Выставка организована в рамках Года культурного наследия народов России, и приурочена к празднованию Дню балалайки, ежегодно отмечаемому 23 июня.
В названия рубрик выставки-дифирамба вошли поэтические строки русских классиков: «Попляши-ка ты под нашу балалайку» (Александр Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде»), «И балалайки звук народный, и томный вечера припев…» (Михаил Лермонтов, «Романс»), «Возгремела балалайка, и я славен в тишине!» (Гавриил Державин, «Тишина»).
«Рассказы о русских народных инструментах» Ю. Васильева и А. Широкова, «Рассказы о музыке», «Энциклопедический словарь юного музыканта», «Краткий музыкальный словарь» Ю. Булучевского и В. Фомина, другие представленные на выставке издания рассказывают о самом молодом отечественном струнном инструменте, биография которого насчитывает чуть более трехсот лет. «В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет» – такую поговорку-загадку народ сложил о балалайке. Возможно именно за звонкость и шаловливость (от слова «балаболка») обрела свое название балалайка. Следует отметить, что многие балалайки, наподобие своей «прародительницы» – домры, имели овальный корпус, а некоторые вообще изготовлялись из тыквы – знаменитый русский композитор, скрипач, балалаечник и дирижер Иван Хандошкин играл на сделанной из тыквы балалайке, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку «особую чистоту и серебристость».
Искусствоведы утверждают, что своим преобразованием и «выходом» на мировую сцену балалайка обязана реформатору русских народных инструментов, создателю и руководителю первого Великорусского оркестра, балалаечнику-виртуозу Василию Васильевичу Андрееву, искренне полагавшему, что «народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли – именно такие исторические национальные инструменты». Услышав однажды игру оркестра балалаечников В.В. Андреева, Петр Ильич Чайковский воскликнул: «Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может она дать в оркестре! По тембру – это незаменимый инструмент!». Будучи последовательным в своей оценке, Чайковский ввел целый балалаечный концерт в один из эпизодов оперы «Сказание о невидимом граде Китеже». В 1889 году, после ошеломляющего успеха оркестра Андреева на Всемирной выставке в Париже, балалайка стала одним из известнейших национальных народных символов России. Любивший солировать под аккомпанемент балалаечников Федор Шаляпин однажды сказал Василию Андрееву: «От твоей заботы и любви выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...».
Популярность балалайки нашла свое отражение и в произведениях русских классиков: «Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только смолкла балалайка…» (Л. Толстой, «Война и мир»), «Рыжий песенник не вытерпел, схватил балалайку и пустился вприсядку…» (А.К. Толстой, «Князь Серебряный»), «Калашников настроил балалайку и заиграл…, было то очень грустно, даже плакать хотелось, то становилось весело» (А. Чехов, «Воры»), др.
Украшением выставки стали фигурки медведя с балалайкой, скоморохов, матрешки и предметы русского обихода.
Празднование Дня балалайки – уникальный шанс окунуться в удивительные страницы русской музыкальной истории и национального фольклора, познакомиться поближе с «самым русским музыкальным инструментом» – балалайкой, и в очередной раз восхититься ею.
У подружки моей в струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней к милой на свидание.
Играй, играй, балалаечка, звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка – России удивительная дочка!
(Юрий Визбор, «Балалайка»)