Получился очень коварный, злокозненный тип.
- В этом сюжете я занимаю очень скромное место, - делился впечатлениями на ступеньках Воронцовского дворца Виктор Иванович. - Но почему я все-таки согласился на эту обслуживающую роль? Чтобы сделать ее важной, чтобы сделать ее заметной… Компания уж больно хорошая. Тут и Женя Крюкова, и Дима Дюжев, и уже новое поколение молодых актеров. Так что сама история очень любопытна, все-таки Гамлет в современном каком-то понимании, и видении, и сочинительстве… Я всегда люблю экспериментировать, люблю авантюры в своем деле.
Справка
Все отечественные фильмы по произведениям Уильяма Шекспира:
1955 г. - «Двенадцатая ночь» (реж. Ян Фрид). Экранизация комедии. В гл. ролях: Клара Лучко, Алла Ларионова, Вадим Медведев
1955 г. - «Отелло» (реж. Сергей Юткевич). Экранизация трагедии. В гл. ролях: Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Андрей Попов
1961 г. - «Укрощение строптивой» (реж. Сергей Колосов). Фильм-спектакль по одноименной комедии. В гл. ролях: Людмила Касаткина, Андрей Попов
1964 г. - «Гамлет» (реж. Григорий Козинцев). Экранизация трагедии. В гл. ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Михаил Названов, Эльза Радзиня
1970 г. - «Король Лир» (реж. Григорий Козинцев). Экранизация трагедии. В гл. ролях: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль
1973 г. - «Много шума из ничего» (реж. Самсон Самсонов). По одноименной пьесе. В гл. ролях: Галина Логинова, Константин Райкин, Татьяна Веденеева, Леонид Трушкин
1978 г. - «Комедия ошибок» (реж. Вадим Гаузнер). По одноименной пьесе. В гл. ролях: Михаил Козаков, Михаил Кононов, Ольга Антонова, Татьяна Данилова, Софико Чиаурели
1983 г. - «Любовью за любовь» (реж. Татьяна Березанцева). По пьесе «Много шума из ничего». В гл. ролях: Сергей Мартынов, Аристарх Ливанов, Лариса Удовиченко
2009 г. - «Гамлет ХХI век» (реж. Юрий Кара). По мотивам трагедии. В гл. ролях: Гела Месхи, Юлия Кара, Дмитрий Дюжев, Евгения Крюкова, Данила Козловский.