Бюджет картины составил 55 миллионов шведских крон (по курсу 1986 года - 7,13 за $1), и к ее созданию, помимо наших кинематографистов, были привлечены актеры и специалисты из Великобритании, Швеции и Норвегии.
Впечатляло уже то, что в титрах и на постерах в роли главного злодея значилось имя Кристофера Ли (к тому времени сыгравшего киллера Франциско Скарамангу в «Бондиане» и неоднократно - графа Дракулу в английских и американских постановках), а главную музыкальную тему к фильму сочинил Бенни Андерссон из легендарного квартета «АВВА». 28 сентября 1987 г. состоялась мировая премьера фильма-сказки «Мио, мой Мио».
Где-то в чудесной стране…
Начало истории о мальчике Боссе, который живет и печалится в Стокгольме у приемных родителей, снимали, естественно, в Швеции. А его дальнейшие странствия после того, как он выпустил из пивной бутылки джинна, - уже далеко от Скандинавского полуострова: замок рыцаря Като с Башней Смерти - в Шотландии, их интерьеры - в декорациях московских павильонов киностудии им. Горького, а Страну Желанную - в Крыму. Для этого сказочного уголка как будто бы и была создана украшенная дворцами и парками природа южного берега. На бороде джинна Боссе пролетел мимо замка «Ласточкино гнездо» и приземлился в Никитском ботаническом саду, где встретил своего отца - Короля Страны Желанной - и узнал, что он не просто шведский мальчик Бо Вильгельм Ольсен, а принц Мио. По аллеям Воронцовского парка в Алупке Мио скакал на белом коне Мирамисе и там же познакомился с сыном садовника Юм-Юмом, который оказался удивительно похож на его школьного друга Бенке. Беседу Мио с отцом снимали в Итальянском дворике Ливадийского дворца, а его переход во владения рыцаря Като - на Поликуровском холме в Ялте и на скале Крестовой в Нижней Ореанде. По незамысловатому сюжету сказки с хеппи-эндом, в Стране Желанной не все оказалось благополучно из-за рыцаря Като, который похищал детей и омертвлял природу дивного края, и справиться с ним суждено было только Мио. Ему уже и меч, способный пронзить каменное сердце Като, давно выковали... И с помощью верного друга Юм-Юма все у принца получилось.
Кстати, эта киноэкспедиция была под угрозой срыва - иностранцы поначалу наотрез отказывались в июне 1986 года ехать в Крым, боялись последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о которой они в первые недели после 26 апреля знали гораздо больше, чем люди в СССР. И были среди иностранцев такие чудаки, которые до конца экспедиции перед каждым обедом тестировали свои тарелки с помощью счетчика Гейгера. Нужно заметить, что и начало работы над этим фильмом было омрачено трагедией - 28 февраля 1986 года в центре Стокгольма застрелили премьер-министра Улофа Пальме. Но все эти мрачные обстоятельства не помешали созданию увлекательной картины под чутким руководством режиссера Владимира Грамматикова, получившей в итоге престижный приз Cinekid Film в Амстердаме.
Со своим чайником в Стокгольм
О том, как начиналась эта история, Владимир Грамматиков рассказывал мне в артековской гостинице «Скальная», куда его разместили на время проведения фестиваля детского кино.
- Для меня это предложение было неожиданным, и, как потом выяснилось, шведов почему-то впечатлил мой фильм - не «Усатый нянь», как можно было подумать, а «Шла собака по роялю», - в артековской гостинице «Скальная» вспоминал эту историю Владимир Грамматиков. - До сих пор не пойму, что общего между ней и западноевропейской сказкой. Но, как бы то ни было, на работу меня лично благословила Астрид Линдгрен. Я у нее был в гостях в Стокгольме. И еще тогда понял, что это неординарное событие, потому что наш шведский продюсер с вытаращенными глазами сообщил мне: «Мы едем к Астрид Линдгрен! Ты не понимаешь, мы идем к ней домой, а она никогда даже на порог никого не пускала!» Думаю, и что же я ей скажу, когда она меня спросит - какое будет наше кино? Я ведь его еще даже не представлял себе, даже не нащупал интонации - мы только натуру выбирали в Швеции. «Боже мой! - думаю. - Буду что-нибудь придумывать и врать». Взял под мышку гжельский чайник в коробке, руки трясутся, и мы поехали. Звонок в дверь - она открывает… Абсолютно нормальная квартира писательская, чуть даже захламленная - для шведов-то уж точно. Но все чистенько, все аккуратненько. Она чай прямо в этом чайнике заварила, мы сели за стол - а я все жду вопроса. И вдруг она говорит: «Володь, ты со скольки лет себя помнишь?» Я помню себя с четырех с половиной лет, когда мы переезжали в товарном вагоне из Свердловска в Москву: мама, пианино, корова Милка и четверо детей ехали в товарном вагоне две недели. Она говорит: ну вот и рассказывай. И я начал рассказ, воспроизводя то, что помнила моя эмоциональная память. А это и есть я - то, что зафиксировал из прошлого. Два с половиной часа я сидел, рассказывал фрагменты своей жизни, потом она откланялась и сказала - будет хороший фильм. «Вот потрясающе, - думаю. - Какая она мудрая, тонкая. Мои фильмы - это я. Расскажи о себе, и все будет понятно!»
После этой стокгольмской сказки у Грамматикова начались производственные будни с нестандартными задачами международного проекта: фильм снимали на английском языке, а потом уже дублировали на шведский и русский!
- И я думал: «Боже мой, где брать детей?» - рассказывает Владимир Александрович, заново переживая волнительные моменты той ситуации. - Поначалу настаивал, что это должны быть наши, советские дети, и даже получил из МИДа тайные списки тех, кто после долгого проживания за границей вернулся с родителями на родину и, соответственно, хорошо говорит по-английски. Но когда я их собрал на встречу, от этой идеи сразу отказался: таких наглых, развязных, неуправляемых - уже весь мир объехали - я еще не встречал: «Але, че надо?!» И пришлось мне искать своих романтических героев в Англии среди учащихся шести театральных школ. Со взрослыми проблем у меня не было - там они так же, как и у нас, любят сниматься в сказках, и мне посчастливилось работать с такими замечательными актерами, как Тимотти Боттомс (он сыграл Короля) и Сьюзанн Йорк (Ткачиха). Они прилетали на съемки в Крым вместе с мальчиками - Ником Пиккардом и Кристианом Бэйлом. Правда, нам же пришлось уговаривать иностранцев и гарантировать им, что в Ялте все нормально - им по карте показалось, что это рядом с Чернобылем, и они боялись ехать. А когда все-таки приехали и увидели всю эту красоту, еще и своих жен с детьми потом вызывали - мы же в Крыму полтора месяца снимали. Хорошие отношения сложились у нас и с Кристофером Ли, который, несмотря на свой устрашающий образ в фильме, был едва ли не главным шутником на съемочной площадке в Москве, где мы сняли все сцены с его участием.
Как сын садовника стал Бэтменом
После этой сказки кинокарьера пошла на подъем и у Ника Пиккарда (принц Мио), и у Кристиана Бэйла (сын садовника Юм-Юм), но совершенно по разным траекториям. Ник сейчас звезда английских «долгоиграющих» телесериалов. В обойму он попал сразу же с конца 80-х и два десятка лет блистал в роли Тони Хатчинсона из сериала «Холлиокс». Этой славы ему хватило на собственную сеть ресторанов в Лондоне и паб «Chilled Eskimo» для его мамы. А Крис стал большой звездой Голливуда и уже имеет в своей коллекции «Оскара» за роль второго плана в фильме «Боец» (2010). Кроме того, он еще трижды номинировался на «Оскара за свои роли в фильмах «Афера по-американски» (2014), «Игра на понижение» (2016) и «Власть» (2019). Само собой, не обделен он и супергонорарами за исполнение роли Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» и Джона Коннора в продолжении «Терминатора». Востребованность Бэйла на большом экране уже сейчас расписана на годы вперед. Именно после «Мио» на него обратил внимание Стивен Спилберг и утвердил тогда еще 13-летнего мальчика на главную роль в своей военной драме «Империя солнца». А ведь состояться им как большим актерам едва не помешали английские профсоюзы!
- Этих мальчишек я разглядел среди 160 претендентов, - рассказывает режиссер Грамматиков. - Когда я прилетел в Лондон, то три дня и три ночи не выходил из номера: просматривал видеоматериал, который для меня отсняли - дети отвечали на 70 моих вопросов. После этого я выбрал из них 35 пар и пригласил на этюдную импровизацию. Это было очень эмоциональное задание: один мальчик просит друга выгулять любимую собаку, потому что сам заболел, а тот после прогулки должен ему сообщить печальное известие - пес попал под машину. Я все снял, а на следующий день разразился жуткий скандал - мне чуть ли не судом грозили профсоюзы, потому что я, видите ли, не согласовал задания с родителями и агентами детей! Продюсер плакал: «Володя, нам не дадут детей, все сорвется!» Но в этом же и суть - чтобы ребята заранее не знали задание и не готовились дома! Конечно, я им ничего не сказал, и каждый из 18 финалистов уже один перед камерой по моему условию умолял и уговаривал маму не бросать его с отцом, не уходить из семьи. И это было, конечно, ой-ой-ой! Победили Николас Пиккард и Кристиан Бэйл...
Коготь для Кристофера Ли
Фантазию шведской сказочницы на тему «железного когтя вместо правой руки, которым злой рыцарь Като вырывает сердца людей» воплотил в металле московский художник-оружейник Сергей Микульский. И поскольку описание Астрид Линдгрен исчерпывалось буквально тремя словами, ему пришлось додумывать все - и внешний вид, и функциональность. На примерку «железной руки» к нему приезжал сам Кристофер Ли, легендарный английский актер, сыгравший в своей длиннющей галерее кинозлодеев и рыцаря Като.
- Он вместе с женой был у меня в мастерской, - говорит Сергей Михайлович. - Обалденный и добрый мужик оказался - никаких звездных закидонов! «Коготь» его впечатлил... Позже, на съемках фильма «Черный принц Аджуба», индусы предлагали мне за него две штуки баксов (а это 1986 год!), но не уговорили - «коготь» до сих пор у меня.
К спецэффектам в этой сказке приложил ум и руки знаменитый Дерек Меддингс, который восхищал зрителей сюрпризами в фильмах о Джеймсе Бонде и был удостоен «Оскара» за постановку спецэффектов в «Супермене» (1978). Правда, для него первая командировка в Крым оказалась крайне неудачной - по Ялте он сделал всего один шаг!
- Это был январь 1986 года, Ялту тогда неожиданно снегом завалило, - вспоминал Валерий Павлотос, отвечавший в фильме за трюки на высоте. - Дерека из аэропорта на машине привезли, и, только он вышел, выпрямился в полный рост, тут же и поскользнулся. Все мои предложения он уже выслушивал с гипсом на ноге. И я его убедил, что эпизод с пролетом бороды можно снять без компьютерной графики, «впрямую», то есть изготовить бороду в натуральную высоту и пронести ее с дублером над ночным Стокгольмом на стреле автомобильного крана, а затем уже английские «комбинаторы» впечатают в отснятые кадры голову сказочного Джинна. Он только переспросил: «Готов рискнуть? Гарантируешь?», и я с энтузиазмом взялся за интересную работу...
Дублером главных героев была девочка из Ялты
На момент съемок фильма 13-летняя школьница из Ялты Лена Ступакова была самым юным каскадером в мире! Она вместо Николаса Пиккарда и над Стокгольмом на бороде джинна летала, и в Башне Смерти по стенам карабкалась, а потом с рыцарем Като на мечах рубилась и в Крыму над пропастью по бревну шла.
- Я, конечно, и с Ником, и с Кристианом общалась - насколько мой школьный английский мне позволял, - смеется Елена, которая и сейчас живет в Ялте, она предприниматель и мама двоих детей. - И их совсем не задевало, что я делаю вместо них трюки. Они оба были такие безбашенные, балованные - особенно Ник. Меня еще поразило, что за ним везде нянька-гувернантка ходила, а он ей только приказы раздавал: «Принеси то, подай это». Я еще думала: ну что это за пацаны, которые даже прыгнуть нигде не могут?! Потом я уже раз 20 со своими детьми фильм смотрела, и они меня узнавали - то профиль, то вид со спины. Ник же только на крупных планах, а мне и прическу почти как у него тогда сделали.
По-настоящему сказочной для Лены - обычной советской школьницы из секции скалолазания - была в то время поездка в Швецию. И вряд ли кому-то еще так, как ей, удастся полетать над Стокгольмом. На высоте 40 метров она парила в ночном небе, цепляясь за бороду джинна, которую из полипропиленовых прядей швартового каната сделали наши умельцы на Ялтинской киностудии.
- В этом эпизоде мы обошлись без компьютерной графики, - открыл мне секрет Валерий Павлотос (1940–2016), придумавший технологию этого трюка. - Борода была закреплена на конце гидравлической стрелы автокрана, и вместе с ней Лена, которая болталась на моих страховках, двигала руками и ногами, поднималась вверх, чтобы у зрителей не было сомнений, что это живой герой, а не манекен. Все еще подсветили снизу прожекторами - и смотрелось это эффектно.