МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Крым

Александр Тютрюмов: у меня только три недостатка - красота, ум и скромность

Настоящий подполковник

Популярный актер и успешный продюсер в Крыму бывает чаще как гость кинофестивалей, а со съемочной экспедицией приезжал пока лишь однажды. Он рассказал, что это был за проект, и, конечно же, вспомнил лихие времена «Убойной силы». Честно признался, как ему в продюсерской деятельности помогает подполковник Егоров и каких звезд еще не хватает ему, как актеру.

Актёр и продюсер Александр Тютрюмов в Крыму, фото М. Львовски.

Александр Тютрюмов родился 22 апреля 1959 года в городе Подпорожье Ленинградской области. В городском народном театре играл восемь лет и самой хитовой своей ролью считает Яшку-артиллериста в спектакле «Свадьба в Малиновке. Окончил индустриально-педагогический техникум, потом получил высшее экономическое и политическое образование. И уже имея актерский опыт в театре и кино, выбрал продюсерский факультет ВГИКа, который также с успехом окончил. Окончил Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). В актерском отделе Ленфильма с 1995 года. Состоит в Союзе кинематографистов РФ и в Санкт-Петербургской гильдии киноактеров. Обладатель приза Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» «Самый многообещающий дебют». Сыграл более 90 ролей в кинофильмах и телесериалах, в том числе в таких, как «Цветы календулы» (1998), «Убойная сила» (2001-2005), «Золотой теленок» (2005), «Мастер и Маргарита» (2005), «Закон зайца» (2007), «Укрощение строптивых» (2009), «7 главных желаний» (2013), «Бесславные придурки» (2015), «Инспектор Купер. Невидимый враг» (2017), «Подкидыш» (2019).

Крымский вопрос

- Александр Аркадьевич, в вашей кинозачетке уже около 100 ролей. При этом в Крыму вы снимались нечасто...

- Да, всего разочек. Осенью 2010-го у меня одна из главных ролей была в фильме «Люблю и точка» (режиссер Валерий Ямбурский начинал снимать картину под рабочим названием «Клофелин» - прим. авт.). Сыграл депутата в компании молодых - Димы Шаракоиса, Павла Деревянко и певицы Лилу (девушка из Симферополя - прим. авт.). Насколько это удачный или неудачный фильм - не могу сказать. Мы снимались в Севастополе... И всё, больше экспедиций у меня не было. А так в Крым я, конечно же, приезжал и до этого, и после.

- Первый раз по какому случаю?

- Первый раз в 1994 году, жили в гостинице «Интурист»… Приезжал отдохнуть, на Крым посмотреть. Тогда была возможность в Ялте отдохнуть. «Интурист» в те годы еще считался очень крутой гостиницей - по сравнению со многими советскими там как-то так чувствовался уровень другой, европейский... Ну и потом позже уже после Крымской весны 2014 года, сразу же в апреле приехал - предложил телекомпаниям свои фильмы, чтобы как-то помочь в период их становления.

- Что вас подвигло тогда на такой порыв?

- Вы знаете, ведь все-таки каждый россиянин должен что-то свое привнести в родной Крым, и я поехал, познакомился с руководством телекомпании и предложил около 20 фильмов бесплатно. Я так понимаю, что здесь с нарушениями авторских прав показывались фильмы... И я говорю: вот, ребята, пожалуйста, договор, протокол, сдал-принял, всё официально, и до сентября на благотворительной основе показывайте фильмы. Рад, что скромную лепту и я внес в развитие Крыма.

- Как в вашей семье восприняли события 2014 года?

- Крым вернулся на свою историческую Родину, и эти перемены в его судьбе нами были восприняты на ура. У меня жена с Украины, причем - с западной Украины, и она всегда говорила - это правильно. Конечно, многие там осуждают... И я хочу сказать, что вот мы беседуем по скайпу с родственниками, чувствуется - недоговаривают, чувствуется это, но вы знаете, жизнь расставит приоритеты все и скажет, кто прав… Мое мнение, да, Крым - это Россия. И как бы ни обижались там мои украинцы, коллеги, если один человек вот так взял и отдал без разрешения, а второй еще по пьяни подтвердил... Ну что сделаешь? Надо исправлять ошибки. В роли подполковника Егорова, кадр из сериала "Убойная сила" (2002).

- Что ваше продюсерское чутье подсказывает по части возрождения Ялтинской киностудии?

- В принципе желающих сделать здесь кинокомпании или филиалы кинокомпаний очень много. Что из этого получится - я не знаю, почему, потому что многие говорят - вот надо строить киноцеха, павильоны и прочее, прочее… А я как продюсер понимаю, ведь снять в павильоне можно и на другой территории. В Крыму же красивая природа, красивый ландшафт, и, если я сюда как продюсер приезжаю, уж я явно в павильонах снимать не буду. Ради этого везти сюда съемочную группу, брать в аренду павильон, нет - я сниму те места, которые мне надо, и уеду. Потенциал-то здесь большой, но будет ли на сегодняшний момент столько проектов, чтобы могли эту индустрию так сильно развить? Конечно, когда-то будет. У нас не так много таких красивых мест, с морем связанных. Я-то на суше, это вам повезло. Здесь всё есть для того, чтобы киноиндустрия заработала. Я думаю об этом. Но правду говорю - надо всё считать, просто махнуть рукой и сказать: «Я был в Крыму! Я там снимал», мне кажется, это ни к чему. Если на то есть необходимость, для съемок, естественно, всегда бы с большим удовольствием принял решение здесь снимать. Но пока у меня нет такого проекта, чтобы я мог его здесь запустить. Но при первой же возможности приеду и буду снимать. Кадр из фильма "Время Синдбада" (2012).

- Какие еще у вас ассоциации возникают в связи с полуостровом?

- Почему-то всегда Крым ассоциируется с крымскими винами, с «Массандрой». Прекрасный завод, был там - очень богатая история… С другой стороны - это отдых. Хотя на сегодняшний день, конечно, оставляет желать лучшего. Но и Москва не сразу строилась. Точно так же здесь всё можно сделать, но... Когда хожу по пляжам - вижу, что это не вчера было плохо сделано. Это уже десятилетиями здесь всё запущено, и никто сюда руку не прикладывает в хорошем смысле слова. Я надеюсь, что все-таки Крым в этом плане будет намного интереснее, чем другие места, и сюда поездки россиян - на свою Родину - будут всё больше и больше желанными. Кадр из сериала "Убойная сила" (2005).

Убойная сила

- Что стало для вас отправной точкой в кино?

- Актером я хотел быть с детства и к этому стремился и все силы прикладывал. О режиссуре никогда не думал. А продюсером стал, потому что у меня до этого уже было два высших экономических образования и мне это намного ближе, поэтому я закончил ВГИК как продюсер кино и телевидения. И на сегодняшний день еще и преподаю в университете кино и телевидения, доцент, кандидат экономических наук... Но если вспоминать первый шаг, хотелось бы рассказать про какой-то удивительный случай, но на самом деле всё было банально. Мой друг - Сергей Кабановский - работал замдиректора «Ленфильма», и у него вся эта тусовка бывала дома: отмечали день рождения, встречали Новый год… Ну, и я же тоже человек полета творческого: капустники, вечеринки, «дедморозил» в том числе и всегда был лидером компании. Там я и встретился с Александром Капицей, Царство ему Небесное. Он говорит: «Я слышал, ты хочешь сняться в фильме?» Скромно ему ответил: «Хотя бы на съемочной площадке побывать - посмотреть, как это всё происходит…» И дебют мой состоялся в первом сезоне «Улиц разбитых фонарей» - в одной из серий сыграл адвоката. Честно сказать, там только ленивый не снялся. А уж то, что все питерские актеры задействованы - наверное, сто процентов. Потом меня заметил Александр Рогожкин - предложил роль в фильме «Блокпост». А Сергей Снежкин пригласил на фильм «Цветы календулы». Вот этой ролью горжусь, она действительно интересная, красивая... За что я даже приз получил на международном кинофестивале. Это можно назвать отправной точкой моего более профессионального, творческого пути как актера. И дальше закрутилось... Я же по натуре человек не слишком стеснительный. У меня только три недостатка - красота, ум и скромность (смеется). Я о своей скромности могу говорить часами… Кадр из фильма "Копейка" (2002).

- Зрители таким и представляют вашего подполковника Егорова из «Убойной силы»...

- «Убойная сила» - это действительно хороший был сериал, с хорошей драматургией, писал один и тот же сценарист Андрей Кивинов. И слава Богу, что вовремя закончился. Ведь не очень-то хорошая судьба у многих сериалов, которые затянуты, - из сезона в сезон, народ привыкает, сживается с персонажами… А тут вот такой яркий всплеск был, и он на пике закончился. Мы с Андрюшей Федорцовым в «Убойной силе» очень много придумывали на площадке и за ее пределами. У меня же роль-то была вообще маленькая. Я подошел к Кивинову и говорю: «Слушай, ну что ты опять милицию делаешь… Давай хоть служаку, такого - круглое таскать, квадратное катать». И выстроили сквозную роль на 60 серий. У нас хороший коллектив, прекрасный. Спелись мы и больше скажу - мы до сих пор поем… Появилась концертная программа «Убойная сила искусства»: мы с ребятами ездили, выступали… Я не скажу, что мы каждый вечер или на выходных встречаемся, но пересекаемся в Санкт-Петербурге часто, на фестивалях, на премьерах. У меня очень хорошие, дружеские отношения со всеми, но как говорят саперы - разбросало нас! На съемках фильма Екатерины Дорофеевой "Уходят и приходят поезда" (2016), где продюсером была дочь Анна Тютрюмова. фото: instagram.com/tyutryumov

- Но музыкального образования у вас, кажется, нет?

- Я действительно не учился в музыкальной школе, оттуда меня благополучно выгнали… Но я очень хотел научиться играть и сам научился - на баяне, на пианино, на гитаре, на бабалайке… Бабалайка - это из фильма «Неуловимые мстители», помните: «Все русские играют на этих бабалайках». Я не говорю, что какие-то классические произведения исполняю, но в компании - частушки: будьте добры! В кино это пока не попало, хотя я несколько раз предлагал. Но вот в «Цветах календулы» я играю на гитаре и пою. Одну, правда, песню, все вместе. Еще в фильме «Демоны ада» я на баяне, бомжа играл… Дали мне меха растянуть… "Мастер и Маргарита" (2005). - Бомж как-то выпадает из вашего солидного ряда банкиров, адвокатов, депутатов...

- Ну, может, был бы я похудее.. Знаете, ну героя-любовника я точно не сыграю… Хотя был сериал, там одна серия была написана специально для меня, называлась «Выгодный жених», и там, в общем-то, я дал немножко такой любви! Мне самому даже понравилось... А так чего говорить-то - режиссеры всё равно смотрят на фактуру. Есть какой-то штамп, и некуда от него деваться… Приходится иногда даже отказываться от ролей. Читаешь сценарий и понимаешь, что твоя роль вписана только для того, чтобы лицо засветить. Ну это ни к чему… А есть роли хорошие, над которыми хочется работать, даже если это маленький эпизод, но он «вкусный».

- А до каких звезд в военной кинокарьере вы еще не дотянулись?

- До маршальских, так как я уже генерал-майор... Но будем расти, хорошо, что есть еще куда (смеется). Кадр из фильима "Когда я брошу пить" (2016).

Два в одном

- Вам, как продюсеру, образ подполковника Егорова помогает в работе или мешает?

- Честно признаюсь, откидываю ложную скромность, когда продюсер узнаваемое лицо - легче беседовать. Да и по жизни это помогает, чего скрывать, так оно и есть. Не хочу сказать, что только «Убойная сила» дала такую значимость. Иногда даже путают меня с Сережей Степанченко: «Ой, как хорошо вы с Абдуловым снимались там...» Думаю, ладно, опять сейчас доказывать, что это не я… Встретились с ним на «Ленфильме» как-то. Говорю: «Сережа, я за тебя автографы даю». Он: «Я за тебя тоже».

- Продюсер и актер в одном лице на съемочной площадке - тяжелое сочетание?

- Наверное, многие продюсеры не согласятся со мной, но у меня есть такое мнение, что продюсер не может быть режиссером или режиссер - продюсером. У каждого свои важные задачи, каждый должен заниматься своим делом. При совмещении что получается? В камеру смотрит сначала он как режиссер: «Так, вот тут красиво, очень хорошо! Ага, здесь мы взрываем, тут у нас фейерверк, потом танки пойдут, самолеты полетят… Отлично! Потом он переключается как продюсер: «Так, нет - танки не будем, это дорого». И уже творчество пропадает, понимаете? Все-таки режиссер - это творческая натура, это человек, который видит всю эту икебану фильма и хочет привнести всё самое лучшее, чтобы реализовать это видение. А продюсер ищет все-таки, как сэкономить на каких-то моментах съемок для того, чтобы финансы вложить, например, в компьютерную графику… Поэтому я считаю, что режиссер должен снимать кино, а продюсер должен руководить процессом производственным. А актер-продюсер - это может быть, и это мне не мешает во всяком случае. Почему? Потому что я выполняю задачу режиссера, кино - это искусство режиссера, и от него зависит результат. Здесь ничего странного нет. Я люблю сниматься. И в своих проектах я снимаюсь бесплатно - в целях экономии бюджета. Ходят же слухи, что я очень-очень дорогой актер и меня никуда не приглашают. Да приглашают, конечно... Но я деньги зарабатываю не на съемочной площадке... Продюсер Тютрюмов, фото: instagram.com/tyutryumov

- Откуда же пошли эти слухи?

- Я фамилии называть не буду... В нашей работе много недоброжелателей. Друзей-то всё равно мало, хоть и говорят - мы дружим. Творческие люди, они дружат, но так сказать - на бытовом уровне, на уровне творчества очень трудно найти тех людей, с которыми дружишь. На площадке, когда ты с людьми работаешь, стараешься найти те или другие ходы, точки соприкосновения - это совместное творчество. А что касается дружбы…

- Вы сказали, что любите съемочный процесс. За что?

- Люблю съемочный процесс, потому что продюсер. Во-первых, всё это надо контролировать, режиссеру нельзя давать слишком много свободы, а то он уйдет в авторство. А у нас совершенно другой жанр - приходится контролировать. Режиссер ведь как ребенок, он же заставляет всё это сделать в своем преломлении. Но мы же все-таки снимаем не авторское кино, а продюсерское: у нас и компания «АТК-Студио» создана как ООО, где в уставе прописано первой строкой - предприятие создано для получения прибыли, поэтому, естественно, стараемся сделать продукт, который бы зритель смотрел и оценил не только своим взглядом, но и своим кошельком. Как бы цинично это ни звучало. Начало съёмок фильма "Легенды заповедного Урала" кинокомпании "АТК-Студио", фото: instagram.com/tyutryumov

- Как и когда вы решились ступить на продюсерскую стезю?

- Я к этому долго шел. И когда снимался, я постоянно уже над этим задумывался. Но не было возможности или не было такого толчка - да, я хочу это сделать! И вот этот толчок случился только в 2002 году. И надо всё считать, потому что, если здесь ты не будешь считать… Ни один актер не скажет, что в моей кинокомпании он не получил денег. Такого нет. Если у тебя нет денег до окончания съемочного процесса, то не надо и начинать. На стадии продакшна - уже твои риски полностью, а на съемочной площадке ты отвечаешь за людей, ты нанял их на работу и должен заплатить за работу. Может быть, имя у компании пока и не громкое, но репутация хорошая. У нас уже почти два десятка художественных фильмов и более 40 документальных и короткометражных. Фильмы получают призы на кинофестивалях - это один из отчетов, что кинокомпания работает, показывают их в прокате, показывают по ТВ - это говорит о том, что компания работает и живет. Кадр из фильма "Бесславные придурки" (2015).

Домашняя индустрия

- На отдых и семью время при такой занятости остается?

- Я могу запланировать себе отпуск, но, наверное, это будет неправильно. Есть хорошее понятие: если человек умеет отдыхать, значит он умеет и работать. Но мне кажется, это старое понятие осталось - еще с наших коммунистических времен. Человек, мне кажется, должен отдыхать тогда, когда чувствует такую потребность его организм. Можно так всю жизнь отдыхать: я знаю многих актеров и продюсеров, которые до сих пор отдыхают - под лежачего мужика портвейн не течет. Надо двигаться и добиваться.

- Уровнем своей обеспеченности вы довольны?

- Опять же старые добрые времена... Было понятие - у меня всё есть: дача, машина, квартира. Вот это всё есть. Ну а много ли надо? Не надо для себя строить замки, надо больше находиться в производстве. Сейчас некоторые руководители говорят, что у нас настолько процесс производства налажен хорошо, что я могу не находиться на работе, могу по телефону решать вопросы. Японцы считают по-другому. Если без вас там процесс идет, значит вы - лишнее звено. На съемках фильма "Нахимовцы" (2020), фото: instagram.com/tyutryumov

- Детям своим любовь к театру и кино вам удалось передать?

- Ну почему не передать? Передал, у меня и сын снимался в кино, хотя он закончил юрфак, и дочь тоже продюсер телекомпании - это К-студия. У нее еще своя есть кинокомпания - так что все работают.

- С сыном вы вместе снимались?

- Да, вместе снимались в фильме «Особенности национальной политики», он тогда был в 11-м классе. Удачная рыбалка в Астрахани, фото: instagram.com/tyutryumov

- Как это вам удалось его уговорить или как это произошло?

- Уговаривать его не пришлось. Он и сейчас иногда снимается. Бывает, говорю: «Артем, надо!» Он: «Хорошо». Но так как он госслужащий, определенные моменты этому мешают. Тем не менее, все мне помогают. У нас все-таки такая местная, домашняя киноиндустрия, естественно - вся семья помогает. Семья для меня - это основное. И я со своей супругой уже 40 лет живу без побега, да и в мыслях не было... Есть у меня много знакомых, которые поменяли, так сказать, свои семьи, и счастья-то я не вижу. Знаете, вот это всё - кажется, что молодая жена... Когда я познакомился со своей женой, молодой, красивой, энергичной, она и сейчас такая. Я не имею права, как настоящий мужчина, ее оставить. Это мне кажется, во-первых, некрасиво, непорядочно. А во-вторых, я считаю, что все-таки люди должны вместе и стареть, и вместе набираться опыта… Менталитет-то у них одинаковый, потому что представляете, ему, например, 50 лет, а ей там - 25. Да поговорить не о чем Актёр и продюсер Александр Тютрюмов в Крыму, фото М. Львовски.

Следите за яркими новостями Крыма в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах