МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Владимир Асмолов: В начале 90-х были написаны мои «смелые» тексты, к которым мне добавить нечего до сих пор

Маэстро жив и бодр

В советские времена хороших певцов было мало, зато каждое имя было на слуху. Кстати, «на слуху» - как нельзя более точная фраза. Ведь если одни постоянно мелькали на телеэкранах, то, как выглядят другие, мы могли только догадываться. В основном их песни доходили до нас лишь на кассетных записях.

Владимир Асмолов родился 15 ноября 1946 г. в Сталино (сейчас это Донецк). После школы отслужил в армии. В 1973-м окончил филфак Донецкого госуниверситета. С 1975 года живет в Москве. У него нет музыкального образования, но музыку для своих песен он пишет сам. После не удовлетворившего его сотрудничества (в качестве автора песенных текстов) с несколькими советскими композиторами создал первый авторский альбом «Девочки-венерочки» (1986). С тех пор практически каждый год выходит новый альбом Владимира Асмолова. Визитной карточкой певца стала композиция «Осень жизни» из альбома «Оловянная душа» (1988). С 1989 года начал концертную деятельность. Летом 1991 года впервые посетил США, где записал свой «Американский альбом». Поныне существует легенда, что певец эмигрировал, хотя за границей он бывает только в гастрольных поездках. Несмотря на то, что Владимира Асмолова никогда широко не «раскручивали» на радио и ТВ (за исключением «Радио Шансон»), его имя достаточно хорошо известно в России и среди русскоязычного населения за рубежом, а выступления пользуются большой популярностью.

К примеру, в мою школьную юность я абсолютно не предполагала, каков в реальной жизни Владимир Асмолов, который в те годы был безумно популярен. Его хиты звучали из каждого распахнутого окна, многие знали их наизусть и с удовольствием пели в компаниях. Но информации об исполнителе у нас не было никакой. Сейчас всё, конечно, намного проще. Есть Интернет, благодаря которому можно не только увидеть любимого певца воочию, вновь окунуться в его творчество, но и узнать, как он живет, что у него нового.

Не скрою, у меня особенное отношение к Владимиру Павловичу. Я бы назвала его не певцом, а скорее актером, который выходит на сцену и доверительно беседует с публикой по душам, задевая ее самые сокровенные струны. В каждой фразе - филигранная точность, в каждой песне - философский смысл, а в каждом альбоме бьется горячее сердце живого, неравнодушного человека. Об этом и о другом - в нашем интервью с этим замечательным исполнителем: лауреатом премии «Шансон года» в Кремле, легендой русского городского романса, Почетным гражданином России.

- Владимир Павлович, слушателям среднего и старшего поколений ваше творчество хорошо знакомо. Ваши песни они продолжают слушать до сих пор, ведь для многих это ностальгия по ушедшей юности, по советским временам. В чем секрет успеха этих песен?

- Мне кажется, причины успеха очевидны. Если песня трогает сердце, а голос вызывает ответное движение души - такая песня будет жить!

- Ваши родители - люди творческие. Отец, Павел Трофимович Савельев - по образованию актер, руководил местным Дворцом культуры, мама, Александра Ильинична Асмолова, работала в Драмтеатре и вела актерское мастерство в театральной студии для детей. Неудивительно, что уже в школьные годы вы начали писать стихи, а первые песни - будучи в армии. Которая из песен была самой первой? И какая наиболее близка вашему сердцу?

- Благодаря Интернету, сегодня достаточно просто назвать эти песни и прослушать их. Первая - «Наташа» (1966), любимая - «Бессонница» (1989). На сегодняшний день записано более 500 песен. В концертном репертуаре их, естественно, не более 50.

- Несмотря на то, что вас широко не «раскручивали» на радио и телевидении, имя Владимира Асмолова в 90-е годы было на слуху практически у каждого меломана. Это была поистине народная популярность!

- Пик моей популярности - концерты во Дворцах спорта по всей России - пришелся на начало 90-х - годы псевдодемократии и развала СССР. Тогда и были написаны мои «смелые» тексты, к которым мне добавить нечего до сих пор. Потом я окончательно ушел, скорее вернулся, к городскому романсу. Недавние из вышедших альбомов - «Мы пришли из снегопада» (2021), «Любовь как дежавю» (2022).

- Несмотря на то, что в своем творчестве вы вскрывали недостатки того периода, метко пародировали окружающую действительность, тем не менее, в каждой строчке звучит искренняя любовь к Родине, к русской песне. Выступаете ли вы с концертами сегодня? Как вас встречает зритель?

- Лучше всех рассуждений на эту тему - отзыв молодого парня о моем концерте в этом году. Хотел бы привести его целиком: «Когда я был маленьким, мне очень нравились песни Владимира Асмолова. Лет в десять открыл для себя Высоцкого, но он был все же сложноват для детского мозга. Не все нравилось. А в 1988 году на кассетах появился альбом Асмолова «Оловянная душа». И вот прямо зашло! У нас весь класс его знал наизусть. «В чудном замке из картона у зеркального пруда», «Рокер по прозвищу Рокки» - помните? Отец, правда, недоумевал оттого, что мне нравится подобное. А вот дед, профессиональный музыкант, наоборот, одобрял. Когда мы жили летом на даче, часто просил включить «мужика». Так он называл Асмолова. Хорошо запомнились вечера, когда мы сидели с ним на улице и слушали про «примадонну, а быть может, поп-звезду». Потом я стал слушать другое, деду не очень заходившее. Но теплые воспоминания о песнях остались. Как-то мы в середине нулевых разговорились о музыкальных пристрастиях с моим израильским другом, Борисом Бердичевским. Узнав, что я знаком с творчеством Асмолова, Боря очень обрадовался. Сказал, что до сих очень любит его песни, но не может добыть новые записи. Просил привезти сборники из России. Я поискал, но ничего не попалось. Даже матерые пираты на Горбушке пожимали плечами: нет, не знаем такого. Несколько лет назад на рейсе до Нью-Йорка мы разговорились с соседом, и оказалось, что он хорошо знаком с Владимиром Павловичем. По его словам, маэстро жив, бодр и вполне здоров. И даже активно выступает. Я очень хотел попасть на концерт, но Асмолов предпочитал гастролировать где-то на югах. Вдобавок началась пандемия, внесшая свои коррективы в концертные графики. Но вот несколько дней назад я неожиданно увидел рекламу концерта Асмолова в московском бард-клубе «Гнездо глухаря». Из-за сложного графика я довольно тяжел на подъем, но тут решил не медлить: купил место за столиком и поехал. В маленьком зале я был самым младшим по возрасту. В основном собрались дамы постбальзаковского возраста. Заиграла минусовка, на сцене появился Асмолов - и запел те самые песни.

А меня накрыло. Не от самих песен, нет. При всем большом и искреннем уважении к Владимиру Павловичу, я привык к более… сложной музыке. Но аранжировки и сам голос словно отбросили меня на много лет назад.

Я не слушал слова - к чему, если многие до сих пор помнишь наизусть. Просто казалось, что не было этих лет. Будто можно закрыть глаза, потом открыть - и вот ты на даче, а рядом живой дед. Или можно прямо сейчас сфотографировать сцену и написать Боре в Беер-Шеву - смотри, смотри, где я сейчас. И я знаю, что он бы мне ответил. Я бы обязательно взял для тебя автограф, Боря. Песни Владимира Павловича не надвременные. Они точно фиксируют сиюминутное, но проходит год, другой - и всё, не трогает. Но маэстро, несмотря на солидный возраст, пишет новое до сих пор. И его новая «Мы пришли из снегопада» цепляет, даже несмотря на незатейливую аранжировку. Мужчина за соседним столиком, основательно поддав, начал подговаривать меня совместно атаковать дамскую тусовку, что-то под Асмолова усердно отмечавшую. А я молчал пень пнем и думал: «Дед, Боря - как хорошо, что мы снова ненадолго вместе. Что мы ненадолго пришли из снегопада».

- Отличный отзыв - точнее и не скажешь. Здорово, что люди помнят ваше творчество, интересуются новыми песнями. Ведь сегодня современная эстрада пестрит именами безликих звезд. О некоторых никто не помнит уже после пары-тройки песен, другие умудряются держаться на плаву годами, несмотря на отсутствие голоса и слуха. Театр песни сегодня - это во многом лишь яркая картинка, а работе над текстами отводится минимальная роль. Не больно ли вам слышать то, что поют сейчас?

- Мне «не больно» - я просто давно не слушаю радио «Шансон», которое вначале своего появления было самым близким к моему жанру - городской романс. А когда-то оно пускало в ротацию мои альбомы целиком (например, «Черный ворон» 2001 года). Сегодня же оно вообще «не слышит» моих новых альбомов.

- Чем вы живете сегодня? Занимаетесь ли по-прежнему творчеством либо нашли себя в новом деле?

- Продолжаю работать над альбомом под №29 (рабочее название - «Увы»), даю концерты в небольших залах.

- Доводилось ли вам выступать с концертами в Крыму? Когда вы впервые здесь побывали, чем вам запомнился полуостров?

- Лучше нет ответа на этот вопрос, чем песенка из альбома 2022 года «Любовь как дежавю», потому что она о Крыме. Но последние годы я каждое лето провожу только в Сочи.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах