И не только потому, что первая постановка исторической драмы «Они были актерами», осуществленная полвека назад народным артистом УССР Анатолием Новиковым, была удостоена Государственной премии и отмечена Золотой медалью им. А. Попова за выдающееся достижение в театральном искусстве.
И не потому, что в основу пьесы Виктора Орлова и Георгия Натансона положена уникальная героическая и трагическая история борьбы и гибели реальной патриотической подпольной организации в профессиональном театре в Симферополе во время немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.
И даже не потому, что спектакль под таким названием заслуженно стал долгожителем крымской сцены и своеобразной «визитной карточкой» театра и внес за эти годы не выражающийся в точных цифрах, но явно превышающий все остальные спектакли театра вклад в патриотическое воспитание художественно-эстетическими средствами.
Особенно в самом Симферополе - тысячи зрителей, из самого города, других городов и районов Крыма, но и гостей солнечного полуострова, не могли не осознавать, что сидят в том самом зрительном зале и смотрят на ту самую сцену, где в декорациях, расписанных Николаем Барышевым, главным художником театра и руководителем подпольной группы «Сокол», играли Александра Перегонец, Зоя Яковлева, Всеволод Двин-Двинский и другие актеры-подпольщики, и с этой сцены ушли они в бессмертие. Это - в дополнение к эстетико-художественному впечатлению от спектакля, в частности к сопереживанию настоящим героям и ненависти к врагам.
Причины
Но спектакли с годами «выцветают», что происходит даже с постановками по произведениям самой высокой классики. И, в частности, из-за того, что происходит естественное старение и почти неизбежное эмоциональное выгорание артистов. Кто сосчитает, сколько сменилось актеров и даже актерских поколений в прекрасной вахтанговской «Принцессе Турандот»? Точно так же происходило и с театром им. Горького. Тем более, что уточнялись некоторые исторические детали и во второй, а особенно в третьей редакции, и вместе с новыми исполнителями и новыми режиссерами приходили новое понимание и новые акценты, отличные от выделения актуального и животрепещущего в семидесятых годах прошлого века.
Основа и новации
Канва постановки А. Г. Новикова сохранена - но реально теперь мы смотрим не просто третью редакцию прошлой постановки с новыми артистами, а спектакль, поставленный засл. арт. Украины Сергеем Ющуком. Сам он, кстати, играет достаточно сложную и «невыигрышную» роль заведомо антипатичного персонажа, гауптмана Вине, который выполнял поручение оккупационного командования обеспечить работу театра. Его Вине - совсем не карикатура, но все же воплощение зла в ипостаси внешне разумного и понятливого, вроде и снисходительного к мелким слабостям «тонких актерских натур» ценителя красоты, - но совершенно безжалостного палача. Ну и, несомненно, заслуга С. Ющука в выстраивании нового темпоритма спектакля, в умелом нагнетании напряжения к трагическому финалу.
Ярче всех
Интересно, с учетом современных сведений о персоналиях театрального коллектива, выстроил роль один из лучших актеров своей возрастной группы Дмитрий Кундрюцкий, засл.арт. РК. Его Рябинин, официально сотрудничающий с оккупантами, назначенный ими главным режиссером театра, поначалу - до блестящего исполнения монолога Сирано - вызывающий у членов организации «Сокол» и у зрителей недоверие и даже отторжение, - оказывается «своим», разведчиком, и всем дальнейшим поведением доказывающим это. И все сыграно как бы естественно, без нажима и деклараций, и, возможно, от этого еще более убедительно.
Добрых слов заслуживает исполнитель премьерной роли Николая Барышева засл. артист РК Дмитрий Еременко. Иногда кажется, что он сдерживает свой темперамент - но сразу же понимаешь, что эта сдержанность идет от чувства долга и осознания своей ответственности за судьбы и жизнь коллег и друзей. Наверняка понимает это и большинство зрителей - не случаен особенно теплый зрительский прием его работы.
Но самый большой отклик в сердцах зрителей вызвало исполнение роли Александры Перегонец засл.арт. АР Крым Жанной Бирюк. Возрастное и внешнее, подчеркнутое удачным гримом, сходство со знаменитым прототипом, чей портрет украшает фойе театра и экспозицию музея, - только предпосылки успеха. Главное - настоящее актерство. Ее Александра - гневная и обаятельная, умеющая петь и отменно играть в классических постановках, страдающая и сочувствующая, до утраты бдительности, - украшение спектакля и одновременно достойная дань замечательной актрисе и героине антифашистского сопротивления.
В целом не будет преувеличением сказать, что все актеры и актрисы этого спектакля, начиная от непривычно сдержанной, но привычно впечатляющей народной артистки Украины Светланы Кучеренко до вульгарно несдержанного, в соответствии со своей ролью, Арсена Джемилева, независимо от того, играют ли они героев или предателей, патриотов или немецких прислужников, красноармейцев или оккупантов, - четко понимают, какой это спектакль, о ком и для кого они играют.
Главное
И это поняли и почувствовали зрители - магией театра произошел не пересказ событий, сколь бы драматичными они ни были и сколь бы профессионально ни была выстроена пьеса, а взволнованный разговор от сердца к сердцу, и не случайно немалая часть зрителей не могла к финалу сдерживать слезы, и все искренне и горячо приветствовали создателей спектакля.
Особенно важной была реакция младшего поколения зрителей. Вскоре после начала спектакля они - а это добрая сотня старшеклассников, выросших - такова реальность - на видеоиграх и боевиках, - они затихли, неотрывно внимая происходящему на сцене, а в финале, очень достойно выстроенном театром, многие из них не сдерживали слез и едва ли не первыми вскочили с мест, стоя аплодируя актерам. И это яркое свидетельство актуальности, необходимости этого спектакля и важный залог его новой долгой сценической жизни.