МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Жигунов объяснил, почему занялся спасением дачи импрессиониста Коровина в Гурзуфе

При Украине на территории полуострова актер наблюдал «подспудное отрицание русской культуры»

Известный советский и российский актер, режиссер и кинопродюсер Сергей Жигунов с супругой Викторией еще в начале 2024 года открыл в Гурзуфе Дом-музей первого русского импрессиониста Константина Коровина. Недавно в музее, много лет пребывавшем в плачевном состоянии, побывали представители «МК», что стало поводом для интервью с Жигуновым о Крыме как духовном пространстве, политике, «наступающей на пятки» культуре, и прошлом полуострова, в котором русским гениям и связанным с ними местам не уделялось должного внимания.

- Сергей Викторович, почему Коровин и почему именно Гурзуф? Здесь все решил случай или сказались ваши эстетические предпочтения, любовь к художнику?

- Как всегда в жизни, все значительно проще. Мы совсем недалеко живем от гурзуфской дачи Константина Алексеевича. Можно сказать, что Коровин - наш сосед. Мы много лет буквально «ходили мимо» и наблюдали за тем, что там происходило. Возможность что-то исправить нам представилась - и мы ее не упустили.

- Интересуетесь ли лично вы искусством? Может быть, коллекционируете живопись, владеете картинами Коровина?

- Нет, Коровин - это очень дорого. Обладать его работами было бы прекрасно, но в таком случае мы бы все равно отнесли их в музей. Он мастер такого уровня, что не очень хорошо, если кто-то один на его картины смотрит, их должны видеть люди. Есть художественный предел, после которого ты должен понимать, что спрятал этот шедевр от всех остальных.

- Насколько обширно собрание музея Константина Коровина в Гурзуфе?

- К сожалению, оно не богатое совсем - это в большей степени мемориальный дом, который когда-то построил Константин Алексеевич, где жил много лет и куда к нему приезжали такие же, как он, титаны.

В музее есть две его работы - одну мы подарили музею, вторую нам очень благородно предоставили на три года.

Также есть работы сына - Алексея Константиновича Коровина - и значительная экспозиция учеников Коровина - тридцать пять подлинных полотен.

- Когда мы говорим о подлинности, на чем мы основываемся?

- На серьезных экспертизах Третьяковки, Русского музея и так далее. Коровин и художники его уровня без экспертизы невозможны.

- Мы понимаем, что когда речь о культурном проекте в Крыму и в целом на новых территориях, то это не только меценатский жест, но и политический.

- Я не хотел бы политизировать нашу деятельность, но при Украине это место находилось в чудовищном состоянии. Константин Коровин, несомненно, русский художник, создавший невероятное количество шедевров русского живописного искусства.

Но его дом был превращен фактически в ночлежку украинским союзом художников (Национальной спилкой художников Украины, - авт.), был замордован до неприличия. Как и весь Крым, собственно - я там живу давно.

- Сколько лет?

- С 2004 года. Лет двадцать я за всем наблюдаю и видел, как к Коровину относились. Конечно, подспудное отрицание русской культуры присутствовало. Константину Алексеевичу от большевиков досталось - ему пришлось эмигрировать, плюс «добавили» украинцы.

- Насколько вам Крым интересен как культурное пространство: Дом Волошина, Музей Айвазовского в Феодосии - концентрация объектов невероятная. Вопрос этот не подразумевает возгласов «Крым наш», но ставит целью понять причины нашей общей привязанности к полуострову.

- Крым наш - и это не обсуждается. И не видеть неких параллелей невозможно, к сожалению. Чем бы я занимался - кино или музеем - натыкаешься все равно на политику. В данном случае точно.

Уважения к наследию Коровина в прошлом не было, некоторые его картины в 90-е пропали в Гурзуфе при сымитированном пожаре на вилле Саламбо, где сейчас находится музей. Исчезли тогда и все предметы обстановки. Из наследия художника осталось само здание, некоторые зеленые насаждения на территории и мастерская, в которой умудрились разместить оборудование для столовой.

А по поводу Крыма могу сказать - я не музеевед, но он весь состоит из объектов культурного наследия. В Гурзуфе дом Ришелье (Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе, - И.В.), дача Чехова и дача Коровина расположены на одной линии, расстояние между ними - пара сотен метров. В первой локации Александр Сергеевич придумал «Евгения Онегина», Антон Павлович в своем домике дописал «Три сестры», а неподалеку первый русский импрессионист Константин Коровин создал самые яркие свои шедевры.

- В ДНР есть село Сонцовка, которое находится в подконтрольной Киеву части республики. Там родился Сергей Прокофьев и есть его музей, которому гарантированно понадобится восстановление после освобождения села. Чисто гипотетически, могут ли ваши интересы в будущем распространиться и на Донбасс?

- У нас довольно активно помогает государство. Не надо на меня все вешать, пожалуйста, не все же сразу (говорит в шутливом тоне, - авт.). Я снимаю кино, много работаю: идут съемки, я сценарии пишу, занят 24 на 7, музеи - не мое активное занятие.

Есть столько людей, имеющих общественный темперамент, - они, я уверен, не оставят композитора без присмотра. К тому же, Министерство культуры обладает довольно широкими полномочиями - на восстановление особняка Ришелье, скажем, выделили несколько сотен миллионов рублей. Наверняка, с музеем Прокофьева будет все хорошо, куда он денется, раз на балансе у губернатора (главы ДНР, - авт.) находится.

В Гурзуфе ситуация другая, там музея не было, и к нам пришло осознание, что вместо него могут открыть очередной ресторан или винный магазин. Это было бы неправильно.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах