Издания, представленные в разделах «Русский музей, столица Петербурга», «Сокровищница национального искусства», «Коллекций дивных ряд» знакомят с прошлым и настоящим музея, по праву называемого «столицей Петербурга». Ведь современный Русский музей – это комплекс дворцов и замков 18-19 веков. Его коллекция насчитывает свыше 400 000 экспонатов (с X по XXI век), главным достоинством которых является не подражательность, а самобытность.
Идея создания Русского музея принадлежала Александру III, большому ценителю и подвижнику национального искусства. Задуманное императором осуществил, уже после его смерти, сын Николай II. 13 (25) апреля 1895 года им был подписан указ об учреждении «Русского Музея Императора Александра III». Для посетителей торжественное открытие музея состоялось 19 марта 1898 года.
«Рассказы о Русском музее» Ю. Л. Алянского, «Письма из Русского музея» В. А. Солоухина, «Рассказ о русской живописи» Г.С. Островского, «Исторический и батальный жанр» Э. В. Кузнецовой, «Русское изобразительное искусство» И. И. Пикулева знакомят читателей с самыми известными произведениями живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из собрания музея. В его залах можно увидеть иконы Рублева, знаменитые полотна Репина, Васнецова, Серова, Сурикова, Перова, Айвазовского, Левитана, Врубеля. «Все придает музею вид дворца. Боровиковские, Левицкие, Брюлловы наполняют его истинным великолепием. Былая культура, деяния наших предков, великих и малых, раскрываются восхищенному взору», – восторженно писал Михаил Нестеров.
Владимир Солоухин в книге «Письма из Русского музея» отмечал, что «Русский музей это… еще и географическое понятие. Это целая страна, в которую можно совершить путешествие… Кроме того, это путешествие во времени. Побываешь и на берегах Иртыша вместе с казаками, покорителями Сибири, и в Заволжском скиту».
Любителям краеведения будет интересно узнать, что наш полуостров представлен в живописной экспозиции Русского музея морскими и горными пейзажами, видами Феодосии, Судака, Старого Крыма, Бахчисарая, Севастополя, Гурзуфа и Ливадии (Ялта) в работах Михаила Иванова, Никанора Чернецова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Константина Коровина, Ивана Айвазовского и Константина Богаевского.
«Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее… Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с культурами, с другими национальностями, ему легче жить», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачев и с этим трудно не согласиться.