К этой значимой для отечественной культуры дате библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила респект-посвящение «Аркадий Райкин – артист на все времена: советская киноклассика».
«Аркадий Райкин» Е. Уваровой, «Энциклопедический словарь юного зрителя» и другие искусствоведческие издания из фонда библиотеки повествуют о жизненном и творческом пути «лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР», утверждавшего, что «актер – не профессия, а образ жизни, образ мысли». Будущий всенародно любимый артист родился 24 октября 1911 года в Риге. «Мама говорила, что в детстве я был очень смешной, легко и точно передразнивал и копировал приятелей, знакомых. Сам, конечно, не замечал, для меня это было так же естественно, как дышать» – вспоминал Райкин. В годы Первой мировой войны семья Райкиных «перебралась» в г. Рыбинск, а в 1922 году – в Петроград. Здесь юный Аркадий впервые попал в театр, о чем впоследствии вспоминал: «Моей школой стал театр. Любимым моим пристанищем был Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина».
В 1930 году Аркадий Райкин становится студентом Ленинградского института сценических искусств, в стенах которого познакомился со своей будущей женой – Руфиной Иоффе. Поработав после окончания института в Ленинградском театре рабочей молодежи (1935-1937) и театре имени Ленсовета (1937-1938), Аркадий Исаакович свыше сорока лет (1939-1987) отдал Ленинградскому театру эстрады и миниатюр (сегодня – Театр эстрады имени А.И. Райкина).
Судьбоносным в творчестве Аркадия Райкина искусствоведы называют участие актера в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1939 г.), в жюри которого входили И. Дунаевский, Л. Утесов, И. Ильинский, В. Лебедев-Кумач и другие авторитетные деятели культуры и искусства. После этого конкурса Аркадия Райкина, получившего за номер «Чаплин» вторую премию, стали называть «советским Чарли Чаплиным» и «чародеем пантомимы». Леонид Утесов впоследствии вспоминал: «В процессе конкурса Исаак Дунаевский все время спрашивал меня: «Этот надолго? – «На год», – отвечал я. «А этот?» – «Может быть, на три года». Вдруг на эстраду вышел худощавый, с большой шапкой черных волос молодой человек. Он быстро и непринужденно исполнил три эстрадных номера. Дунаевский, улыбаясь, спросил: «А этот надолго?» – «На всю жизнь!» – ответил я».
Успех на конкурсе привлек к Райкину внимание организаторов и любителей эстрадного искусства: записи пародийных номеров на Всесоюзном радио, участие в спектакле Московского театра миниатюр в роли конферансье, выступления на концертах в Колонном зале Дома союзов, Доме актера и на других престижных творческих площадках. В том же 1939 году Аркадия Райкина пригласили в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, а спустя три года он стал его художественным руководителем. «Если однажды я приду в театр, а мне укажут на дверь, то моя жизнь окончится на его пороге» – говорил Райкин, руководивший театром до последнего дня жизни.
В годы Великой Отечественной войны актеры Ленинградского театра выступали с фронтовыми концертами. Из воспоминаний А. Райкина: «Мне не пришлось воевать самому. Я не совершал подвигов... Я делал свое дело – выступал перед солдатами, матросами, командирами. И нацеливал свои сатирические стрелы туда же, куда целились бойцы, – в фашистов... Наш маленький передвижной театр был для бойцов кусочком Большой земли, приветом от родных и друзей, воспоминанием о мирной жизни...». Среди правительственных наград А. Райкина – орден Отечественной войны II степени, полученный им в победном 1945 году.
«Человеческая индивидуальность, гражданская позиция и доброта» – так на вопрос о необходимых сатирику качествах отвечал в интервью Аркадий Райкин. «Сатира – добро с кулаками», «Мой главный союзник – добро», «Гнев и доброта сатирика» – под такими названиями публиковались статьи Райкина в прессе. И, как утверждают искусствоведы, театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. В рецензии на один из спектаклей театра «Литературная газета» отмечала: «Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Скажут: «Я иду на Райкина». А Лев Кассиль утверждал: «Райкин сам по себе – это целый театр».
Среди наиболее известных работ Аркадия Райкина в кинематографе («Мы с Вами где-то встречались», «Когда песня кончается», «Волшебная сила искусства», «Люди и манекены» и др.) крымчанам особенно близок фильм 1954 года «Мы с Вами где-то встречались», многие кадры из которого снимались на Южном берегу Крыма, в Ливадийском дворце, в Севастополе.
«Рожденные в СССР» читатели библиотеки с удовольствием отвечали на вопросы теста «Насколько хорошо вы знакомы с биографией и творчеством Аркадия Райкина», с ностальгией вспоминали реплики актера из любимых спектаклей и кинофильмов, ставшие афоризмами: «В Греческом зале, в Греческом зале!... Мышь белая!», «От народ! Никакой культуры», «Кто Аполлон? Я – Аполлон? Он – Аполлон? Ну и нехай себе Аполлон», «Если меня в теплом месте прислонить к теплой стенке, то я еще очень даже ничего», «Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди», «На мне блестящий – в некоторых местах, костюм...» и др. Особенно тепло вспоминали удивительно талантливую игру и реплики Аркадия Райкина в фильме 1970 года «Волшебная сила искусства (Учительница)»: «Бум-бум, бум меняться, бум», «Соображаешь? Нет? Эх ты, серость» и др. Не остался без внимания и тот факт, что в 2021 году исполняется 30 лет со времени присвоения московскому театру «Сатирикон», возглавляемому Константином Райкиным, имени Аркадия Исааковича Райкина.
Когда смотрю я старое кино,
То странное испытываю чувство.
В живых артистов нет уже давно,
Но созданные волшебством искусства,
Их роли независимо живут
В особенном пространстве киномира... (Ю. Вайн)