«МК в Крыму» побеседовал с ростовским режиссером Анной Барсуковой о том, как создавался фильм, о ее впечатлениях о Крыме и связи с Русским Севером.
- Вы сами южанка, но снимали фильм о Колыме. Почему?
- Для меня Север имеет особое значение. Я считаю, что во времена СССР советский народ совершил подвиг, осваивая земли вечной мерзлоты. Это потребовало огромных усилий, здоровья, мужества, характера. Я считаю, что нельзя игнорировать это достижение - северян необходимо поддерживать и сейчас. Наверное, именно этот подвиг и вдохновил меня. Наша съемочная группа совершила путешествие через всю страну, чтобы показать жизнь Синегорья. Мы всей душой болеем за старожилов и искренне надеемся на улучшение их жизни.
- Как проходили съемки?
- Признаюсь, было сложно из-за погоды. В мороз мы снимали в неотапливаемых заброшенных домах, много времени проводили на улице. Но жители поселка нас подбадривали, отпаивали чаем, просили не задерживаться на холоде. Некоторые кадры, вошедшие в фильм, помогли снять синегорцы. Они оказались очень отзывчивыми, гостеприимными людьми.
- В фильме много времени отведено съемкам в Доме инвалидов. Почему выбор пал на это учреждение?
- Мы увидели параллель между заброшенными зданиями поселка и пенсионерами, доживающими свой век в стенах Дома инвалидов. Раньше эти люди были востребованы, их труд ценился. Но со временем все изменилось, как изменился и сам поселок - пришел в упадок, обветшал. Прошлое и будущее, отчаяние и надежда, жизнь и смерть - все имеет свой цикл. Чей-то конец - это начало другого. Я верю, что должно произойти перерождение. И начало этому положено - в поселок Синегорье, который ранее был отрезан от всего мира, наконец-то полетели самолеты.
- Не боялись, что кино станет нишевым?
- «Между отчаянием и надеждой» мог стать фильмом не для всех, но оказалось, что зрители готовы смотреть и обсуждать остросоциальное кино. Они восприняли его как пищу для размышлений, включились в диалог о проблемах нашего общества. Я видела, что у многих зрителей в глазах стояли слезы, когда они смотрели наше кино.
- Для меня ваш фильм встал в стройный ряд лучших документальных лент о Севере, в их числе «Северяне» Ильи Поволоцкого, «Атлантида Русского Севера» Софьи Горленко. Все это истории о сильных людях, психоделической природе и надежде на лучшее.
- Это правда, надежда - самое важное в жизни человека. Один из зрителей после просмотра нашего фильма сказал: «Пока я живу - всегда надеюсь на лучшее. А в жизни всегда найдется место чуду». Мы снимали сложное, но правдивое кино, хотели привлечь внимание россиян к проблемам Синегорья. Как режиссер, я веду беседу со зрителем через искусство. Говорю о проблемах демографии, возрождении русских земель. Стране нужны люди. Наши люди - главная ценность России.
- Вы приезжали на фестиваль «Святой Владимир» в 2017 и в 2019 году. Каким вы увидели Крым тогда и сейчас?
- Действительно, как сильно изменилось все вокруг! В 2017 году Севастополь и Симферополь выглядели как одна большая стройка - дороги перерыты, всюду кипит работа дорожников и строителей. Сейчас уже все построено, обустроено, облагорожено. Настроение у людей общее, единое, монолитное - патриотичное!
- Как встретили ваш фильм в Крыму?
- Для многих слово «Север» - не пустой звук. На показе присутствовали люди, которые раньше жили в Магадане и поселке Ягодное. Зрители тепло отзывались о Колыме, сетовали на текущее положение дел на Дальнем Востоке, благодарили за поднятую социально значимую тему, передавали синегорцам «Привет и поддержку из Крыма». Еще я бы хотела отметить преданность делу организаторов фестиваля «Святой Владимир», которые не стали отменять мероприятие из-за текущих событий. И, как сказала президент кинофестиваля Алена Иваниченко, надо «сплотиться в лихолетье» и верить в лучшее.